КГУ «Индустриально-технологический колледж»
Поурочный план № 105-106
(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)
Лабораторная
работа № 12.
«Определение длины световой волны с помощью
дифракционной решетки».
(тема занятия)
Наименование
дисциплины: Физика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 10.03.2021
1. Общие сведения
1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20
1.2 Тип занятия: комбинированный
1.3 Межпредметные связи: математика, черчение, электротехника.
2. Цели, задачи:
· Образовательные: Повторить формулы, изученные на предыдущих уроках, применять математические знания к решению расчетных задач. Использовать изученный материал при решении задач и выполнении экспериментальных работ на определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
· Развивающие: Развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить и обобщать. Развивать мотивы учения и интерес к физике и математике. Развивать умение видеть связь между физикой и математикой. Совершенствовать умение учащихся выделять главное, анализировать условия задачи, развивать культуру устной и письменной речи.
· Воспитательные Воспитывать любовь к ученическому труду, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в парах. Воспитывать культуру математических расчетов. Взаимоуважение.
2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия: научиться выполнять преобразования по расчёту физических величин.
2.2 Результаты обучения:
1) Знать закономерности распространения света, процессы взаимодействия света с веществом, природу света.
2.3 Критерии оценки:
1) Экспериментально определяет длину световой волны при помощи дифракционной решетки
3. Оснащение занятия
3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.
Справочная литература:
1. Б.Кронгарт, Д.Казахбаева, О.Иманбеков, Т.Қыстаубаев. Физика. Учебник. 1, 2 часть. Мектеп. 2019.
2. С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, В.Кем , В.Загайнова . Физика. Учебник. Мектеп. 2015.
3. Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Учебник + СD. Арман-ПВ. 2019.
4. Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Дарслик. Арман-ПВ. 2019.
5. А.П.Рымкевич. Сборник задач по физике. Алматы. Мектеп. 2011.
3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
4. Ход занятия
Заплани- рованные этапы урока, время |
Деятельность, запланированная на уроке
|
Ресурсы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока |
Орг. момент. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проверка домашнего задания. · Инструктаж по ТБ. |
Презентация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока |
https://docs.google.com/document/d/13AF0MtPCehJV05EmmSpYQOCuA8tsHEVaWBZfgtrfqbI/edit ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 12 «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ»ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Определить длину световой волны красного и фиолетового цвета. ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Прибор для определения длины световой волны, 2. источник света, 3. дифракционная решетка. ТЕОРИЯ: Параллельный пучок света, проходя через дифракционную решетку, вследствие дифракции за решеткой, распространяется по всевозможным направлениям и интерферирует. На экране, расположенном на пути интерферирующего света, можно наблюдать интерференционную картину. Максимумы света наблюдаются в точках экрана, для которых выполняется условие: D = n×l, где D – разность хода волн, n – номер максимума, l - длина световой волны. Центральный максимум называют нулевым; для него D = 0. Слева и справа от него располагаются максимумы высших порядков.
Белый свет по составу – сложный. Нулевой максимум для него – белая полоса, а максимум высших порядков – набор семи цветных полос, совокупность которых называют спектром соответственно 1го, 2го, … порядка, причем, чем больше длина волны, тем дальше максимум от нулевого. Получить дифракционный спектр можно, используя прибор для определения длины световой волны. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: 1. Установить на демонстрационном столе лампу и включить ее. 2. Смотря через дифракционную решетку, направить прибор на лампу так, чтобы через окно экрана прибора была видна нить лампы. 3. Экран прибора установить на расстоянии 400 мм от дифракционной решетки и получить на нем четкое изображение спектров 1го и 2 го порядков. 4. Определить расстояние от нулевого деления «0» шкалы экрана до середины фиолетовой полосы, как в левую сторону «ал», так и в правую «ап», для спектров первого порядка и вычислить среднее значение «аср.ф» аср.ф1= (ал + ап ) / 2
8. Определить средние величины: λф= 9. Оформить отчет. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу.
10. Сделать вывод.
|
Ссылка 1.
Презентация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Закрепление: 1. Что такое дифракция света? 2. Что такое дифракционная решетка? 3. В каких точках экрана получаются 1, 2, 3 максимумы? Как они выглядят? 4. Определить постоянную дифракционной решетки, если при освещении ее светом с длиной волны 600 нм максимум второго порядка виден под углом 7° 5. Определить длину волны, если максимум первого порядка отстоит от нулевого максимума на 36 мм, а дифракционная решетка с постоянной 0,01 мм, находится от экрана на расстоянии 500 мм. 6. Определить длину волны, падающую на дифракционную решетку, на каждом миллиметре которой нанесено 400 штрихов. Дифракционная решетка с находится от экрана на расстоянии 25 см, максимум третьего порядка отстоит от нулевого максимума на 27,4 см.
|
Презентация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока |
Рефлексия Рефлексия «+, -, интересно». - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? |
Слайд |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Домашнее задание: 1. Составить конспект. 2. Ответить на вопросы.
|
Слайд |
5.Рефлексия по занятию
Рефлексия «+, -, интересно».
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
6. Домашнее задание
Оценочный лист:
№ |
Выполненное задание: |
Баллы |
1. |
Составить конспект. |
30 |
2. |
Ответить на вопросы. |
70 |
Подпись преподавателя________________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.