Конспект урока по русскому языку студентки школьного отделения Ч. В. С.
Класс: 3А
ОС «Школа 2100»
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: «Роспись пасхального яйца»
Цели урока:
· обучение учащихся умению составлять эскизы росписи пасхальных яиц;
· ознакомление учащихся с разновидностями росписи яиц;
· развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и тонкую моторику руки;
· формирование интереса к изобразительному искусству;
· расширение кругозора о работах народных умельцев;
· воспитание любви к народному искусству, аккуратности и трудолюбию.
Ход урока
1. Оргмомент
Проверка готовности к уроку.
2. Акт. Знаний. Подведение к теме. Целеполагание.
- Послушайте стихотворение и попробуйте назвать сначала время года, о котором мы сегодня будем говорить, а затем и тему нашей работы.
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для светлого дня.
- Как вы думаете, о каком времени года говорится стихотворении?
- Сегодня мы поговорим о весне и об одном из весенних православных праздников о пасхе. Кто знает, что это за праздник? Кто отмечает его дома?
3. Открытие новых знаний.
- А какой же главный атрибут этого праздника? (Пасхальное яйцо) Как вы думаете, почему же именно яйцо? Может кто-то знает? (Предположения детей)
- Давайте же узнаем.
- Каждую весну, когда дни становятся длиннее, а ночи короче весь мир отмечает светлый праздник «Пасха». Для людей это величайший праздник прихода солнца и пробуждение природы. И неразрывно с этим праздником связан обычай, дарить друг другу крашеные яйца.
Существует несколько версий крашения яиц на праздник. Один из них связан с именем римского императора Марка Аврелия. В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, снесло яйцо, помеченное красными точками. Счастливое знамение было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца.
Яйцо, как священная эмблема, каждого народа на Земле. Откуда этот вселенский символ? (Слайд №4)
Для человека разумного яйцо было известно, как наиболее удачно изображающее начало и тайну Бытия. Постепенное развитие невидимого зародыша внутри скорлупы, превращение этого зародыша в живое существо, которое разбивало свою оболочку, всегда должно было казаться постоянным чудом, т.е. яйцо сотворение мира, начало мира. Слайд 5,6)
Славяне его также видели и считали, что
скорлупа – небесный свод, белок – воздух и вода, желток – земля.
Вот и получилась Вселенная.
Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа. Его старались украсить, т.е расписать. (Слайд7)
По данным археологии, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад.
Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красно.
С тех пор и пошла традиция росписи живых яиц, т.е. снесённой птицей. Расписывали гусиные, утиные и куриные яйца.
Способов украшать яйца очень много, от самых простых, до самых сложных.
4. Постановка практического задания
- Сегодня на уроке вы будете в роли художников, создающие эскизы пасхального яйца, которые вы можете применить при крашении яиц к светлому дню Пасхи.
- Рисовать вы будете используя такие цвета. Красный
цвет – символ жизни, силы единства мира растений и животных;
коричневый - землю. природы, воскрешения;
белый – чистоты, безгрешной жизни;
желтый – цвет солнца, достатка, богатства;
голубой – символ неба, воды, здоровья, божественности;
зеленый – цвет весны,
- Повторим правила работы с акварелью: перед работой все краски нужно смочить водой; краски смешиваем на палитре, не смешиваем более 2-3 цветов, т.к. получается грязь; кисточку долго в воде держать нельзя; после работы кисточку нужно помыть; не пишем одним цветом, а вливаем один в другой; черный цвет не использовать!
- Для начала нужно нарисовать простым карандашом на бумаге форму яйца. Какая форма у яйца? (Овал). Дальше карандашом наметить эскиз рисунка на этой форме. После эскиза раскрасить яркими красками.
5. Выставка
После выполнения практической работы дети показывают свои работы, анализируют их, оценивают себя и других
6. Итог урока
Какая тема урока была? Какие цели поставили? Что делали на уроке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.