Конспект урока для 5 класса "Вычитание смешанных дробей"
Цель: формировать умения и навыки вычитания смешанных дробей, развивать логическое мышление, память; воспитывать целеустремленность, ответственность.
Тип урока: изучение нового материала
Учебник: Математика 5 класс С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н.
Решетников, А.В. Шевкин (2012 год)
Ход урока:
При проверке тетрадей
Устный счет.
Выполнить сложение:
На день рожденья Ирины мама испекла три пирога. Гости съели 2 всех пирогов. Какая часть пирога осталась?
Какое действие необходимо выполнить, чтобы решить задачу? (вычитание)
Какие знания вам понадобятся, чтобы выполнить это действие? (правила вычитания смешанных чисел)
Тема нашего урока: «Вычитание смешанных дробей»
На уроке мы научимся выполнять действие вычитание над смешанными дробями
Учебник стр. 220, пример 1, пример 2, пример 3, пример 4. Рассмотренные примеры записать в тетради.
Учебник стр. 221, пример 5. Рассмотренный пример записать в тетради.
Примерный текст беседы:
Вычитание правильной дроби из целого числа
Чтобы из целого числа вычесть правильную дробь нужно представить это натуральное число в виде смешанного числа.
Для этого занимаем единицу в натуральном числе и представляем её в виде неправильной дроби, знаменатель которой равен знаменателю вычитаемой дроби.
Пример.
В примере единицу мы заменили неправильной дробью 7/7 и вместо 3 записали смешанное число и от дробной части отняли дробь.
Вычитание смешанных чисел
При вычитании смешанных чисел отдельно из целой части вычитают целую часть, а из дробной части вычитают дробную часть.
При подобных расчётах могут встретиться разные случаи.
Первый случай вычитания смешанных чисел
У дробных частей одинаковые знаменатели и числитель дробной части уменьшаемого (из чего вычитаем) больше или равен числителю дробной части вычитаемого (что вычитаем).
Пример.
Второй случай вычитания смешанных чисел
У дробных частей разные знаменатели.
В этом случае вначале нужно привести к общему знаменателю дробные части, а затем выполнить вычитание целой части из целой, а дробной из дробной.
Пример.
Третий случай вычитания смешанных чисел
Дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
Пример.
Так как у дробных частей разные знаменатели, то как и во втором случае, вначале приведём обыкновенные дроби к общему знаменателю.
Числитель дробной части уменьшаемого меньше числителя дробной части вычитаемого.
3
Поэтому, вспомнив вычитание правильной дроби из целого числа, займём единицу из целой части и представим эту единицу в виде неправильной дроби с одинаковым знаменателем и числителем равным 18.
Сложим полученную неправильную дробь 18/18 и дробную часть уменьшаемого и получим:
Все рассмотренные случаи можно описать с помощью правил вычитания смешанных чисел.
№1003, №1004 – с решением на доске
№1005 – устный счет
№1007, 1009, 1010 – с решением на доске
Подведение итогов
Выполнить упр. №1005, 1011
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.