Тема урока: Рыба и морепродукты.
Цели урока:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: мультимедийная презентация, таблица, инструкционная карта, карточки-задания, тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение изученного на прошлом уроке материала
Учитель: Какую на прошлом уроке мы с вами изучали тему? /«Молоко и его свойства. Приготовление блюд из молока»/ Выполните задание 5 в тетраде.
III. Сообщение темы урока, постановка цели и задач
Учитель: Тема нашего урока «Блюда из рыбы и морепродуктов». Как вы считаете, какова же цель нашего урока? /Мы узнаем, какие блюда можно приготовить из рыбы./
Учитель: Да, правильно. Мы узнаем, почему на нашем столе всегда должны быть блюда из рыбы, способы обработки и приготовления блюд из рыб и научимся готовить рыбные котлеты.
IV. Актуализация новых знаний
Учитель: Какие названия рыбы вы знаете?
Ответ учащихся: Карп, сельдь, щука, ерш, сазан, стерлядь, кета, горбуша и т. п.
Учитель: Часто ли в вашем доме готовят блюда из рыбы? А знаете ли вы, почему хотя бы раз в неделю необходимо готовить блюда из рыбы? Сегодня мы на уроке мы узнаем ответы на все вопросы.
V. Формирование новых знаний
Объяснение с помощью презентации. ( Презентация № 1)
Слайд № 3
Человечество употребляет в пищу рыбу очень давно. Ее полезные свойства известны и широко используются диетологами: по питательности рыба соперничает с лучшими сортами мяса, при этом легче и быстрее усваивается организмом. В некоторых странах рыба – это основной продукт питания. В течение последнего времени, в основном, благодаря СМИ, крайне возросла популярность различных морепродуктов, в частности, самых разных видов рыб. Жители местностей, которые расположены поблизости от рек, озёр, морей и океанов, употребляют в пищу большое количество рыбных блюд, и отчасти поэтому люди эти живут дольше, чем те, которым не улыбается удача кушать достаточное количество рыбы.
Рыба — источник полноценных белков. Недостаток белка в питании приводит к значительным нарушениям в организме человека, отрицательно сказывается на трудоспособности, сопротивляемости. Следует отметить, что так или иначе полезна рыба любых пород. Причём, главная её польза заключается в содержании в ней рыбьего жира, природного лекарства, необходимого для синтеза в организме витамина D, который требуется нам для правильного усвоения кальция и фосфора. Если провести сравнение полезных свойств речной и морской рыбы, то мы получим больше аргументов в пользу рыбы морской, а не речной.
Слайд № 4
Учитель: Где обитает рыба?
Ответ учащихся: В реке, в море, в озере.
Учитель: Рыба делиться на речную и морскую.
Учитель: Какую рыбу можно поймать в реке и в озере?
Ответ учащихся: Стерлядь, карп, сом, сазан, ерш, лещ.
Учитель: Какую рыбу можно поймать в море?
Ответ учащихся: Ставрида, минтай, камбала, треска и т.п.
Учитель: В водах нашей страны обитает более 1 тысячи рыб. Рыба служила людям одним из главных продуктов питания с незапамятных времен. В древности на Руси ели в основном речную рыбу. Морская рыба стала постепенно появляться на русском столе лишь при Петре I.
Слайд № 5
Учитель: Иметь на своем столе только что пойманную рыбу – уже давно этой привилегией пользуются не только жители прибрежных районов. Ведь сегодня в любой уголок страны можно доставить рыбу потребителю в свежем виде за самое короткое время благодаря современным средствам передвижения (железнодорожные вагоны со специальной изоляцией, грузовые термовагоны и самолеты с контейнерами-холодильниками). Важно знать критерии, по которым можно отличить свежую рыбу от испорченной.
Доброкачественность рыбы можно определить по внешнему виду.
Слайды № 5-6
Учитель: В каком виде поступает рыба в магазины? Живая, охлажденная, мороженная, рыбное филе, соленая, копченая.
Слайд № 7
Учитель: Первичная обработка рыбы выполняется в такой последовательности:
Оттаивание – очистка от чешуи – удаление внутренностей , головы, плавников и хвоста – промывание – пластование, нарезание на порционные куски.
Слайд № 8. Видеофрагмент «Первичная обработка рыбы».
Слайд № 9
Учитель: Рыбу можно оттаивать в холодной
подсоленной воде, микроволновой печи.
Филе рыбы оттаивают без воды, чтобы не потерять питательные вещества и не
ухудшить вкус рыбы
Слайд №10
Учитель: Чистить рыбу непросто — она скользкая и все время норовит вырваться из рук. Самыми простыми приспособлениями для чистки рыбы являются: нож кухонный, терка, ножницы, рыбочистка.
Слайд №11
Учитель: Определите, что пропущено в последовательности обработке рыбы?
Учащиеся: Разрезание брюшка, промывание и пластование.
Слайд №12
Учитель:Тепловая обработка имеет важное
значение в приготовлении рыбных блюд, так как формирует вкус и аромат блюда.
Если вы правильно обработаете рыбу, то вам удастся сохранить ее ценные питательные
и биологически активные вещества.
Наиболее распространенными являются следующие способы тепловой обработки
продуктов: варка, припускание, жарка,
пассерование, бланширование, тушение, запекание.
Рыбу можно приготовить быстрее, чем мясо. Филе рыбы, не нуждающееся в
предварительной обработке, жарят, не размораживая, за считанные минуты в
большом количестве жира. Например, обработанная и разделанная на куски рыба
готовится во фритюре в течение 2—3 минут.
Слайд №13
Последовательность приготовления рыбных котлет
1. Приготовить фарш
2. Добавить специи, хлеб, яйцо
3. Подготовить панировку
4. Обвалять в панировке
5. Разогреть сковороду
6. Обжарить с двух сторон
7. Определить готовность котлет
Слайд №14
Из рыбы можно приготовить холодные блюда:
Заливное
Рыба под маринадом
Салаты
Слайд №15
Требования к качеству готовых блюд
Слайд № 16
Морепроду́кты — всё съедобное, добытое из мирового океана, за исключением позвоночных животных (рыбы и киты). Благодаря высокому содержанию в морепродуктах белков, они являются очень ценным продуктом, также во время соблюдения диет, так как содержат мало калорий. Морепродукты широко используются в блюдах испанской, французской, итальянской и так называемой «средиземноморской» кухонь
Типичными морепродуктами являются:
V. Этап закрепления новых знаний
Учитель: Для проверки усвоения новых знаний и их закрепления вам предлагается ответить на вопросы. (обучающиеся отвечают на вопросы). Презентация № 2 «Проверь себя». За ответы выставляются оценки.
VI. Этап формирования умений и навыков
Практическая работа «Рыбный отдел в магазине». Инструкционная карта. (Приложение № 2)
VII. Анализ и подведение итогов урока
Учитель: Скажите, пожалуйста, а для чего мы с вами изучали правила приготовления блюд из рыбы?
Ответы учащихся: Нам это нужно знать. Потому что, мы будем самостоятельно готовить различные блюда.
Учитель: Правильно, эти знания очень пригодятся вам в жизни. Вы сможете сами правильно выбирать рыбу, готовить из нее вкусные блюда, знать какое оборудование нам для этого понадобится, соблюдать при этом определенные санитарно-гигиенические нормы и правила.
Учитель. На уроке вы хорошо поработали. Молодцы.
VIIl. Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.