Конспект урока географии 9 класс "Лесная промышленность России"
Оценка 5

Конспект урока географии 9 класс "Лесная промышленность России"

Оценка 5
docx
21.12.2020
Конспект урока географии 9 класс  "Лесная промышленность России"
лесная ромышленность.docx

Предмет: география

Учитель: Денисова Ю.В.

Класс: 9

Тема урока: «Лесная промышленность России»

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока: лекция, взаимное обучение, беседа.

Цели урока: познакомить обучающихся со спецификой лесной промышленности России, составом отрасли и закономерностями размещения отраслей лесной промышленности. Сформировать представление о ЛПК. Воспитывать бережное отношение к лесу, как богатству России и месту обитания фауны. Выполнить практическую работу «Схема межотраслевых связей лесной промышленности».

Оборудование: учебники, атласы. Стенная карта «Природные зоны России», рисунки с изображением леса.

Ход урока:

Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать межотраслевые комплексы хозяйства страны. Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира. По производству бумаги – 17 место, а по заготовке древесины и производству пиломатериалов занимает 4 место, целлюлозно – бумажная промышленность выпускает приблизительно 200 видов бумаги, 40 видов картона.

Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины – это 22% мировых. Площадь под лесами составляет 45% территории. Почти половину лесов составляют ценные породы.  Сомой распространённой породой является лиственница.

В 80-х годах объём заготовок составил 300-350 млн. м3 в год, а к концу века - снизился до 175 млн. м3 в год.

Изучение нового материала.

План урока на доске:

1.      Значение леса.

2.      Размещение ресурсов.

3.      Состав отрасли.

4.      География отрасли (базы), факторы размещения.

5.      ЛПК.

6.      Проблемы и пути их решения.

Учитель: … т.е. сегодня мы познакомимся со спецификой лесной промышленности России, составом отрасли и закономерностями размещения отраслей лесной промышленности. Познакомимся с новым понятием – лесопромышленный комплекс (ЛПК). Ещё раз докажем, что мы с вами любим нашу природу и относимся к ней бережно.

Послушаем стихи о лесе:

                      «Привет тебе, приют свободы и покоя,

                      Родного Севера неприхотливый лес!

                      Ты полон свежести, и всё в тебе живое,

                       И сколько у тебя загадок и чудес!

                      Ты испокон веков сдружился с человеком,

                      Берёт он для себя от «щедрости» твоей

                      Грибы и ягоды по солнечным просёкам

                      И пищу, и жильё, и мачты кораблей!»

                                                                            Вс. Рождественский

Учитель:  Какие прекрасные, захватывающие дух слова сказаны о лесе. Значит, лес играет очень важную роль в жизни человека.

Каждый день мы не произносим слова «здравствуйте» или «здорово». А задумывались ли вы, что эти слова обозначают?

Древнерусское слово «съдоровъ» обозначает – из хорошего дерева, значит употребить слово «здравствуйте» - пожелать быть твёрдым и крепким как дерево. У русского народа. Живущего в лесном краю, деревья считались носителями жизненной энергии, которая могла передаться человеку и дать ему силы и здоровье.  Обряд мытья в бане с веником – это передача человеку крепости дерева.

Что даёт человеку дерево, лес? (Заполнить схему устно).

                                                                        ↖   ↑  

                                                    ←  Значение леса →

                                                                        ↙   ↓  

(Кислород, дом, одежду, еду, тепло зимой, прохладу летом, огонь и свет, радость общения).

Размещение ресурсов.

См. в атласе карту «Лесная промышленность».

Учитель: размещены ресурсы неравномерно. См. таблицу 27 на стр. 113 и рис. 51 на стр. 114  учебника.

Вопросы к таблице:

1.      Одинакова ли площадь под лесами в Западной и Восточной экономических зонах?

2.      Каков удельный вес территории Западной экономической зоны по запасам древесины? А Восточной экономической зоны?

3.      Какая зона даёт больший  % заготовляемой древесины?

Вопросы к рис. 51:

1.      Отметим лесодефицитные и лесоизбыточные районы.

2.      В какой из этих зон находимся мы?

3.      В каком из этих районов, по-вашему мнению, ведётся лесозаготовка?

4.      Почему заготовка осуществляется вдоль рек и железных дорог?

«Минутка отдыха» - «Знаете ли вы?»

Учитель: То что древесина идёт на строительство, изготовление бумаги, мебели знают все, а знаете ли вы, что…

1-ый ученик:

- что смола сосны – живица – используется в книгопечатании, её добавляют в типографскую краску, чтобы буквы не опадали со страниц. Живица идёт на изготовление паст ручек, линолиума, пластмасс, мыла и даже лекарств.

2-ой ученик:

- что сырьём для производства бумаги является ель и пихта, из ели изготавливают искусственный шёлк (вискозу), а хвоя пихты идёт в парфюмерную промышленность, т.к. содержит ароматические вещества.

1-ый ученик:

- что древесина берёзы используется для производства льна.

2-ой ученик:

-что спички делают из осины

1-ый ученик:

- что «морёный дуб», из которого делают мебель – это всего-навсего древесина дуба, который долгое время находился в воде.

2-ой ученик:

- что самая тяжёлая древесина – бук, а самая лёгкая – осина.

Состав отрасли.

Учитель: Какие отрасли лесной промышленности изготавливают всю эту продукцию?

Схема на доске: «Внутриотраслевые связи лесной промышленности».

Лесозаготовка (круглый лес)

Деревообработка (механическая обработка)

Переработка древесины

         

                                                                 Лесохимия                ЦБ

Учитель: Где могут размещаться отрасли лесной промышленности?

(На стенной карте по ходу рассказа ставятся значки)

1.      Лесозаготовка – в лесоизбыточных районах вдоль рек и железных дорог.

2.      Лесопиление – тяготеет к лесозаготовке, в устьях сплавных рек на пересечении рек и железных дорог.

3.      Мебельное производство – к потребителю.

4.      Целлюлозно – бумажное производство водо- и энеоргоёмко и требует наличие древесины (Карелия, Сибирь, Урал).

Дополнение. Самое большое количество ЦБК построено в бассейне реки Северной Двины.

Работа с атласом.

Найдите:

1.      По 5 ЦБК в Европейской и Азиатской частях России.

2.      4 ЛПК.

ЛПК – объединение различных производств лесной промышленности для комплексного использования древесины.

Учитель: Познакомимся с лесными базами страны – Североевропейская, Центральная, Волго – Уральская, Сибирская.

Работа в группах по 4 человека по плану:

1.      ГП.

2.      Запасы древесины.

3.      Специализация на стадиях лесного производства.

4.      Центры лесной промышленности.

5.      Проблемы.

Проблемы и пути их решения.

Учитель: А теперь поговорим о проблемах лесной промышленности. Что это за проблема и как можно её решить. Я называю проблему, а вы предлагаете путь решения:

1.      Истощение древесины в Европейской части России - … (лесозаготовка)

2.      Молевой сплав леса (кора и древесина гниёт и отравляет воду) - … (сплав леса на плотах или по железной дороге).

3.      Огромные отходы в районах лесозаготовки - … (создание новых ЛПК).

4.      Вырубка леса по берегам, что приводит к обмелению рек - … (лесопосадка).

5.      Сбросы отходов ЦБК - … (создание очистных сооружений, использование водооборота).

Закрепление. Рефлексия. Вопросы:

1.      Назвать три стадии лесной промышленности.

2.      Назвать факторы размещения: лесозаготовки, целлюлозно-бумажного производства, мебельного производства.

3.      Город Архангельск называют «российской лесопилкой». Какие факторы способствуют формированию в Архангельске центра лесной промышленности? (См. карту).

4.      Какие предприятия лесной промышленности имеются в нашем городе? Какой фактор сыграл в этом роль?

Межотраслевые связи лесной промышленности.

 

 

Завершить схему:

                                                      ↖     ↗

Химическая пром-ть←Лесная промышленность→бумага, полиграфия

                                                       ↙   ↘

 

Домашнее задание: §27, составить схему меотраслевых связей лесной промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.      Дронов В.Г., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. М. – «Дрофа».2009.

2.      Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. М. – АСТ. 1990.

 

 

Использованные материалы и Интернет – ресурсы

 

1.      Рождественский Вс., стихотворение «О  лесе».

 

 

 

 


 

Предмет: география Учитель: Денисова

Предмет: география Учитель: Денисова

Родного Севера неприхотливый лес!

Родного Севера неприхотливый лес!

Почему заготовка осуществляется вдоль рек и железных дорог? «Минутка отдыха» - «Знаете ли вы?»

Почему заготовка осуществляется вдоль рек и железных дорог? «Минутка отдыха» - «Знаете ли вы?»

На стенной карте по ходу рассказа ставятся значки) 1

На стенной карте по ходу рассказа ставятся значки) 1

Межотраслевые связи лесной промышленности

Межотраслевые связи лесной промышленности

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2020