Конспект урока "Биоценоз"

  • pdf
  • 29.07.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Биоценоз.pdf

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка занятия 

«Биоценоз. Структурные и функциональные особенности биоценоза. Взаимосвязи организмов в биоценозе и их изменения на примере болота».

 

 

Автор: Подгузов Николай

Александрович, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ВДЮСТИЭ, учитель биологии МОУ СШ № 124

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

 

 

 

 

 

 

Цель: Определить, как учащиеся усвоили понятия: биоценоза (природное сообщество), приспособленность организмов к среде обитания, закрепить экологические и биологические знания, привить интерес к учебной и исследовательской деятельности, ответственности человека за природу Образовательные задачи:  дидактическая – повторение и закрепление ранее полученных знаний;  воспитательная – формирование экологической культуры, правил поведения в природе; 

развивающая – развитие творческого потенциала учащихся, интереса к предмету, умение применять знания на практике. 

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, колонки.  Электронная презентация, фонограмма голосов птиц, карточки с заданиями, письменные принадлежности. 

ПЛАН УРОКА: 

1.     Организационный момент

2.     Вводная беседа. ЧС и возможные травмы.

3.     Контроль теоретических знаний. Устный опрос и индивидуальная работа с карточками и тестовыми заданиями.

4.     Практическая работа в группах: анализ заданий, выбор участников, выполнение с демонстрацией. Деловая игра “Исследователь”; 

5.     Закрепление темы. Просмотр электронной презентации.

6.     Обобщение урока. 

7.     Подведение итогов.  

ОРГМОМЕНТ

Объяснение ситуации. Сегодняшний урок пройдет не в совсем обычной, но уже знакомой нам форме – это деловая игра. Поэтому и расположение наше в кабинете будет иным, нежели на обычном занятии. Как и при изучении, многих тем нам необходимы будут знания из предыдущего материала, ваших самостоятельных занятий и интересов. 

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Сегодня мы с вами проводим обобщающее занятие по теме “Биоценоз”. Как вы думаете, для чего мы проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока?  (Обучающиеся самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения полученных знаний, умение применить их на практике, развитие интереса к окружающей среде, ответственность за природу. В случае неточности формулировки перподаваель подводит их к правильному пониманию цели и задач урока).

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

1.Фронтальная беседа по вопросам с использованием электронной презентации

      Дайте определение биоценоза.

      Виды биоценозов, приведите примеры. 

      Взаимосвязи в биоценозе. 

      Факторы влияющие на биоценоз 

      Цепи питания.

2.     Задание: Тест 1. Факторы влияющие на природное сообщество.

(Приложение)

3.     Тест 2. Биоценоз. (Приложение)

 

     Какие могут быть изменения в биоценозе и под воздействием каких факторов?

Попробуем разобраться в этом на примере одного из природных сообществ – болота.

Болото представляет собой своеобразный биоценоз, где обитают организмы, приспособленные к избыточному увлажнению. Они являются естественной средой обитания для сотен видов цветковых растений, мхов, многочисленных насекомых, моллюсков и других беспозвоночных животных, различных видов водоплавающих птиц, рыб, зверей. 

РАБОТА В ГРУППАХ

Работа в группах. Деление и рассаживание команд в игровой форме: 3 команды по 4-5 человек в каждой (метод – выбери помощника).

Команды  Докладчиков, Обвинителей, Защитников. Обсуждение вопросов:

      По каким причинам могут возникать болота?

      По каким причинам могут исчезать болота?

      Есть ли польза от болот?

Закрепление темы. Электронная презентация. «Болото и его обитатели» Просмотр в интерактивной форме, с выполнениям заданий.

 

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Наше занятие подходит к концу. Думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили.

Главным же итогом являются не оценки, которые вы  заработали, а те умения, которые вы сможете применить в вашем дальнейшем обучении и в различных жизненных ситуациях.

ВСЕМ СПАСИБО, ДО СВИДАНИЯ.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Тест 1

Впишите в таблицу ваши ответы к каким факторам относятся следующие примеры:

 

1.       Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников.

2.       Загрязнение атмосферы выхлопными газами.

3.       Окунь поедает мальков.

4.       Лягушка питается насекомыми.

5.       Снижение урожая из-за нехватки минеральных веществ в почве.

6.       Снижение численности популяций морских организмов из-за разлива нефти.

7.       В кишечнике крупного рогатого скота обитают бактерии, разлагающие клетчатку.

8.       Листопад.

9.       Лишайник.

10.   Клещи питаются только кровью животных.

11.   Сосуществование белки и лося на одной территории.

12.   Жаркое, засушливое лето.

13.   Волк поедает зайца.

14.   Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов.

15.   Осушение болот.

16.   Рыбы-лоцманы поедают остатки пищи акул и дельфинов.

17.   Борьба хищников одного леса за пищу.

18.   Загрязнение пригородного водоёма промышленными стоками.

19.   Обитание большого количества морских животных в коралловых рифах.

20.   Из-за малоснежной зимы низкий уровень воды водоемах.

 

абиотические факторы 

 

биотические факторы 

 

антропогенные факторы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 2 Биоценоз.

 

Термины

Варианты ответов

Поставьте рядом с правильным ответом  галочку

биоценоз-это

природное сообщество животных и растений.

 

природное сообщество растений.

 

природное сообщество организмов, совместно живущих на одной территории

 

к естественному биоценозу относится

поле

 

степь

 

горы

 

продуцентами являются

животные

 

черви

 

растения

 

заяц является консументом

2 порядка

 

1 порядка

 

3 порядка

 

экологические факторы- это

условия окружающей среды.

 

условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов

 

условия, влияющие на животных

 

к абиотическим факторам относится:

растение

 

человек

 

температура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания из презентации

Распределите болотных жителей

Белая куропатка, кулик, клюква, багульник, журавль, бактерии, голубика, лягушка, осока, лось, комар, морошка, грибы, мох – сфагнум.

ПОГРУППАМ

ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛИ РАЗРУШИТЕЛИ

Составьте 2 цепи питания.

    Болотныйлунь

    Щука

    Белаякуропатка

    Рачки

    Клюква

    Карась

    Водоросли