Урок по истории Древнего мира 5 класс
Тема урока: Республика римских граждан
Тип урока: комбинированный.
Цель урока - достичь образовательных результатов:
1. Предметный результат – знать устройство Римской республики, римской армии и религии римлян.
2. Метапредметный результат - уметь работать с исторической картой, учебником, тетрадью; анализировать, сравнивать информацию, полученную из разных источников.
3. Личностный результат – иметь представление о демократических ценностях; воспитывать чувство уважения к истории и культуре других народов.
Задачи урока:
1. Сформировать у учащихся представление об органах управления Римской республикой (сенат, консулы, народные трибуны, народное собрание).
2. Сформировать у учащихся представление о римском легионе и его преимуществах перед другими армиями Древнего мира.
3. Сформировать у учащихся представление о пантеоне римских богов.
Технология: проблемно-поисковая технология
Основные понятия:
Консулы, народные трибуны, легион.
Оборудование урока:
Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Ф.А.Михайловский; под ред. Г.М.Бонгард-Левина. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 296с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).; CD-R «История Древнего мира» мультимедийное приложение к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»; карта «Древняя Италия в VII – начале III в. до н.э.»; рабочий лист.
План урока
1. Организационный момент |
1 мин. |
2. Опрос |
15 мин. |
3. Изучение нового материала |
25 мин. |
4. Рефлексия. |
3 мин. |
5. Домашнее задание |
1 мин. |
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Опрос.
2.1. Индивидуальная работа с настенной картой:
- Покажите на карте Апеннинский полуостров. – Как эту страну называли греки?
- Назовите и покажите на карте горы, защищающие Италию от северных ветров.
- Назовите и покажите на карте моря, омывающие Апеннинский полуостров.
- Назовите и покажите на карте три крупных острова, расположенных недалеко от Италии.
- Назовите племена, населявшие Италию, и покажите на карте области их расселения.
- Покажите на карте город Рим. На берегах какой реки он расположен?
2.2. Индивидуальное задание на CD-R «История Древнего мира» мультимедийное приложение к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»:
- №1 (вариант 1) – Обозначьте на карте Древней Италии следующие объекты.
2.3. Индивидуально устно:
- Расскажите легенду об основании Рима. Подтверждают ли её историки?
2.4. Фронтально устно:
- Из кого состоял римский народ?
- Чем различались патриции и плебеи?
- Кто мог участвовать в управлении государством?
- Назовите имена, которые встретились вам параграфе?
- Что означает слово «республика»?
2.5. Индивидуальное задание по хронологии на доске:
- Нарисуйте линию времени и укажите на ней 1) легендарную дату основания Рима; 2) дату изгнания последнего царя.
2.6. Фронтальное задание по хронологии:
- Сколько лет в Риме правили цари?
- Что было раньше: основание Рима или первые Олимпийские игры? – На сколько лет?
3. Изучение нового материала.
- Установление республики потребовало создания новой системы органов государственного управления. Познакомиться с ней нам поможет учебник.
3.1. - Откройте стр. 210. Прочитайте пункты1-3 параграфа № 39. Выполните задание № 1 в рабочем листе.
Задание выполняется учащимися с помощью учителя.
– Римляне создали очень сильную армию. Познакомимся с её устройством.
3.2. – Откройте стр. 212. Прочитайте пункт № 4 параграфа № 39. Выполните задание № 2 в рабочем листе.
Учитель помогает учащимся сформулировать следующие преимущества римского легиона: гибкость, подвижность, способность к перестроению по ходу боя, наличие постоянного резерва.
- Римляне как и греки придерживались многобожия. «Отношениями с богами» ведали жрецы.
3.3 - Откройте стр. 213. Прочитайте пункт № 5 параграфа № 39. Выполните задание № 3 в рабочем листе.
- Закрепим полученные знания, выполнив задание на компьютере.
Индивидуальное задание на CD-R «История Древнего мира» мультимедийное приложение к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»:
- №2 (вариант 3) – Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова..
- Вернемся к поставленной ранее проблеме. Для ответа на вопрос выполним задание № 4 в рабочем листе.
4. Рефлексия.
- Ответьте на вопросы:
- Сегодня я узнал …
- Было интересно …
- Было трудно …
- Я выполнял задания …
- Я понял, что …
- Теперь я могу …
- Меня удивило …
- Мне захотелось …
5. Домашнее задание.
Повторите параграф № 39 и материалы рабочего листа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.