Урок технологии по теме: «Изготовление открытки своими руками».
Целевая аудитория: 5 класс, внеурочная деятельность.
Тип урока: Урок-проект, с постановкой и решением учебной задачи
Время урока: 90 минут.
В основе урока лежит системно-деятельностный подход с практико-ориентированной направленностью.
Деятельностный результат: умение читать, понимать текст, переносить информацию в практическую деятельность.
Задача учителя: сформировать потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.
Создание познавательной атмосферы:
разные виды учебной деятельности, обеспечивающие стабильность познавательной деятельности обучающихся;
продуманна обратная связь: с уроками изобразительной деятельности, английского языка
Техническая и дидактическая оснащённость: индивидуальные, групповые задания, продуманные формы контроля,
мультимедийное оборудование, сетевые ресурсы, презентация, обучающий фрагмент видео «В мастерской дизайнера», оценочные листы, текстовые задания, словари, лист ватмана, доска, натуральные объекты – инструменты и материалы для ручных работ,
КОЗ
Кроссворд
Фоновая музыка
Пословицы
Применяемые методы ориентированы на развитие способов учебной деятельности, ключевых и предметных компетентностей, УУД:
Активные и интерактивные создающие мотивационную среду:
- объяснительно-иллюстрированые,
- частично-поисковые,
- Самоорганизация,
Образовательные технологии, в том числе информационные, проектные
Организация деятельности обучающихся направленна на развитие УУД ,
- Обеспечивает занятость каждого ученика класса учебной деятельностью в соответствии с его индивидуальными возможностями, обеспечивает выбор уровня сложности выполняемых учебных заданий
Взаимодействие учителя с обучающимися.
- учебное сотрудничество- командная, групповая работа, атмосфера комфорта
- конструктивный диалог, вовлечение в деятельность
- эмоциональную составляющую: похвала, поощрение
Контроль к результатам :
- контроль не только за ЗУН, но и за способами учебной деятельности - поведенческие проявления, наблюдаемые действия
- продуманная система само и взаимоконтроля обучающихся: модельный ответ, аналитическая шкала (передача части контролирующих функций от учителя к учащимся
- Краткая характеристика ответов учащихся на отдельных этапах урока
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Результаты |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности |
3 уровень — практический |
Регулятивные |
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля 3 уровень — практический |
Познавательные |
Умение анализировать и делать выводы. Работать с текстом, находить информацию и извлекать главное из информации Умение определять логическую последовательность в работе над объектом труда |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля 3 уровень — практический |
Коммуникативные |
Умение вступать в речевое общение, участвовать в конструктивном диалоге. Отражать в устной и письменной речи результаты своей деятельности. Формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической форме. Распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала. |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
3 уровень — практический |
Личностные |
Формирование познавательного интереса и умения проявлять активность в освоении новых знаний Формирование потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска Умение провести самоанализ, организовать взаимоанализ. |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм 3 уровень — практический |
Задачи урока:1. Постановка учебной задачи и выход на цель урока.
2. Организация проектной деятельности по КОЗ.
3. Развитие умения слушать, осознавать информацию, выстраивать логические цепи.
4. Развитие умения соотносить цель и результат.
5.Формирование духовно-нравственных качеств по отношению к самому дорогому и любимому человеку – маме.
Технологическая карта урока
№ |
Этап урока |
Цель этапа |
Название используемых ОР
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные, |
||||||
1 |
Мотивирование к учебной деятельности (самоопределения) |
Мобилизация учащихся к активному принятию цели урока, активному действию Результат: эскиз на ватмане |
http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-materi/istoriya/ Карточки -задания к тексту
Большой лист формата, маркеры |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества Актуализация субъектного опыта учащихся: приближается праздник самого дорогого и любимого для каждого из нас человека… -Ребята, как вы думаете, кто главный герой данного праздника? (мама) -Зачем был создан праздник маме? -Когда его организовали в России?
1.Внимательно прочитайте текст «День матери в современной России» 2.Ответьте на вопрос: как дети проявляют свои чувства к маме? 3.Предложите от группы сюрприз для мамы, изготовленный в рамках урока, 4.Выполните маркером эскиз на листе большого формата, это будет темой урока и ваш проект.
|
Приветствуют, отвечают, показывают готовность к уроку.
Отвечают на вопросы учителя
Приложение 1 1.Работа с информацией в группах - путешествие в страну истории.
2.Смысловое чтение. 3.Анализ и трансформация информации в символическую форму 3.Рисуют маркером на листе большого формата: проект-открытка, идея - тема урока |
Анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации
|
способность к рассуждениям, умение анализировать, делать правильные выводы
начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент |
Планирование учебного сотрудничества c учителем и группой, распределение ролей при групповой работе Умение работать в группе |
2 |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Создание условий для возникновения интереса к открытию новых знаний, включения в учебную деятельность Результат: вывод темы урока и цели
|
Доска, эскиз открытки
ПрезентацияСлайд 2.
Оценочный лист на входе урока |
-Что и зачем мы сегодня будем изготавливать на уроке?
-Достаточно ли у вас знаний по теме проекта? Оценим, наши знания на соответствие замыслу урока.
|
1.Спикер аргументирует ответ у доски.
2.Анализируют свои знания, выходят на цель проекта и недостающие знания по теме. 3.Работают в парах. Приложение 2 Оценивание «Лестница успеха»
|
Включают действия поиска и отбора необходимой информации.
Построение логической цепи рассуждений, доказательств
|
Целеполагание, планировнаие самостоятельно определять последовательность выполнения действий |
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
3 |
Выявление места и причины затруднения Точечное выявление проблем при открытии новых знаний |
Результат: понятие отличий открыток, вывод: cardmaking – это -
Результат: Алгоритм своего проекта. Макетирование проекта с учетом цветовой гаммы, многослойности и многофактурности.
|
Карточка -задание Словари
http://womanwiki.ru/w/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B3
Диаграмма «Солнечный круг».
Презентация Слайд 3,4
Презентация Слайд 5 Обучающий фрагмент «В мастерской дизайнера» |
- Что такое открытка по способу изготовления?
Наблюдает за действиями, помогает
Констуктивный диалог: -Какие открытки вам больше нравятся: полиграфические или кардмейкинг? -Кто из вас изготавливал открытки? - Все ли получалось? Если нет, какие были затруднения? -Достаточно ли у вас знаний, умений для выполнения проекта?
Знакомство с профессией -дизайнер |
1.Работают со словарем в парах с термином «открытка»
2.Переводят словосочетание «cardmaking» 3.Заполняют диаграмму: материалы, инструменты для проекта. 4.Выбирают стиль открытки.
Взаимооценка
Участвуют в диалоге
Приложение4 Работа по карточкам: 1.Исследуют 2.Ответы на вопросы по обучающему фрагменту |
Построение логической цепи рассуждений
|
Устанавливать последовательное действие по выполнению задания
|
Умение слушать и слышать, правильно отвечать на вопросы |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения Задача: Проектирование путей выхода из затруднительной ситуации
|
Результат: Анализ макета, сравнение с эталоном - правилами создания открытки.
|
Презентация Слайд 7-12
|
Создает ситуацию успеха, знакомит с правилами составления открытки |
1.Анализируют макет 2.Сравнивают с эталоном по правилам. 3.Работают над ошибками проекта. 4.Проектируют пути выхода из затруднительной ситуации. |
Построение логической цепи рассуждений
|
Устанавливать последовательное действие по выполнению задания
|
Умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения |
5 |
Реализация построенного проекта.
|
Результат: Формирование идеи открытки
|
Презентация Слайд 13 Кроссворд в пословицах и поговорках о маме.
Игрушка Мягкое сердечко
|
-Как вы можете выразить вою мысль в открытке? -Подумайте, какие ласковые, добрые слова вы можете написать в своей открытке, формирование идеи, надписи «Признание в любви» Динамическая пауза - передают сердечко.
|
1.Разгадывают кроссворд. 2.Передают сердечко, продолжают предложение. «Мама, ты самая: …… » «Мама, я хочу тебе пожелать: …… », передают сердечко друг другу
|
Умение мыслить
|
Управлять эмоциями |
Формирование отношения к самому родному человеку
|
6 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
Результат: Анализ макета проекта, сравнение с критериями, исправление ошибок.
|
Оценочный лист «Критерии оценивания проекта»
|
-Как будете оценивать свою деятельность на уроке, по каким критериям?
Выявляет затруднения по критериям у детей |
Приложение 5 1.Участвуют в диалоге, 2.работают с оценочным листом -сравнивают свой проект с критериями, 3.исправляют ошибки |
Умение, исследования,моделирования изучаемого содержания |
Контроль, коррекция Осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению
|
Сотрудничество, уважение, управление поведением партнера, контроль, коррекция
|
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организация самостоятельной работы по проверке изученного материала |
КОЗ
Пословица «Какие труды, такие и плоды»
Фоновая музыка Презентация Слайд 17 Динамическая пауза
|
Уточняют результат проектной деятельности по КОЗ, -Что необходимо соблюдать на уроке при работе с инструментом и материалами?
Настрой на качество работы - Как вы понимаете смысл этой пословицы? |
1.Изучают КОЗ Работа в парах. 2.Проговаривают правила техники безопасности, взаимоконтроль. 3.Выполняют зарядку для глаз. 4. Делают вывод…если делать всё со старанием, аккуратно, внимательно, то и изделие получится красивое, аккуратное… |
Логические действия и операции, способы решения задач
|
Планирование деятельности по достижению результата урока Контроль, коррекция
|
Формирование отношений к работе |
8 |
Включение в систему знаний и повторение. |
Определение типичных ошибок и затруднений, определение путей устранения пробелов в знаниях |
КОЗ с критериями
|
-Как вы представили идею открытки? -Что было трудного при ее выполнении? Анализ допущенных ошибок. |
1.Учащиеся предъявляют результаты своей деятельности, 2.сравнивают, 3.оценивают, 4.формулируют затруднения и 5.выявляют типичные ошибки. |
Обучение способам контроля и самооценки
|
Планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий |
|
9 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
|
Организация самооценки знаний собственной учебной деятельности. Подведение итогов работы |
Рефлексивный лист «Лестница успеха» Выставка открыток
Сертификат |
Организация рефлексии. Мотивирует учащихся к высказыванию собственной оценки действий |
1.Оценивают по рефлексивному листу 2.Делают вывод по уроку. 3.Оценивают проекты по жетонам |
Включают действия исследования |
Умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
|
Умение слушать, слышать, вступать в диалог с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли |
Дидактические средства
Компетентностно-ориентировано задание для учителя.
Задание предусмотрено для применения на этапе закрепления (повторения) материала.
Класс |
5 |
|||||||||||||||||||||||||||
Предмет |
Технология |
|||||||||||||||||||||||||||
Раздел |
Рукоделие |
|||||||||||||||||||||||||||
Тема |
Открытка |
|||||||||||||||||||||||||||
Название задания |
Изготовление открытки своими руками |
|||||||||||||||||||||||||||
Дидактическая цель |
Изготовление открытки своими руками Формирование умения планировать последовательность изготовления открытки с учетом выбора композиции, цветовой гармонии, многослойности, многофактурности, идеи открытки |
|||||||||||||||||||||||||||
Форма учебной деятельности |
Индивидуальная. Парная |
|||||||||||||||||||||||||||
Блок УУД |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
|||||||||||||||||||||||||||
Аспект УУД |
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задачи (Р); умение извлекать информацию из нужных источников, строить логическое суждение и делать выводы (П); умение выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументировать и отстаивать свое время, использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
|||||||||||||||||||||||||||
Уровень сложности |
III |
|||||||||||||||||||||||||||
Инструмент проверки |
|
Приложение 1.
Работа с информацией
http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-materi/istoriya/
Карточка-задание к тексту.
1) Внимательно прочитайте текст «День матери в современной России»
2) Ответьте на вопрос: как дети проявляют свои чувства к маме?
3) Предложите от группы сюрприз для мамы, изготовленный в рамках урока.
4) Выполните маркером эскиз на листе большого формата, это будет темой урока и ваш проект.
Спикер будет докладывать результаты от имени группы.
Результат: эскиз на ватмане – тема урока, проект.
Приложение 2
Целеполагание на входе урока: «Лестница успеха»
Карточка - задание
Оцените свои способности, возможности, знания по теме на начало урока, учитывая личный опыт из уроков изобразительного искусства –цветовая гамма, композиция (по 10 балльной шкале) на ___баллов.
?Критерии оценки: (1 – 3 балла – первая ступенька лестницы;
4 – 7 баллов – вторая ступенька; 8 – 10 баллов – третья ступенька)
Поставьте цель, что вам недостаточно для успешности?
1.Это я уже знаю.
2.Это я ещё не совсем знаю, надо узнать, повторить.
3.Это я уже знаю, но надо ещё разобраться и узнать….
Приложение 3
Карточка-задание. Работа в парах со словарем. Взаимоопрос.
Что такое открытка по способу изготовления?
1) Ознакомитесь с термином «открытка» в полиграфическом словаре, стр….
2) Ознакомитесь с термином «открытка» в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, стр….
3) Переведите словосочетание «cardmaking», используя сетевой ресурс: http://womanwiki.ru/w/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B3
4) Прочитайте абзац «Материалы для cardmakingа», выберите необходимые для вашего проекта, с учетом имеющихся у вас, и впишите их в диаграмму «солнечный круг».
5) Подумайте, в каком стиле будет реализован ваш проект? Почему?
Результат: понятие отличий открыток, вывод: cardmaking - это
Открытка
Открытка1. Почтовая карточка для открытого (без конверта) письма. Поздравительная открытка с извещением о чём-н.
2. Карточка такого же формата с художественным изображением. Альбом открыток. Коллекция открыток.
Открытка. ОткрыткаЛистовое издание установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон, на материале повышенной жесткости (плотная бумага, тонкий картон, пластик).
Кардмейкинг (в переводе с англ. card – открытка, make – делать) – изготовление открыток своими руками.
Приложение 3
Материалы и инструменты для проекта: «Изготовление открытки своими руками».
Приложение 4
Карточка-задание.
Предоставьте, вы в мастерской дизайнера, ваша задача:
1) Быть внимательными при мастер-классе.
2) Запомнить алгоритм построения открытки для своего проекта.
3) Сравните свои знания, умения по проекту с мастером?
4) Обратить внимание на композицию, цветовую гамму, многослойность и многофактурность открытки.
Результат: Алгоритм своего проекта. Макетирование проекта с учетом цветовой гаммы, многослойности и многофактурности.
Понятие:
Многофактурность ( по Ефремовой):
1.
Особенности отделки или строения поверхности какого-либо материала.
2. Оригинальность художественной
техники в произведениях искусства.
Дизайнер - должностные обязанности:
разработка дизайна поздравительных открыток;
коллажирование открыток;
подготовка макетов открыток;
осуществление технической и художественной ретуши.
Приложение 5
Оценочный лист.
Критерии оценки: «Изготовление открытки своими руками»
Параметры шкалы |
Содержание параметров |
Баллы 0 – 2 |
Содержание и полнота выполнения |
Самостоятельно спланированы пути достижения цели
|
|
|
Правильная композиция |
|
|
Цветовая гармония |
|
|
Многослойность |
|
|
Многофактурность |
|
Организация выступления |
Представление идеи открытки в стихах.
|
|
Итого |
|
|
11-12 баллов «отлично», 8-10 баллов «хорошо», 5-7 баллов «удовлетворительно», <5 баллов «не удовлетворительно». |
Приложение 6
Компетентностно -ориентированное задание
Бланк задания для учащегося
Класс |
5 |
Раздел, тема |
Рукоделие /Кардмейкинг |
Название задания |
Изготовление праздничной открытки |
Стимул |
Приближается праздник День матери. Чтобы порадовать свою маму не обязательно покупать дорогой подарок, его можно выполнить своими руками, с душой и любовью. Используя свой опыт, выполни открытку своими руками. |
Задачная формулировка
|
1. Выполните правильно композицию 2. Составьте гармонию цветовой гаммы 3.Отразите многослойность. 3. Рассчитайте многофактурность материала открытки. 4. Представьте идею своей работы в стихах В процессе представления результатов работы подумай: смогла бы ты провести мастер-класс по изготовлению открытки. Аргументируй свой ответ. |
Источник информации |
1.Пять шагов создания открытки http://www.liveinternet.ru/users/bo_lejn/post335993782/ 2. Цветовой круг https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.creativecards.ru%2Fwpcontent%2Fuploads%2F2012%2F04%2Ftask422.jpg&text=%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B8&redircnt=1447090921.1&noreask=1&pos=0&rpt=simage&lr=50 – 3.http://karapysik.ru/otkry-tki-ko-dnyu-materi/
|
Инструмент проверки |
Самооценка по накоплению критерий |
Приложение 7
Рефлексивный лист на выходе урока: «Лестница успеха»
Я узнал _________________________________
Имею представление о ____________________________________
Научился _______________________________________________
Остались вопросы ____________________________________
?Критерии оценки:1 – 3 балла – первая ступенька лестницы;
4 – 7 баллов – вторая ступенька; 8 – 10 баллов – третья ступенька.
Ответьте на вопрос.
Смогу ли я провести мастер-класс по изготовлению открытки?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.