Тема: Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб»
1. Вызов
Организационный момент
Слово учителя: Сегодня мы познакомимся со сказкой Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.
Слово учителя: Перед нами ключевые слова – добро и злоба. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, тема сегодняшнего урока Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб» .
Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться. Как вы понимаете эти слова?
Учащиеся: Доказывают, приводят аргументы
Учитель: Молодцы! А давайте, ребята, вспомним типы сказок.
Учащиеся: Волшебная сказка, сказка о животных, социально-бытовая сказка.
Учитель: К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»?
Учащиеся: Социально-бытовая сказка
Учитель: Хорошо. Типы сказок вспомнили. Раз это сказка социально-бытовая, то главные герои такой сказки люди. Вот и у нас главный герой – мальчик Филька.
- Что можете рассказать о главном герое? (Молчаливый, недоверчивый. Равнодушен ко всем. Даже к играм. Ленивый. Любимая фраза «Да ну тебя!».)
- А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой? И почему он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой? А где его родители? Почему они только вдвоём? (Мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить).
-Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки? (Неласковому и нелюбимому всегда труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят)
-А вы знаете, что обозначает имя Филипп? (Филипп – греч. – любитель лошадей.)
-Соответствует ли имя мальчика его поступкам?
- Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках. Послушайте, пожалуйста. (Чтение отрывка «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «…и в неё кружились льдинки»)
- Какое настроение у вас вызвал пейзаж? (Тихая, спокойная обычная зима)
- Давайте продолжим чтение и узнаем, что же случилось в Бережках.
(Чтение отрывка «В один из таких тёплых, серых дней…» до слов «…Иди, копай!»)
-А что же сделал Филька? (Филька в это время ел хлеб. Герой бьет коня, закидывает хлеб в снег. А мы в начале урока выяснили, что хлеб сделан с любовью во имя жизни. Называет его дьяволом и христорадником.)
- Что же произошло? (Произошло злое, жестокое дело! Обидеть раненого коня, который жил-то милосердием добрых людей)
-Итак, Филька совершил злой поступок. Как изменилось настроение природы!
(Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек - часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.)
- Бабушка догадалась, что злое дело совершил её внук, и она рассказала ему легенду столетней давности. (Ученик пересказывает легенду)
- Зачем бабушка рассказала Фильке легенду столетней давности? Истории чем-то похожи? (чтобы задумался над тем, что совершил).
-Переохлаждение сердца…. Как это понять? (мужик умер потому, что у него жестокое, холодное сердце)
-Зачем Филька, такой равнодушный, ленивый, боязливый, ночью побежал к мельнице? Легко ли было ему идти к мельнику? Почему?
- К кому он побежал за помощью?
-Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует?
- Что советует Панкрат герою?
(Он сказал: Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью - тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?)
-Панкрат предлагает раскаяться. Что это значит? (отречься от дурной прежней жизни, сознательно начав новую)
-Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (живущим по совести, чистым, веселым).
-Что придумал Филька?
- Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Ученик читает отрывок: в воздухе запахло весной…- Тепло. Ласка, любовь, добро….)
-Фильке помогла вся деревня. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.
-А кто еще помог Фильке? (Сорока, она принесла теплый ветер. Лиса.)
- Что это за персонажи? В каких произведениях встречаются? (в сказках.)
- Что еще сказочного в этом произведении? (Природа (пейзаж).
- Как меняется состояние природы на протяжении всего произведения? (Сначала было тепло, потом наступила стужа и лютый мороз.)
-Вывод: сама природа всеми силами восстает против злого поступка.
-Почему спасали именно мельницу? (Все люди взялись за дело. Кололи лед, и не заметили, как потеплело на улице. Запахло весной. Мельница, наконец, заработала. По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах - ребята, кошки, даже мыши,- всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались. Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.)
-Почему от всех невзгод человека может спасти коллективный труд? (Труд облагораживает человека, сплачивает людей. Работая вместе, люди поддерживают друг друга, помогают друг другу ради общего дела, нужного всем.)
Учитель: Сейчас я предлагаю вам проследить, каким был Филька до рассказа легенды бабушкой, и каким стал после.
Учитель: Для начала давайте найдем в тексте легенду, которую рассказала Фильке бабушка. (стр.69) (учащиеся зачитывают легенду)
Перед вами лежат таблица, которую нам нужно будет сейчас заполнить. Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу?
Филька до разговора с бабушкой |
Филька после разговора с бабушкой |
Отношение к окружающим: |
|
|
|
Отношение к лошади: |
|
|
|
Речевая характеристика: |
|
|
|
Вывод: |
Учащиеся: (примерные ответы)
Филька до разговора с бабушкой: невежа, живет с бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый, любимое выражение «Да ну тебя!», наотмашь ударил коня по губам.
Филька после разговора с бабушкой: деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.
Вывод: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.
Учитель: А теперь давайте вернемся к нашим эпиграфам. Согласны ли вы с этими высказываниями? Как они соотносятся с текстом сказки? Что вы узнали для себя сегодня? Какой урок извлекли из нашей беседы? Чему нас учит эта сказка? Учащиеся: Необходимо относиться ко всему с добром. Мы видим, как Филька, благодаря своей внутренней доброте, превращается из грубого невежи в сочувствующего мальчика. И окружающие его люди помогли Фильке, отнеслись к нему с добротой «Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба».
-Как же произошло примирение?
Учащиеся: зачитывают сцену примирения (стр.75)
Учитель: Как вы думаете, почему сказка названа «Теплый хлеб»? Что олицетворяет собой хлеб? Что значит эпитет «теплый»?
Учащиеся: Хлеб на Руси были превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе. Хлеб стал причиной ссоры не только Фильки с конем, но и бед всей деревни. Хлеб же стал и символом примирения. Хлеб – путь к прощению и примирению. Учитель: Когда хлеб становится теплым?
Учащиеся: Когда все согреты теплом души, общая радость.
Учитель: Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и мир вокруг нас. Мы отдаем частичку своего тепла, своей доброты. И мир вокруг нас преображается. Помните всегда о том, что нужно с добротой относиться к окружающим, уметь сопереживать, сочувствовать. Нужно не только уметь признавать свои ошибки, очень важно и прощать, принимать извинения, ведь ошибиться может каждый.
Вопросы кроссворда:
1. Нищие. Те, кто побирается, просит «Христа ради» (Христарадники)
2. Как называет автор спасенного коня? (вороной)
3. Как называлась деревня, в которой жил Филька со своей бабушкой (Бережки)
4. Кто жил в сенях у Панкрата? (сорока)
5. Сколько лет назад на округу напал такой же лютый мороз? (сто)
6. Что послужило причиной тому, что в мельнице замерзла вода? (мороз)
7. Кем являлся Панкрат по профессии? (мельник)
8. Почему Филька жил с бабушкой? Кем он был? (сирота)
9. Любимая фраза Фильки до ссоры с конем? («Ну тебя»)
10. Кто по мнению бабушки мог поправить совершенное злодейство? (Панкрат)
Учитель:
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе.
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
Марк Шехтер
Задание на дом: письменный ответ на вопрос «Совершали ли вы в своей жизни плохой поступок и признавали ли свои ошибки?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.