Конспект урока Конус
Оценка 4.6

Конспект урока Конус

Оценка 4.6
docx
04.06.2021
Конспект урока Конус
Урок 163-164 Конус.docx

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Поурочный план № 163-164

Конус и его элементы. Развертка, площадь боковой и полной поверхности конуса.

(тема занятия)

Наименование дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 19.05.2021 года

 

1. Общие сведения

1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20

1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный

1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.

 

2. Цели, задачи:

Цели: формирование  навыков решения практических задач по теме.

·         Образовательные: систематизировать  пройденный материал по теме: “Конус”; закрепить знания и умения учащихся по нахождению элементов конуса и применению формул в повседневной жизни; проверить умения применять их при решении задач, в самостоятельной работе.

·         Воспитательные: развитие навыков коммуникативного общения и диалоговой деятельности. Воспитать ответственное отношение к коллективной деятельности, воспитание познавательной самостоятельности, воспитание уверенности в своих силах. Воспитывать умение работать в группе, внимание, волю, настойчивость при решении учебной задачи; взаимное уважение друг к другу.

·         Развивающие: Развивать ясность, критичность, логичность мышления, интерес к предмету, интерес к процессу обучения, развитие вычислительных навыков.

Задачи урока:

Образовательная: Сформировать  понятия: конической поверхности, сечений конуса и его элементов; формировать навыки решения задач на нахождение элементов конуса, навыки  использования  формул вычисления боковой и полной поверхности конуса,  навыки решения прикладных задач; показать связь теории с практикой

Развивающая: способствовать  развитию логического мышления учащихся  и расширению кругозора; развивать пространственное воображение  учащихся,  умение применять формулы планиметрии  при решении стереометрических задач; развивать и совершенствовать умения применять накопленные знания в измененной ситуации; развивать грамотную математическую речь, навыки самоконтроля.

Воспитательная: Воспитывать аккуратность при оформлении работ в тетрадях, ответственность за результат своего труда. Формировать навыки и умения  коммуникативного общения.

2.2  Результаты обучения:

1) Вычислять площади боковой и полной поверхности тел вращения.

2.3 Критерии оценки:

1)Применяет формулы площади боковой поверхности тел вращения  при решении задач;

2) Применяет формулы площади полной поверхности тел вращения  при решении задач.

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.

Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова,  Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов  естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть.  Алматы: Мектеп, 2019г.

 3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

 

 

    4. Ход занятия

 

Заплани-

рованные этапы урока, время

Деятельность, запланированная на уроке

 

Ресурсы

 

 

Начало урока

Орг. момент.

 

 

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос: Цилиндр и его элементы.

Презентация

 

Середина урока

https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/

 

Тело, ограниченной конической поверхностью и кругом с границей L, называется конусом.

Конус можно получить вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09be/000414e5-9d1c689d/img16.jpg https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/113d/000295c4-ebc823bb/img5.jpg

Виды конусов:

Наклонный конус, прямой конус, усеченный конус

Элементы конуса:

Основание конуса -  круг

Высота конуса – это перпендикуляр, соединяющий вершину конуса с центром основания.

Радиус конуса – это радиус его основания.

Ось конуса – это прямая, проходящая через центр основания конуса и вершину (ось цилиндра является осью вращения конуса).

Образующая конуса - это отрезок, соединяющий вершину с соответственной точкой окружности нижнего основания. Все образующие  имеют одинаковую длину.

Образующая конуса  при вращении вокруг оси образует боковую (коническую ) поверхность конуса.

Разверткой боковой поверхности конуса является круговой сектор.

Осевое сечение конуса – сечение конуса плоскостью, проходящей через ось конуса.  Все осевые сечения конуса – равные равнобедренные треугольники

Сечение плоскостью, параллельной оси цилиндра. В сечении – прямоугольники.

 Круговое сечение конуса - сечение плоскостью перпендикулярной оси конуса. В сечении  - круг

Сечение, проходящее через вершину, не содержащее ось конуса (Сечение - равнобедренный треугольник: боковые стороны – образующие, основание – хорда окружности основания)

 Какое из изображенных тел является конусом

конус006

 

Ссылка 1, 2

Презентация к уроку.

 

Закрепление.

Задача 1: Вычислите, сколько  метров гирлянды   понадобится   для украшения  ёлки?   Гирлянды будут висеть под углом 300 при вершине,  высота  елки – 12 м,  а  длина  еловой  ветви  при основании - 5 м.

Решение:

            Форму елки примем за конус с высотой 12м и радиусом основания – 5 м.

   Нити гирлянд закреплены на макушке елки и распределены по боковой поверхности конуса через 30°.

  - Сколько нитей гирлянд на елке?   360° : 30° = 12 (нитей).

 -  Как найти длину одной нити? Она равна образующей конуса.  

   Рассмотрим осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник. Из прямоугольного  НВС находим  ВС = 13 см.

Чтобы найти длину всей гирлянды, длину нити умножаем на количество нитей. Длина гирлянды 12 ·13 =156 (м)    Ответ: 156 м.

Задача 2: Сколько квадратных метров брезента потребуется для сооружения палатки конической формы высотой 4 метра и диаметром основания  6 метров?   

На подгиб и швы  необходимо добавить 5%.                                         

 Решение:

Дано: конус, h=4 м,  dосн =6 м

 Найти: Sбок=?

Решение: Палатка имеет форму конуса, следовательно нам необходимо вычислить площадь поверхности конуса. Мы знаем, что Sпол =  Sосн  +  Sбок  , где Sбок = πRℓ и Sосн = πR2

                       R = d : 2 = 6 : 2 = 3 (м)

   Рассмотрим осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник. Опустим высоту (медиану) ВН. Она разобьет  АВС на два равных прямоугольных треугольника.  Из ВНС, по теореме Пифагора найдем образующую,  ВС = 5м.

    Sбок = πRℓ= π· 3·5 = 15 π ≈ 47,1 (м2),                                          

    Sосн = πR2 = 9π ≈ 28,26 (м2), 

    Sпол =  Sосн  +  Sбок  = 75,36 ≈ 75,4(м2)  брезента

Найдем  5% от  Sпол , что составит 3,8 м2.   Значит S = Sпол  + 3,8 =79,22

Задача 3:

Фонарь установлен на высоте 8 м. Угол рассеивания фонаря 120°.  Определите, какую поверхность освещает фонарь.

Решение:

            Освещаемая поверхность – круг, основание конуса. Лампа фонаря – вершина конуса.  Лучи направленные на окружность основания – образующие конуса. Рассмотрим осевое сечение конуса. Это равнобедренный треугольник. Опустим высоту. Она поделит данный треугольник на два равных прямоугольных треугольника с острыми углами в 30° и 60°.

   Из FOC по второму свойству прямоугольного треугольника находим FC=16 м. По определению тангенса (или по теореме Пифагора) вычисляем ОС=        .

   Площади освещаемой поверхности равна площади основания (круга).

S = π R2 = 192π  ≈ 603(м2).       Ответ: S= 603 м2

                         Молниеотвод громоотвод») — устройство, устанавливаемое на зданиях и сооружениях и служащее для защиты от удара молнии.            

             Первый молниеотвод был изобретён Бенджамином Франклином в 1752 году.

Задача 4: Вычислите высоту молниеотвода, если радиус "защищенного" круга 15 м, а угол между молниеотводом и образующей конуса безопасности 60 º

Решение: Поток света от фонаря можно сравнить с конусом. Тогда наша задача сведется к нахождению высоты конуса.

   Рассмотрим осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник. Опустим высоту  ВН. Она разобьет АВС на два равных прямоугольных треугольника.  Из ВНС по определения тангенса имеем tg60°= .    

    Значит ВН = = =≈ 8,5 (м).

Ответ: высота молниеотвода должна быть  не менее 8,5 метров

        

 

Презентация

 

 

Конец урока

Рефлексия

Слайд

 

Домашнее задание:

1.      Написать конспект.

2.      Решить задачи.

Карточка-задание

          5.Рефлексия по занятию

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

      6. Домашнее задание

Оценочный лист:

Выполненное задание:

Баллы

1.       

Составить конспект.

30

2.       

Решить задачи.

70

Задачи:

1)      Цилиндр и конус имеют общее основание и высоту. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен 21.

2)      Высота конуса 4 см, радиус основания – 3 см. Найти образующую конуса.

3)      Радиус основания первого конуса в 3 раза больше, чем радиус основания второго конуса, а образующая первого конуса в 2раза меньше, чем образующая второго. Чему   равна площадь боковой поверхности первого конуса, если площадь  боковой  поверхности второго равна 18 кв. см? 

 

Подпись преподавателя________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Справочная литература : А.Е.Әбылқасымова,

Справочная литература : А.Е.Әбылқасымова,

Высота конуса – это перпендикуляр, соединяющий вершину конуса с центром основания

Высота конуса – это перпендикуляр, соединяющий вершину конуса с центром основания

Закрепление. Задача 1: Вычислите, сколько метров гирлянды понадобится для украшения ёлки?

Закрепление. Задача 1: Вычислите, сколько метров гирлянды понадобится для украшения ёлки?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2021