Предмет: география
Учитель: Денисова Ю.В.
Класс: 9
Тема урока: «Лесная промышленность России»
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: лекция, взаимное обучение, беседа.
Цели урока: познакомить обучающихся со спецификой лесной промышленности России, составом отрасли и закономерностями размещения отраслей лесной промышленности. Сформировать представление о ЛПК. Воспитывать бережное отношение к лесу, как богатству России и месту обитания фауны. Выполнить практическую работу «Схема межотраслевых связей лесной промышленности».
Оборудование: учебники, атласы. Стенная карта «Природные зоны России», рисунки с изображением леса.
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать межотраслевые комплексы хозяйства страны. Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира. По производству бумаги – 17 место, а по заготовке древесины и производству пиломатериалов занимает 4 место, целлюлозно – бумажная промышленность выпускает приблизительно 200 видов бумаги, 40 видов картона.
Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины – это 22% мировых. Площадь под лесами составляет 45% территории. Почти половину лесов составляют ценные породы. Сомой распространённой породой является лиственница.
В 80-х годах объём заготовок составил 300-350 млн. м3 в год, а к концу века - снизился до 175 млн. м3 в год.
Изучение нового материала.
План урока на доске:
1. Значение леса.
2. Размещение ресурсов.
3. Состав отрасли.
4. География отрасли (базы), факторы размещения.
5. ЛПК.
6. Проблемы и пути их решения.
Учитель: … т.е. сегодня мы познакомимся со спецификой лесной промышленности России, составом отрасли и закономерностями размещения отраслей лесной промышленности. Познакомимся с новым понятием – лесопромышленный комплекс (ЛПК). Ещё раз докажем, что мы с вами любим нашу природу и относимся к ней бережно.
Послушаем стихи о лесе:
«Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного Севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и всё в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берёт он для себя от «щедрости» твоей
Грибы и ягоды по солнечным просёкам
И пищу, и жильё, и мачты кораблей!»
Вс. Рождественский
Учитель: Какие прекрасные, захватывающие дух слова сказаны о лесе. Значит, лес играет очень важную роль в жизни человека.
Каждый день мы не произносим слова «здравствуйте» или «здорово». А задумывались ли вы, что эти слова обозначают?
Древнерусское слово «съдоровъ» обозначает – из хорошего дерева, значит употребить слово «здравствуйте» - пожелать быть твёрдым и крепким как дерево. У русского народа. Живущего в лесном краю, деревья считались носителями жизненной энергии, которая могла передаться человеку и дать ему силы и здоровье. Обряд мытья в бане с веником – это передача человеку крепости дерева.
Что даёт человеку дерево, лес? (Заполнить схему устно).
↖ ↑ ↗
← Значение леса →
↙ ↓ ↘
(Кислород, дом, одежду, еду, тепло зимой, прохладу летом, огонь и свет, радость общения).
Размещение ресурсов.
См. в атласе карту «Лесная промышленность».
Учитель: размещены ресурсы неравномерно. См. таблицу 27 на стр. 113 и рис. 51 на стр. 114 учебника.
Вопросы к таблице:
1. Одинакова ли площадь под лесами в Западной и Восточной экономических зонах?
2. Каков удельный вес территории Западной экономической зоны по запасам древесины? А Восточной экономической зоны?
3. Какая зона даёт больший % заготовляемой древесины?
Вопросы к рис. 51:
1. Отметим лесодефицитные и лесоизбыточные районы.
2. В какой из этих зон находимся мы?
3. В каком из этих районов, по-вашему мнению, ведётся лесозаготовка?
4. Почему заготовка осуществляется вдоль рек и железных дорог?
«Минутка отдыха» - «Знаете ли вы?»
Учитель: То что древесина идёт на строительство, изготовление бумаги, мебели знают все, а знаете ли вы, что…
1-ый ученик:
- что смола сосны – живица – используется в книгопечатании, её добавляют в типографскую краску, чтобы буквы не опадали со страниц. Живица идёт на изготовление паст ручек, линолиума, пластмасс, мыла и даже лекарств.
2-ой ученик:
- что сырьём для производства бумаги является ель и пихта, из ели изготавливают искусственный шёлк (вискозу), а хвоя пихты идёт в парфюмерную промышленность, т.к. содержит ароматические вещества.
1-ый ученик:
- что древесина берёзы используется для производства льна.
2-ой ученик:
-что спички делают из осины
1-ый ученик:
- что «морёный дуб», из которого делают мебель – это всего-навсего древесина дуба, который долгое время находился в воде.
2-ой ученик:
- что самая тяжёлая древесина – бук, а самая лёгкая – осина.
Состав отрасли.
Учитель: Какие отрасли лесной промышленности изготавливают всю эту продукцию?
Схема на доске: «Внутриотраслевые связи лесной промышленности».
Лесозаготовка (круглый лес)
↓
Деревообработка (механическая обработка)
↓
Переработка древесины
↙ ↘
Лесохимия ЦБ
Учитель: Где могут размещаться отрасли лесной промышленности?
(На стенной карте по ходу рассказа ставятся значки)
1. Лесозаготовка – в лесоизбыточных районах вдоль рек и железных дорог.
2. Лесопиление – тяготеет к лесозаготовке, в устьях сплавных рек на пересечении рек и железных дорог.
3. Мебельное производство – к потребителю.
4. Целлюлозно – бумажное производство водо- и энеоргоёмко и требует наличие древесины (Карелия, Сибирь, Урал).
Дополнение. Самое большое количество ЦБК построено в бассейне реки Северной Двины.
Работа с атласом.
Найдите:
1. По 5 ЦБК в Европейской и Азиатской частях России.
2. 4 ЛПК.
ЛПК – объединение различных производств лесной промышленности для комплексного использования древесины.
Учитель: Познакомимся с лесными базами страны – Североевропейская, Центральная, Волго – Уральская, Сибирская.
Работа в группах по 4 человека по плану:
1. ГП.
2. Запасы древесины.
3. Специализация на стадиях лесного производства.
4. Центры лесной промышленности.
5. Проблемы.
Проблемы и пути их решения.
Учитель: А теперь поговорим о проблемах лесной промышленности. Что это за проблема и как можно её решить. Я называю проблему, а вы предлагаете путь решения:
1. Истощение древесины в Европейской части России - … (лесозаготовка)
2. Молевой сплав леса (кора и древесина гниёт и отравляет воду) - … (сплав леса на плотах или по железной дороге).
3. Огромные отходы в районах лесозаготовки - … (создание новых ЛПК).
4. Вырубка леса по берегам, что приводит к обмелению рек - … (лесопосадка).
5. Сбросы отходов ЦБК - … (создание очистных сооружений, использование водооборота).
Закрепление. Рефлексия. Вопросы:
1. Назвать три стадии лесной промышленности.
2. Назвать факторы размещения: лесозаготовки, целлюлозно-бумажного производства, мебельного производства.
3. Город Архангельск называют «российской лесопилкой». Какие факторы способствуют формированию в Архангельске центра лесной промышленности? (См. карту).
4. Какие предприятия лесной промышленности имеются в нашем городе? Какой фактор сыграл в этом роль?
Межотраслевые связи лесной промышленности.
Завершить схему:
↖ ↗
Химическая пром-ть←Лесная промышленность→бумага, полиграфия
↙ ↘
Домашнее задание: §27, составить схему меотраслевых связей лесной промышленности.
Список используемой литературы
1. Дронов В.Г., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. М. – «Дрофа».2009.
2. Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. М. – АСТ. 1990.
Использованные материалы и Интернет – ресурсы
1. Рождественский Вс., стихотворение «О лесе».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.