Методическая разработка занятия
«Биоценоз. Структурные и функциональные особенности биоценоза. Взаимосвязи организмов в биоценозе и их изменения на примере болота».
Александрович, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ВДЮСТИЭ, учитель биологии МОУ СШ № 124
Цель: Определить, как учащиеся усвоили понятия: биоценоза (природное сообщество), приспособленность организмов к среде обитания, закрепить экологические и биологические знания, привить интерес к учебной и исследовательской деятельности, ответственности человека за природу Образовательные задачи: дидактическая – повторение и закрепление ранее полученных знаний; воспитательная – формирование экологической культуры, правил поведения в природе;
развивающая – развитие творческого потенциала учащихся, интереса к предмету, умение применять знания на практике.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, колонки. Электронная презентация, фонограмма голосов птиц, карточки с заданиями, письменные принадлежности.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент
2. Вводная беседа. ЧС и возможные травмы.
3. Контроль теоретических знаний. Устный опрос и индивидуальная работа с карточками и тестовыми заданиями.
4. Практическая работа в группах: анализ заданий, выбор участников, выполнение с демонстрацией. Деловая игра “Исследователь”;
5. Закрепление темы. Просмотр электронной презентации.
6. Обобщение урока.
7. Подведение итогов.
ОРГМОМЕНТ
Объяснение ситуации. Сегодняшний урок пройдет не в совсем обычной, но уже знакомой нам форме – это деловая игра. Поэтому и расположение наше в кабинете будет иным, нежели на обычном занятии. Как и при изучении, многих тем нам необходимы будут знания из предыдущего материала, ваших самостоятельных занятий и интересов.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Сегодня мы с вами проводим обобщающее занятие по теме “Биоценоз”. Как вы думаете, для чего мы проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока? (Обучающиеся самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения полученных знаний, умение применить их на практике, развитие интереса к окружающей среде, ответственность за природу. В случае неточности формулировки перподаваель подводит их к правильному пониманию цели и задач урока).
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
1.Фронтальная беседа по вопросам с использованием электронной презентации:
• Дайте определение биоценоза.
• Виды биоценозов, приведите примеры.
• Взаимосвязи в биоценозе.
• Факторы влияющие на биоценоз
• Цепи питания.
2. Задание: Тест 1. Факторы влияющие на природное сообщество.
(Приложение)
3. Тест 2. Биоценоз. (Приложение)
Какие могут быть изменения в биоценозе и под воздействием каких факторов?
Попробуем разобраться в этом на примере одного из природных сообществ – болота.
Болото представляет собой своеобразный биоценоз, где обитают организмы, приспособленные к избыточному увлажнению. Они являются естественной средой обитания для сотен видов цветковых растений, мхов, многочисленных насекомых, моллюсков и других беспозвоночных животных, различных видов водоплавающих птиц, рыб, зверей.
РАБОТА В ГРУППАХ
Работа в группах. Деление и рассаживание команд в игровой форме: 3 команды по 4-5 человек в каждой (метод – выбери помощника).
Команды Докладчиков, Обвинителей, Защитников. Обсуждение вопросов:
• По каким причинам могут возникать болота?
• По каким причинам могут исчезать болота?
• Есть ли польза от болот?
Закрепление темы. Электронная презентация. «Болото и его обитатели» Просмотр в интерактивной форме, с выполнениям заданий.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Наше занятие подходит к концу. Думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили.
Главным же итогом являются не оценки, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в вашем дальнейшем обучении и в различных жизненных ситуациях.
ВСЕМ СПАСИБО, ДО СВИДАНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тест 1
Впишите в таблицу ваши ответы к каким факторам относятся следующие примеры:
1. Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников.
2. Загрязнение атмосферы выхлопными газами.
3. Окунь поедает мальков.
4. Лягушка питается насекомыми.
5. Снижение урожая из-за нехватки минеральных веществ в почве.
6. Снижение численности популяций морских организмов из-за разлива нефти.
7. В кишечнике крупного рогатого скота обитают бактерии, разлагающие клетчатку.
8. Листопад.
9. Лишайник.
10. Клещи питаются только кровью животных.
11. Сосуществование белки и лося на одной территории.
12. Жаркое, засушливое лето.
13. Волк поедает зайца.
14. Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов.
15. Осушение болот.
16. Рыбы-лоцманы поедают остатки пищи акул и дельфинов.
17. Борьба хищников одного леса за пищу.
18. Загрязнение пригородного водоёма промышленными стоками.
19. Обитание большого количества морских животных в коралловых рифах.
20. Из-за малоснежной зимы низкий уровень воды водоемах.
абиотические факторы
|
биотические факторы
|
антропогенные факторы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тест 2 Биоценоз.
Термины |
Варианты ответов |
Поставьте рядом с правильным ответом галочку |
биоценоз-это |
природное сообщество животных и растений. |
|
природное сообщество растений. |
|
|
природное сообщество организмов, совместно живущих на одной территории |
|
|
к естественному биоценозу относится |
поле |
|
степь |
|
|
горы |
|
|
продуцентами являются |
животные |
|
черви |
|
|
растения |
|
|
заяц является консументом |
2 порядка |
|
1 порядка |
|
|
3 порядка |
|
|
экологические факторы- это |
условия окружающей среды. |
|
условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов |
|
|
условия, влияющие на животных |
|
|
к абиотическим факторам относится: |
растение |
|
человек |
|
|
температура |
|
Задания из презентации
Белая куропатка, кулик, клюква, багульник, журавль, бактерии, голубика, лягушка, осока, лось, комар, морошка, грибы, мох – сфагнум.
ПОГРУППАМ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛИ РАЗРУШИТЕЛИ
Составьте 2 цепи питания.
• Болотныйлунь
• Щука
• Белаякуропатка
• Рачки
• Клюква
• Карась
• Водоросли
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.