КГУ «Индустриально-технологический колледж»
Поурочный план № 127-128
(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)
Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых в пространстве. Взаимное расположение прямых в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости. Параллельность плоскостей.
(тема занятия)
Наименование
дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 25.03.2021 года
1. Общие сведения
1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20
1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный
1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.
2. Цели, задачи:
Обучающие: познакомить с разделом геометрии: стереометрия; изучить аксиомы стереометрии и следствия из них; рассмотреть различные виды расположения прямых в пространстве, расположения прямой и плоскости. Ввести определение параллельных и скрещивающихся прямых в пространстве; определение прямой, параллельной плоскости. Изучить теоремы о параллельности прямых и параллельности трёх прямых. Сформировать навыки нахождения параллельных и скрещивающихся прямых; прямой, параллельной плоскости на моделях пространственных тел и в окружающих нас объектах
Развивающие: развивать у обучающихся пространственное представление, умение переносить пространственные ситуации на плоскость, развивать навыки исследовательской деятельности
Воспитательные: воспитание у студентов аккуратности в построении чертежа, способствовать созданию атмосферы активного творческого труда
2.2 Результаты обучения:
1)Знать аксиомы стереометрии и их следствия.
2) Представлять взаимное расположение прямых в пространстве.
2.3 Критерии оценки:
1) Поясняет содержание аксиом стереометрии, их следствий;
2)Записывает аксиомы стереометрии и их следствия с помощью математических символов;
3) Применяет знание о свойствах параллельных и скрещивающихся прямых в пространстве при решении задач;
4) Объясняет признаки, свойства параллельности и перпендикулярности прямых, применяет их при решении задач.
3. Оснащение занятия
3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.
Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова, Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть. Алматы: Мектеп, 2019г.
3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
4. Ход занятия
Заплани- рованные этапы урока, время |
Деятельность, запланированная на уроке
|
Ресурсы
|
||||||||||||||||||||||
Начало урока |
Орг. момент. |
|
||||||||||||||||||||||
|
Вводная беседа. Геометрия делится на 2 раздела. В 7-9 классах изучают планиметрию – свойства фигур на плоскости. Сегодня мы начинаем изучать второй раздел геометрии - стереометрию Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве, называется стереометрия. Изучение этого раздела оченнь важно, поскольку мы живем в пространственном мире и нас окружают пространственные тела. Сложные пространственные тела можно «разбить» на более простые пространственные фигур. Изучением свойств этих фигур и занимается стереометрия 10-11 классов. |
Презентация
|
||||||||||||||||||||||
Середина урока |
https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/
Стереометрия — раздел евклидовой геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве. Если основными фигурами планиметрии являются точка и прямая, то в стереометрии к изучению добавляется плоскость. Примеры стереометрических фигур: · шар; · сфера; · конус; · цилиндр; · призма и так далее. Нередко основным способом решения задач в стереометрии является рассмотрение разнообразных плоскостей при выполнении планиметрических законов. В стереометрии используются следующие обозначения: · прописные буквы A,B,C,D обозначают точки; · строчные буквы обозначают прямые, например, AB = a; · плоскости, как правило, обозначаются такими буквами как α,β,γα,β,γ и подобными; · принадлежность точек к прямой или точек и прямых к плоскости обозначается стандартно: A∈aA∈a или b∈α.
Взаимное расположение прямых в пространстве. Аксиомы стереометрии.В пространстве прямые лежат либо в одной плоскости, либо в разных плоскостях. 1. Две прямые в пространстве будут являться параллельными в тех случаях, когда они лежат в одной и той же плоскости и не имеют общих точек. 2. Две прямые в пространстве будут являться пересекающимися в тех случаях, когда они лежат в одной и той же плоскости и имеют общую точку. 3. Две прямые в пространстве будут являться скрещивающимися в тех случаях, когда они не лежат в одной и той же плоскости. Теоремы о параллельности прямых и плоскостей1. Если прямая AB параллельна какой-нибудь прямой CD, расположенной в плоскости P, то она параллельна самой плоскости.
2. Если плоскость R проходит через прямую AB, параллельную другой плоскости P, и пересекает эту плоскость, то линия пересечения CD параллельна первой прямой AB. 3. Если две параллельные плоскости P и Q пересекаются третьей плоскостью R, то линии пересечения AB и CD параллельны.
4. Если две пересекающиеся прямые AB и DC одной плоскости соответственно параллельны двум прямым A1B1 и C1D1 другой плоскости, то эти плоскости параллельны.
Основные фигуры в пространстве: точки, прямые и плоскости.
Основные
свойства точек, прямых и плоскостей, касающиеся их взаимного расположения,
выражены в аксиомах.
А2. Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости
Замечание. Если прямая и плоскость имеют только одну общую точку, то говорят, что они пересекаются.
А3. Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.
Следствие
1. Через
прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна.
|
Ссылка 1, 2 Презентация к уроку. |
||||||||||||||||||||||
|
Закрепление. Упражнения на закрепление нового материала. В каждом задании сделать чертёж. 1) В кубе ABCDA1B1C1D1 указать: 1) все рёбра, пересекающие ребро AD; 2) все рёбра, параллельные ребру AD; 3) все рёбра, скрещивающиеся с ребром AD. 2) В кубе ABCDA1B1C1D1 указать: 1) все рёбра, лежащие в плоскости DD1C1C; 2) все рёбра, пересекающие плоскость DD1C1C; 3) все рёбра, параллельные плоскости DD1C1C. 3) Дан куб Определить взаимное расположение прямых: 1) A1B и CD; 2) A1B и AC; 3) A1B и D1C1; 4) A1B и С1С; 5) A1D1 и AC; 6) BC и D1D; 7) A1B и B1D; 8) B1D и AC; 9) AC и D1С; 10) D1С и АВ.
|
Презентация
|
||||||||||||||||||||||
Конец урока |
Рефлексия |
Слайд |
||||||||||||||||||||||
|
Домашнее задание: 1. Написать конспект. 2. Выполнить упражнения для закрепления 3. Решить задачу 4. Задача 4. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Сделайте чертёж. В кубе указать: 1) все рёбра, пересекающие ребро AВ; 2) все рёбра, параллельные ребру AВ; 3) все рёбра, скрещивающиеся с ребром AВ.
|
Карточка-задание |
5.Рефлексия по занятию
Рефлексия «+, -, интересно».
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
6. Домашнее задание
Домашнее задание:
Оценочный лист:
№ |
Выполненное задание: |
Баллы |
1. |
Составить конспект. |
20 |
2. |
Выполнить упражнения для закрепления |
50 |
3. |
Решить задачу 4. |
30 |
Задача 4. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Сделайте чертёж. В кубе указать:
1) все рёбра, пересекающие ребро AВ;
2) все рёбра, параллельные ребру AВ;
3) все рёбра, скрещивающиеся с ребром AВ.
Подпись преподавателя________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.