КГУ «Индустриально-технологический колледж»
Поурочный план № 163-164
Конус и его элементы. Развертка, площадь боковой и полной поверхности конуса.
(тема занятия)
Наименование
дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 19.05.2021 года
1. Общие сведения
1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20
1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный
1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.
2. Цели, задачи:
Цели: формирование навыков решения практических задач по теме.
· Образовательные: систематизировать пройденный материал по теме: “Конус”; закрепить знания и умения учащихся по нахождению элементов конуса и применению формул в повседневной жизни; проверить умения применять их при решении задач, в самостоятельной работе.
· Воспитательные: развитие навыков коммуникативного общения и диалоговой деятельности. Воспитать ответственное отношение к коллективной деятельности, воспитание познавательной самостоятельности, воспитание уверенности в своих силах. Воспитывать умение работать в группе, внимание, волю, настойчивость при решении учебной задачи; взаимное уважение друг к другу.
· Развивающие: Развивать ясность, критичность, логичность мышления, интерес к предмету, интерес к процессу обучения, развитие вычислительных навыков.
Задачи урока:
Образовательная: Сформировать понятия: конической поверхности, сечений конуса и его элементов; формировать навыки решения задач на нахождение элементов конуса, навыки использования формул вычисления боковой и полной поверхности конуса, навыки решения прикладных задач; показать связь теории с практикой
Развивающая: способствовать развитию логического мышления учащихся и расширению кругозора; развивать пространственное воображение учащихся, умение применять формулы планиметрии при решении стереометрических задач; развивать и совершенствовать умения применять накопленные знания в измененной ситуации; развивать грамотную математическую речь, навыки самоконтроля.
Воспитательная: Воспитывать аккуратность при оформлении работ в тетрадях, ответственность за результат своего труда. Формировать навыки и умения коммуникативного общения.
2.2 Результаты обучения:
1) Вычислять площади боковой и полной поверхности тел вращения.
2.3 Критерии оценки:
1)Применяет формулы площади боковой поверхности тел вращения при решении задач;
2) Применяет формулы площади полной поверхности тел вращения при решении задач.
3. Оснащение занятия
3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.
Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова, Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть. Алматы: Мектеп, 2019г.
3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
4. Ход занятия
Заплани- рованные этапы урока, время |
Деятельность, запланированная на уроке
|
Ресурсы
|
Начало урока |
Орг. момент. |
|
|
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос: Цилиндр и его элементы. |
Презентация
|
Середина урока |
https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/
Тело, ограниченной конической поверхностью и кругом с границей L, называется конусом. Конус можно получить вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов.
Виды конусов: Наклонный конус, прямой конус, усеченный конус Элементы конуса: Основание конуса - круг Высота конуса – это перпендикуляр, соединяющий вершину конуса с центром основания. Радиус конуса – это радиус его основания. Ось конуса – это прямая, проходящая через центр основания конуса и вершину (ось цилиндра является осью вращения конуса). Образующая конуса - это отрезок, соединяющий вершину с соответственной точкой окружности нижнего основания. Все образующие имеют одинаковую длину. Образующая конуса при вращении вокруг оси образует боковую (коническую ) поверхность конуса. Разверткой боковой поверхности конуса является круговой сектор. Осевое сечение конуса – сечение конуса плоскостью, проходящей через ось конуса. Все осевые сечения конуса – равные равнобедренные треугольники Сечение плоскостью, параллельной оси цилиндра. В сечении – прямоугольники. Круговое сечение конуса - сечение плоскостью перпендикулярной оси конуса. В сечении - круг Сечение, проходящее через вершину, не содержащее ось конуса (Сечение - равнобедренный треугольник: боковые стороны – образующие, основание – хорда окружности основания) Какое из изображенных тел является конусом
|
Ссылка 1, 2 Презентация к уроку. |
|
Закрепление. Задача 1: Вычислите, сколько метров гирлянды понадобится для украшения ёлки? Гирлянды будут висеть под углом 300 при вершине, высота елки – 12 м, а длина еловой ветви при основании - 5 м. Решение: Форму елки примем за конус с высотой 12м и радиусом основания – 5 м. Нити гирлянд закреплены на макушке елки и распределены по боковой поверхности конуса через 30°. - Сколько нитей гирлянд на елке? 360° : 30° = 12 (нитей). - Как найти длину одной нити? Она равна образующей конуса. Рассмотрим осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник. Из прямоугольного НВС находим ВС = 13 см. Чтобы найти длину всей гирлянды, длину нити умножаем на количество нитей. Длина гирлянды 12 ·13 =156 (м) Ответ: 156 м. Задача 2: Сколько квадратных метров брезента потребуется для сооружения палатки конической формы высотой 4 метра и диаметром основания 6 метров? На подгиб и швы необходимо добавить 5%. Решение: Дано: конус, h=4 м, dосн =6 м Найти: Sбок=? Решение: Палатка имеет форму конуса, следовательно нам необходимо вычислить площадь поверхности конуса. Мы знаем, что Sпол = Sосн + Sбок , где Sбок = πRℓ и Sосн = πR2 R = d : 2 = 6 : 2 = 3 (м) Рассмотрим осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник. Опустим высоту (медиану) ВН. Она разобьет АВС на два равных прямоугольных треугольника. Из ВНС, по теореме Пифагора найдем образующую, ВС = 5м. Sбок = πRℓ= π· 3·5 = 15 π ≈ 47,1 (м2), Sосн = πR2 = 9π ≈ 28,26 (м2), Sпол = Sосн + Sбок = 75,36 ≈ 75,4(м2) брезента Найдем 5% от Sпол , что составит 3,8 м2. Значит S = Sпол + 3,8 =79,2 (м2) Задача 3: Фонарь установлен на высоте 8 м. Угол рассеивания фонаря 120°. Определите, какую поверхность освещает фонарь. Решение: Освещаемая поверхность – круг, основание конуса. Лампа фонаря – вершина конуса. Лучи направленные на окружность основания – образующие конуса. Рассмотрим осевое сечение конуса. Это равнобедренный треугольник. Опустим высоту. Она поделит данный треугольник на два равных прямоугольных треугольника с острыми углами в 30° и 60°. Из FOC по второму свойству прямоугольного треугольника находим FC=16 м. По определению тангенса (или по теореме Пифагора) вычисляем ОС= . Площади освещаемой поверхности равна площади основания (круга). S = π R2 = 192π ≈ 603(м2). Ответ: S= 603 м2 Молниеотвод («громоотвод») — устройство, устанавливаемое на зданиях и сооружениях и служащее для защиты от удара молнии. Первый молниеотвод был изобретён Бенджамином Франклином в 1752 году. Задача 4: Вычислите высоту молниеотвода, если радиус "защищенного" круга 15 м, а угол между молниеотводом и образующей конуса безопасности 60 º Решение: Поток света от фонаря можно сравнить с конусом. Тогда наша задача сведется к нахождению высоты конуса. Рассмотрим осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник. Опустим высоту ВН. Она разобьет АВС на два равных прямоугольных треугольника. Из ВНС по определения тангенса имеем tg60°= . Значит ВН = = =≈ 8,5 (м). Ответ: высота молниеотвода должна быть не менее 8,5 метров
|
Презентация
|
Конец урока |
Рефлексия |
Слайд |
|
Домашнее задание: 1. Написать конспект. 2. Решить задачи. |
Карточка-задание |
5.Рефлексия по занятию
Рефлексия «+, -, интересно».
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
6. Домашнее задание
Оценочный лист:
№ |
Выполненное задание: |
Баллы |
1. |
Составить конспект. |
30 |
2. |
Решить задачи. |
70 |
Задачи:
1) Цилиндр и конус имеют общее основание и высоту. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен 21.
2) Высота конуса 4 см, радиус основания – 3 см. Найти образующую конуса.
3) Радиус основания первого конуса в 3 раза больше, чем радиус основания второго конуса, а образующая первого конуса в 2раза меньше, чем образующая второго. Чему равна площадь боковой поверхности первого конуса, если площадь боковой поверхности второго равна 18 кв. см?
Подпись преподавателя________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.