Конспект урока Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых в пространстве. Взаимное расположение прямых в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости. Параллельность плоскостей.
Оценка 4.9

Конспект урока Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых в пространстве. Взаимное расположение прямых в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости. Параллельность плоскостей.

Оценка 4.9
docx
04.06.2021
Конспект урока Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых в пространстве. Взаимное расположение прямых в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости. Параллельность плоскостей.
Урок 127-128 Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей.docx

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Поурочный план № 127-128

(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)

Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых в пространстве. Взаимное расположение прямых в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости. Параллельность плоскостей.

(тема занятия)

Наименование дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 25.03.2021 года

 

1. Общие сведения

1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20

1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный

1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.

 

2. Цели, задачи:

Обучающие:  познакомить с разделом геометрии: стереометрия; изучить аксиомы стереометрии и следствия из них; рассмотреть различные виды расположения прямых в пространстве, расположения прямой и плоскости. Ввести определение параллельных и скрещивающихся  прямых в пространстве; определение прямой, параллельной плоскости. Изучить теоремы о параллельности прямых и параллельности трёх прямых. Сформировать навыки нахождения параллельных и скрещивающихся прямых; прямой, параллельной плоскости на моделях пространственных тел и в окружающих нас объектах

Развивающие: развивать у обучающихся пространственное представление, умение переносить пространственные ситуации на плоскость, развивать навыки исследовательской деятельности

Воспитательные: воспитание у студентов аккуратности в построении чертежа, способствовать созданию атмосферы активного творческого труда

2.2  Результаты обучения:

1)Знать аксиомы стереометрии и их следствия.

2) Представлять  взаимное расположение прямых в пространстве.

2.3 Критерии оценки:

1) Поясняет содержание аксиом стереометрии, их следствий;

2)Записывает аксиомы стереометрии и их следствия  с помощью математических символов;

3) Применяет знание о свойствах  параллельных и скрещивающихся прямых в пространстве при решении задач;

4) Объясняет признаки, свойства параллельности и перпендикулярности прямых, применяет их при решении задач.

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.

Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова,  Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов  естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть.  Алматы: Мектеп, 2019г.

 3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

 

 

    4. Ход занятия

 

Заплани-

рованные этапы урока, время

Деятельность, запланированная на уроке

 

Ресурсы

 

 

Начало урока

Орг. момент.

 

 

Вводная беседа.

Геометрия делится на 2 раздела. В 7-9 классах изучают планиметрию – свойства фигур на плоскости.                    

Сегодня мы начинаем изучать второй раздел геометрии - стереометрию

Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве, называется стереометрия.

Изучение этого раздела оченнь важно, поскольку мы живем в пространственном мире и нас окружают пространственные тела. Сложные пространственные тела можно «разбить» на более простые пространственные фигур. Изучением свойств этих фигур и занимается стереометрия 10-11 классов.

Презентация

 

Середина урока

https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/

 

Стереометрия — раздел евклидовой геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве.

Если основными фигурами планиметрии являются точка и прямая, то в стереометрии к изучению добавляется плоскость.

Примеры стереометрических фигур:

·         шар;

·         сфера;

·         конус;

·         цилиндр;

·         призма и так далее.

Нередко основным способом решения задач в стереометрии является рассмотрение разнообразных плоскостей при выполнении планиметрических законов.

В стереометрии используются следующие обозначения: 

·         прописные буквы A,B,C,D обозначают точки;

·         строчные буквы обозначают прямые, например, AB = a; 

·         плоскости, как правило, обозначаются такими буквами как α,β,γα,β,γ и подобными;

·         принадлежность точек к прямой или точек и прямых к плоскости обозначается стандартно:  AaAa или bα.

 

Взаимное расположение прямых в пространстве. Аксиомы стереометрии.

В пространстве прямые лежат либо в одной плоскости, либо в разных плоскостях.

1.      Две прямые в пространстве будут являться параллельными в тех случаях, когда они лежат в одной и той же плоскости и не имеют общих точек.

2.      Две прямые в пространстве будут являться пересекающимися в тех случаях, когда они лежат в одной и той же плоскости и имеют общую точку.

3.      Две прямые в пространстве будут являться скрещивающимися в тех случаях, когда они не лежат в одной и той же плоскости.

Теоремы о параллельности прямых и плоскостей

1.      Если прямая AB параллельна какой-нибудь прямой CD, расположенной в плоскости P, то она параллельна самой плоскости.

1 График

 

2.      Если плоскость R проходит через прямую AB, параллельную другой плоскости P, и пересекает эту плоскость, то линия пересечения CD параллельна первой прямой AB.

3.      Если две параллельные плоскости P и Q пересекаются третьей плоскостью R, то линии пересечения AB и CD параллельны.

2 Фигуры

 

4.      Если две пересекающиеся прямые AB и DC одной плоскости соответственно параллельны двум прямым A1B1 и C1D1 другой плоскости, то эти плоскости параллельны.

3 Фигуры

 

Основные фигуры в пространстве: точки, прямые и плоскости.

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/1.gif

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/2.gif

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/3.gif

рис. 1

рис. 2

рис. 3

Основные свойства точек, прямых и плоскостей, касающиеся их взаимного расположения, выражены в аксиомах.

А1. Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна.

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/4.gif

Аhttps://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/sign3.gifhttps://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/alpha.gif
Вhttps://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/sign3.gifhttps://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/alpha.gif       (точки А, В, С лежат в плоскости https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/alpha.gif)
Сhttps://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/sign3.gifhttps://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/alpha.gif

рис. 4

А2. Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/5.gif

АBhttps://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/sign7.gif https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/alpha.gif
Прямая АВ лежит в плоскости https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/alpha.gif

рис. 5

Замечание. Если прямая и плоскость имеют только одну общую точку, то говорят, что они пересекаются.

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/6.gif

а https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/sign4.gif https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/alpha.gif = М
Прямая а и плоскость https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/alpha.gif пересекаются в точке М.

рис. 6

А3. Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/7.gif

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/alpha.gif https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/sign4.gif https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/beta.gif = a
https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/alpha.gif и https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/geometry/work1/theory/1/beta.gif пересекаются по прямой а.

рис. 7

Следствие 1. Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна.

Следствие 2. Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом только одна.

 

 

Ссылка 1, 2

Презентация к уроку.

 

Закрепление.

Упражнения на закрепление нового материала. В каждом задании сделать чертёж.

https://otvet.imgsmail.ru/download/100788611_9fb63640f3508dbf2603e2c03092c553_800.jpg

1) В кубе ABCDA1B1C1D1 указать:

   1) все рёбра, пересекающие ребро AD;

   2) все рёбра, параллельные ребру AD;

   3) все рёбра, скрещивающиеся с ребром AD.

2) В кубе ABCDA1B1C1D1 указать:

   1) все рёбра, лежащие в плоскости DD1C1C;

   2) все рёбра, пересекающие плоскость DD1C1C;

   3) все рёбра, параллельные плоскости DD1C1C.

3) Дан куб

    Определить взаимное расположение прямых:

   1) A1B и CD;    2) A1B и AC; 3) A1B и D1C1; 4) A1B и С1С;    5) A1D1 и AC;

   6) BC и D1D;  7) A1B и B1D; 8) B1D и AC;  9) AC и D1С;  10) D1С и АВ.

 

Презентация

 

 

Конец урока

Рефлексия

Слайд

 

Домашнее задание:

1.      Написать конспект.

2.      Выполнить упражнения для закрепления

3.      Решить задачу 4.

Задача 4. Дан куб  ABCDA1B1C1D1. Сделайте чертёж. В кубе указать:

   1) все рёбра, пересекающие ребро AВ;

   2) все рёбра, параллельные ребру AВ;

   3) все рёбра, скрещивающиеся с ребром AВ.

 

Карточка-задание

    

     5.Рефлексия по занятию

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

      6. Домашнее задание

Домашнее задание:

Оценочный лист:

Выполненное задание:

Баллы

1.       

Составить конспект.

20

2.       

Выполнить упражнения для закрепления

50

3.       

Решить задачу 4.

30

Задача 4. Дан куб  ABCDA1B1C1D1. Сделайте чертёж. В кубе указать:

   1) все рёбра, пересекающие ребро AВ;

   2) все рёбра, параллельные ребру AВ;

   3) все рёбра, скрещивающиеся с ребром AВ.

 

Подпись преподавателя________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Ход занятия Заплани- рованные этапы урока, время

Ход занятия Заплани- рованные этапы урока, время

В пространстве прямые лежат либо в одной плоскости, либо в разных плоскостях

В пространстве прямые лежат либо в одной плоскости, либо в разных плоскостях

Основные свойства точек, прямых и плоскостей, касающиеся их взаимного расположения, выражены в аксиомах

Основные свойства точек, прямых и плоскостей, касающиеся их взаимного расположения, выражены в аксиомах

Закрепление. Упражнения на закрепление нового материала

Закрепление. Упражнения на закрепление нового материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2021