Конспект урока для 2 класса "Разнообразие растений"
Оценка 4.7

Конспект урока для 2 класса "Разнообразие растений"

Оценка 4.7
docx
30.06.2020
Конспект урока для 2 класса "Разнообразие растений"
конспект урока Разнообразие растений.docx

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Примечание

І.

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

Проверка готовности учеников к уроку.

1)    - Возьмитесь за руки, улыбнитесь,  ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.

Поэтическая минутка.

          Всё в тающей дымке-

          Холмы, перелески…

          Здесь краски не ярки

          И звуки не резки…

          Здесь мало увидеть,

          Здесь надо всмотреться,

          Чтоб ясной любовью

          Наполнилось сердце.

          Здесь мало услышать,

          Здесь вслушаться нужно,

          Чтоб в душу созвучья

          Нахлынули дружно.

          Чтоб вдруг отразили

          Бездонные воды

          Всю прелесть застенчивой

          Русской природы.   (Н. Рыленков)

- Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.

 - А что такое природа?

 

- На какие 2 группы можно разделить природу?

- Как отличить живую природу от неживой?

 

 

 

- Как называется наука, которая изучает живую природу?

 

- На какие царства (группы) ученые-биологи разделили живую природу?

 

- А вот про какое царство мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав шифр. Для этого, нужно зачеркнуть буквы, которые не подходят к шифру.

 

к

р

о

м

а

д

с

у

п

т

е

в

ё

н

ф

и

я

ы

 

Шифр:

1

3

4

6

8

9

12

13

15

18

Ответ: растения

 

1. Проверяют наличие учебных вещей к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это то, что нас окружает и не сделано руками человека.

 

- Живая и неживая.

- Живые существуют, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.

 

-Биология

 

- Царства растений, животных, грибов, бактерий.

 

Разгадывают шифр.

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

Слайд3

ІІ.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1) Сообщение темы и целей урока.

 

– Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой     классификацией растений.

 

Проблема. Сегодня мы узнаем, на какие группы делят ученые – ботаники всё царство растений.

 

2)     Знакомство с новой классификацией растений.

Мир растений очень разнообразен. Растения различаются не только размерами, окраской и формой своих органов, но и условиями жизни, строением.

- Учёные-биологи делят царство растений на несколько групп.

 

          Откройте учебники, страница 54. Посмотрите, сколько разных групп растений. И наша задача узнать, каковы  характерные признаки этих групп.

3) Знакомство с новым понятием:

 Группа растений - растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков.

 

- Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит?

- Чем мы будем пользоваться, проводя исследование?

Мы будем работать  группами.

-

4. Работа в группах

- Докажи,что эти растения надо объединить в одну группу. Назовите хотя бы один отличительный признак, по которому вы это растение отнесли к другой группе

 

1-я группа: Что такое водоросли?

2-я группа: Что такое мхи?

3-я группа: Что такое папоротники?

4-я группа: Что такое хвойные растения?

5-я группа: Что такое цветковые растения?

4)Практическая работа.

 - Будем рассматривать каждую группу по следующему плану:

(Открывается план на слайде)

·         среда обитания;

·         строение растения;

·         размножение;

 

 

Ботаника

- Какие бывают растения:

деревья, кустарники, травы;

дикорастущие, культурные растения; комнатные растения;

части растения;

лиственные и хвойные деревья.

 

- Растения очень разные.

- Разные растения или Разнообразие растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Это значит надо провести небольшую исследовательскую работу.

- Учебниками по окружающему миру, энциклопедиями, гербарием.

· Изучают новый материал.

· Каждая группа готовит сообщение.

 

 

Слайд 4

(Слайд 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

Учебник, с. 54

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

Учебник, стр.54-58

 

Слайд 7

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)Выступление групп.

- Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания.

-Каждой группе было дано задание подготовить информацию об одной из групп растений, которую мы сейчас послушаем.

 

плана с опорными словами. (слайд 6)

1. среда обитания;

2. строение растения;

3. размножение;

               

Полученные данные о группах растений надо внести в таблицу.

 

Группы

растений

Стебли

Листья

Цветы

Корни

 

Плоды    и

семена

Где живут?

Размножение

Водоросли

-

-

-

-

-

 

спорами

Мхи

+

+

-

-

-

 

спорами

Папоротники

+

+

-

+

-

 

спорами

Хвойные

растения

+

+

хвоинки

-

+

+

шишки

 

семенами

Цветковые растения

+

+

+

+

+

 

семенами

 

Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:

 

- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему?

- Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений?

 

- Пользуясь столбиком «Размножение», разделите растения еще на 2 группы

Каждая группа выступает.

Заполняют таблицу «Разнообразие растений».

 

 

 

 

 

Дети оценивают выступающую группу.

 

 

 

 

 

 

 

Водоросли

Высшие растения.

 

Объединяют растения в «Споровые» и «Семенные»

 

Слайды 8-12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкульт минутка для глаз.

 

 

 

ІII.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 

 

Давайте поиграем. Будьте внимательны. Если я покажу  цветковые вы смотрите вправо, хвойные – влево, а если покажу папоротники – закрывайте крепко глаза.

-

Работа в Т

 

 

 Теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится.

- Проводится игра:

1)    1) «К каким группам относятся растения».

2)    2) «Найди лишнее название»: выберите лишнее растение и объясните свой выбор.

- Тест

 

 

 

 

 

 

Синквейн:

Растения.
Разнообразные, прекрасные.
Украшают, радуют, восхищают.
Зелёный наряд Земли.
Красота!

 

Слайд 1-8 (до крапивы)

 

 

Слайд  9

 

Слайд 10-20

Ответы-21

 

ІV . ОБОБЩЕНИЕ.

РЕФЛЕКСИЯ.

Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На след ующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.

Продолжите высказывание:

- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне понравилось …

- Я  могу использовать эти знания…

 

 

 

 

 

V.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

- Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.

Для всех:

1. Прочитать в учебнике статью на стр. 54 – 58.

Для юных ученых:

Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы:

Творческие работы:

сочинить сказку, стихотворение, загадку, составить кроссворд,

 

 

 

 

 

Записывают д/з в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Цветковые растения

-  Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.

Цветковые растения встречались на Земле ещё  со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения,  которые выведены человеком,  представители этого отдела.

 

2.Хвойные растения.

Другая группа растений – хвойные растения.

– Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.

 

Папоротник.

Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники  растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.

Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.

По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.

Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.

Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.

Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.

         

МХИ

 

Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.

На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.

Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.

Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.

 

Водоросли.

Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете  ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.

У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли)

Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они  в океанах.

По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.

Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.

         Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от  гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.

Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи урока:

·         выявить имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира;

·         систематизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира;

·         развивать знания детей об основных группах растений: водорослях, мхах, папоротниках, хвойных растениях и цветковых растениях;

·         учить сравнивать и выявлять существенные признаки отдельных групп растений, классифицировать их (объединять в группы по существенным признакам);

·         знакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение)

·         развивать воображение, мышление, связную речь, умение работать с книгой и доской, умение самоконтроля, умение оценить самого себя и товарища.;

·         развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

·         формировать самостоятельную познавательную деятельность;

·         воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.


 

Этапы урокаДеятельность учителя

Этапы урокаДеятельность учителя

Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении?

Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении?

Шифр: 1 3 4 6 8 9 12 13 15 18

Шифр: 1 3 4 6 8 9 12 13 15 18

Знакомство с новым понятием:

Знакомство с новым понятием:

Ботаника - Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; дикорастущие, культурные растения; комнатные растения; части растения; лиственные и хвойные деревья

Ботаника - Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; дикорастущие, культурные растения; комнатные растения; части растения; лиственные и хвойные деревья

Выступление групп. - Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания

Выступление групп. - Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания

Пользуясь столбиком «Размножение», разделите растения еще на 2 группы

Пользуясь столбиком «Размножение», разделите растения еще на 2 группы

V . ОБОБЩЕНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.

V . ОБОБЩЕНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.

Цветковые растения - Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями

Цветковые растения - Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями

Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц

Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц

По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные

По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2020