Конспект урока "Человек и общество"
Оценка 4.6

Конспект урока "Человек и общество"

Оценка 4.6
doc
23.10.2023
Конспект урока "Человек и общество"
Конспект урока Человек и общество.doc

Урок обществознания: «Общество. Сферы общественной жизни»

10 класс, технология модульного обучения.

Цель:

-рассмотреть общество как развивающуюся систему;

-знать сферы общественной жизни;

-рассмотреть разные подходы к изучению общества

 

«Стремление к собственной значительности

 является одной из главных черт, отличающих

человека от животного»

(Д.Карнеги)

 

- Как вы понимаете смысл эпиграфа, автором которого является  Карнеги?

             (Человек, в отличие от животного, живёт в сознательном коллективе,  в обществе)

1.Входной контроль (рефлексия)

 

-Что такое общество в узком смысле?

-Что такое общество в широком смысле?

-Что такое общество в философском понимании?

 

             - Мы рассмотрели общество как совокупность людей, связанных социальными отношениями. Есть ещё один важный аспект, который углубляет наши знания об обществе на социально-философском уровне — анализ общества как целостной системы.

 

2 Анализ общества как целостной системы:

 

-Что такое система?

 

              Рассмотрим системное строение общества:

(Слайды: схемы - «важнейшие элементы общества», «компоненты общества»).

Работают по учебнику, составляя схемы;

 

   Общество — система, определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Если рассматривать общество как сложноорганизованную систему, то не обходимо выделить то, что называется «подсистемой». В таком случае подсистемами общества принято называть сферы общественной жизни.

 

3. Работа с учебником, стр.102 — выписать сферы жизни общества и их функции.

 

4. Первичное закрепление знания

Практическая работа:

 

Распределите перечисленные ниже характеристики в столбцы таблицы

       по четырём сферам общественной жизни:

 

1.

 

Экономическая сфера жизни общества

Социальная сфера жизни общества

Политическая сфера жизни общества

Духовная сфера жизни общества

 

 

 

 

 

1. основа производства — земля

2. неграмотность большинства населения

3. спад производства

4. кризис финансовой системы

5. наличие классов в обществе

6. развитие литературы и искусства

7. деятельность политических партий

8. разнообразие философских учений

9. основа производства — знания, информация

10. решается задача преодоления неграмотности

11. деятельность банка

12. научные открытия

13. восстановление храма Христа Спасителя

14. сословная структура  общества

15. непрерывное образование граждан

16. формирование наций

17. вопросы права

18. обмен материальными благами

19. отношения в сфере власти

20. взаимодействие классов

21. религиозные организации

22. здание школы

23. семья патриархального типа

24. организация предпраздничной торговли

25. проведение референдума

26. принятие закона об общественных организациях

27. написание приключенческого романа

28. производства товаров массового спроса

29. проведение научного исследования

30. театр имени «Ленинского комсомола».

 

2.

 

Заполните таблицу:

 

Сферы общества

 

Деятельность людей и отношения между ними

Основные учреждения (организации)

Политическая сфера

 

 

Экономическая сфера

 

 

Социальная сфера

 

 

Духовная сфера

 

 

 

3.

 

      Историк и публицист М.И. Турган-Барановский писал: «Политическое преобладание Москвы основывалось, между прочим, на том, что Москва была торговым центром огромного края, промышленность которого находилась в непосредственном подчинении торговому капиталу, сосредоточенному преимущественно в Москве. Торговый класс был, вслед за земельным дворянством, самым влиятельным классом старинной Руси».

 

·        -Связь каких сфер жизни общества можно проследить в этой  характеристике? Свой ответ чётко аргументируйте.

 

 

-Какова взаимосвязь и взаимообусловленность сфер общественной жизни? Каждая из сфер охватывает свой круг общественных отношений. Можно ли выделить одну из них — приоритетную.  Этот вопрос до сих пор остаётся дискуссионным.

  Рассмотрим различные подходы к этой проблеме:

5.Практическое закрепление знания

5.1. Работа со слайдами по проблеме взаимозависимости сфер общественной жизни

1-й подход (Работа со слайдами)

 

Данный вариант отражает определяющую роль экономических отношений.

-Как вы думаете, какие аргументы в пользу решающего значения экономики приводятся?

  (материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность). Иначе говоря, прежде чем начать заниматься наукой, искусством, политикой и т.д., человек должен купить еду, одеться, построить дом. И всё это ему предстоит произвести.

 

2-й подход (Работа со слайдом):

 

Аргументы?

Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практическим действиям. Прежде чем совершить реальный поступок, человек ставит себе цель, выбирает лучший путь её достижения, прогнозирует важный результат. В глобальном масштабе крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Например, идеи века Просвещения подготовили социальный переворот, вошедший в историю как Великая Французская революция. Или распространение Протестантизма сыграло роль в утверждении новых капиталистических отношений.

 

3-й подход (Работа со слайдом):

  

      Это наиболее компромиссный из приведённых подходов. Его приверженцы считают, что каждая из общественных сфер может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Так, допустим, в период революции очень много зависит от того, какие политические силы придут к власти.

     

       Общественная жизнь очень сложна и многогранна, поэтому её изучают многие науки, получившие название «общественные».

 

6. Практическая работа с понятиями

 

Работа с основными понятиями:

 

История — изучает прошлое человечества в многообразии

 конкретных событий и фактов, Закономерности развития общества.

 

Политология — изучает отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления.

 

Социология — изучает взаимодействие социальных групп, социальную структуру общества.

 

Экономика — изучает производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.

 

Антропология — изучает происхождение и эволюцию человека, образование различных человеческих рас.

 

Демография — изучает народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни.

 

Этнография — изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.

 

Психология — изучает поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т. д.

 

Культурология — наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

 

Эстетика — наука о прекрасном.

 

Право — одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, поведение и действия его членов, деятельность предприятий, организаций, государственных органов.

 

Этика — наука о правилах поведения человека в обществе.

 

 

Каждая из этих наук рассматривает лишь определённую область общественной жизни.

Какую именно?

 

7.Записать в тетради вывод, общие итоги урока по теме «Общество. Сферы общественной жизни»

 

 

Вывод: Общество и механизм его функционирования являются предметом дискуссий.

 

Домашнее задание


Урок обществознания: « Общество

Урок обществознания: « Общество

Практическая работа: Распределите перечисленные ниже характеристики в столбцы таблицы по четырём сферам общественной жизни: 1

Практическая работа: Распределите перечисленные ниже характеристики в столбцы таблицы по четырём сферам общественной жизни: 1

Заполните таблицу: Сферы общества

Заполните таблицу: Сферы общества

Работа со слайдом): Аргументы?

Работа со слайдом): Аргументы?

Демография — изучает народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни

Демография — изучает народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2023