Конспект урока биологии в 9 классе по теме «Общий план строения пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости»
Цель: формирование знаний об общем плане строения пищеварительной системы человека, о строении и функциях органов ротовой полости.
Задачи: (обучающая) – формирование у учащихся представлений об органах, входящих в состав пищеварительной системы человека и функциях органов ротовой полости;
(развивающая) – развитие у учащихся умений выделять главное, анализировать обосновывать факты, выявлять причинно-следственные связи;
(воспитательная) – формирование интереса к познанию своего организма.[1 с.55]
Учебно-методическое обеспечение: таблицы «Схема строения органов пищеварения» и «Зубы человека», дидактические карточки (для актуализации опорных знаний и первичного контроля), учебное пособие.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие и проверка присутствия учащихся на уроке. Организация внимания учащихся и их эмоциональный настрой, опираясь на рекомендации для учителей по созданию психологического комфорта на уроке (приложение 2) пособия (И.Д., Биология: план-конспект уроков: 7 класс, 2018) [4 с. 215]
2. Проверка домашнего задания.
– На прошлом уроке мы знакомились с процессами обмена органических и неорганических веществ в организме человека, понятием и разнообразием витаминов. А сейчас проверим, как вы усвоили данный материал.
Работа в парах. Выполнение задания (выберите правильные утверждения) 3 пособия [3 с.63] (Минец М. Л., 2019)
Работа на карточках. Выполнение заданий 12, 14, 15 (найти и исправить биологические ошибки) пособия [3 с.65] (Минец М. Л., 2019)
Проверка и выполненных заданий и пояснения к ним.
3. Актуализация знаний и умений учащихся.
Ротовая полость является начальным отделом пищеварительной системы; именно здесь определяются вкусовые качества и пищевая пригодность продуктов, происходят первоначальные процессы механической и химической обработки пищи, частично происходят процессы всасывания; отсюда берут начало многие пищевые рефлексы. Пищеварение в ротовой полости значительно отражается на работе пищеварительной системы в целом. Приобретенные вами знания о структуре пищеварительной системы и процессах, которые составляют сущность ее нормальной деятельности, необходимы для понимания нарушений пищеварения, их принципов и механизмов развития.
4. Целемотивационный этап.
Каждый человек должен быть заинтересован в своем здоровье. Оно само не появится и никто его не подарит. О нем нужно регулярно заботиться. Благодаря правильному питанию и отлаженному механизму пищеварения можно сохранить или восстановить свое здоровье, продлить себе жизнь, быть бодрыми и активными. Вы стремитесь к этому? Для того, чтобы правильно выполнять все процессы и механизмы, связанные с питанием и пищеварением нам нужно познакомиться с общим планом строения и работой пищеварительной системы, в частности с пищеварением в ротовой полости.
5. Изучение новой темы.
Оглашение темы урока.
Акцентирование внимания на теме с помощью выполнения задания 6 пособия [3 с.63 – 64] (Минец М. Л., 2019)
Рассказ учителя об общем плане строения пищеварительной системы. Рассказ учителя о строении ротовой полости, ее функциях и процессе пищеварения.
6. Проверка понимания изученного.
Заполнение учащимися задания 1 рабочей тетради [2 с.84].
Выполнение учащимися заданий 2 и 3 рабочей тетради[2 с.84 -85].
Выполнение задания «Подумайте» в рабочей тетради[2 с85].
7. Закрепление изученного.
Для закрепления изученного материала рекомендуется выполнение задания 8 пособия (Минец М. Л., 2019) [3 с.64].
Выполнение заданий 4 и 6 рабочей тетради [2 с.84 – 86].
Физкультминутка.
Для снятия напряжения и усталости от работы рекомендуются следующие приемы для физкультминуток: прием «Согрейте руки», прием «Сы-ы-ы-р», упражнение «После грозы», рекомендованные в учебном пособии (И.Д., Биология: план-конспект уроков: 7 класс, 2018) [4 с.216 – 217].
8. Обобщение и систематизация изученного.
Выполнение задания «Подумайте» рабочей тетради (О.Л.Борисов, 2019) [2 с.86].
Выполнение задания 3 пособия (Минец М. Л., 2019) [3 с.63].
9. Контроль знаний и умений.
Составить «Синквейн» на тему «Пищеварение» согласно активным приемам и методам обучения, предложенные в пособии (И.Д., Биология: план-конспект уроков: 7 класс, 2018) [4 с.211].
10. Информация о домашнем задании.
§ 38 учебного пособия.
11. Подведение итогов.
Выставление отметок и комментарии к ним.
12. Рефлексия.
- Мы изучили общий план строения и функции пищеварительной системы. А так же познакомились с процессом пищеварения в ротовой полости. Пришло время понять, что нам было понятно и доступно, а что вызвало затруднения.
Методика «Три М»
Каждому из учащихся необходимо назвать три момента, которые получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Литература
1. Борщевская, Е. В. Биология. 8 – 9 кл. : примерное календарно-тематическое планирование : пособие для учителей учреждений общ. сред. Образования / Е. В. Борщевская, Н. Д. Лисов, О. Н. Рогожников. – Минск : НИО : Аверсэв, 2019. – 63 с. – (Библиотека учителя).
2. Борисов, О. Л. Биология. 9класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / О. Л. Борисов, А. А. Антипенко, М. В. Мащенко. – Минск : Аверсэв, 2019. – 112 с. : ил.
3. Минец, М. Л. Биология. 8 – 9 классы : дидактические и диагностические материалы : пособие для учителей учреждений общ. сред. Образования с белорус. и рус. яз. обучения / М. Л. Минец, А. С. Чубарова, Е. В. Борщевская. – Минск : Аверсэв, 2019. – 143с.: ил. – (Компетентностный подход).
4. Яцына, И. Д. Биология : план-конспект уроков : 7 класс / И. Д. Яцына. – 2-е изд., перераб. – Минск : Аверсэв, 2018. – 222 с. : ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.