КГУ «Индустриально-технологический колледж»
Поурочный план № 145-146
Координаты вектора в пространстве.
(тема занятия)
Наименование
дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 20.04.2021 года
1. Общие сведения
1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20
1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный
1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.
2. Цели, задачи:
- закрепить знания и совершенствовать умения по нахождению координат точек и координат векторов, нахождение скалярного произведения векторов, а также выполнять простейшие задачи в координатах.
2.2 Результаты обучения:
1) Усвоить определение вектора и действий с векторами в пространстве.
2.3 Критерии оценки:
1) Выполняет сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число;
2)Находит скалярное произведение векторов.
3. Оснащение занятия
3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.
Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова, Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть. Алматы: Мектеп, 2019г.
3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
4. Ход занятия
Заплани- рованные этапы урока, время |
Деятельность, запланированная на уроке
|
Ресурсы
|
Начало урока |
Орг. момент. |
|
|
Проверка домашнего задания. Устный опрос по теме «Уравнение сферы». |
Презентация
|
Середина урока |
https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/
В пространстве зададим прямоугольную систему координат Oxyz. От начала координат в положительных направлениях осей Ox, Oy, Oz проведем соответствующие единичные векторы , , , которые называются координатными векторами и некомпланарны. Поэтому любой вектор разлагается по трем заданным некомпланарным координатным векторам , и с единственными коэффициентами разложения x, y, z: = x + y + z . Коэффициенты разложения x, y, z являются координатами вектора в заданной прямоугольной системе координат, которые записываются в скобках (x; y; z). Нулевой вектор имеет координаты равные нулю (0; 0; 0). У равных векторов соответствующие координаты равны. Правила нахождения координат результирующего вектора: 1. При суммировании двух и более векторов каждая координата результирующего вектора равна сумме соответствующих координат заданных векторов. Если даны два вектора (x1; y1; z1) и (x1; y1; z1), то сумма векторов + дает вектор с координатами (x1 + x1; y1 + y1; z1 + z1) + = (x1 + x1; y1 + y1; z1 + z1) 2. Разность является разновидностью суммы, поэтому разность соответствующих координат дает каждую координату вектора, полученного при вычитании двух заданных векторов. Если даны два вектора (xa; ya; za) и (xb; yb; zb), то разность векторов - дает вектор с координатами (xa - xb; ya - yb; za - zb) - = (xa - xb; ya - yb; za - zb) 3. При умножении вектора на число каждая координата результирующего вектора равна произведению этого числа на соответствующую координату заданного вектора. Если даны число k и вектор (x; y; z), то умножение вектора на число k дает вектор k с координатами k = (kx; ky; kz). Координаты вектора, радиус-вектора и точки Координаты вектора - это координаты конца вектора, если начало вектора поместить в начало координат. Радиус-вектор - это вектор, проведенный из начала координат к данной точке, координаты радиус-вектора и точки равны. Если вектор задан точками M1(x1; y1; z1) и M2(x2; y2; z2), то каждая из его координат равна разности соответствующих координат конца и начала вектора
Для коллинеарных векторов = (x1; y1; z1) и = (x2; y2; z2), если ≠ 0, существует единственное число k, позволяющее выразить вектор через : = k Тогда координаты вектора выражаются через координаты вектора = (kx1; ky1; kz1) Отношение соответствующих координат коллинеарных векторов равно единственному числу k
|
Ссылка 1, 2 Презентация к уроку. |
|
Закрепление. Задача. Найти координаты вектора = 2 - 3 + 4 , если координаты векторов (1; -2; -1), (-2; 3; -4), (-1; -3; 2). Решение = 2 + (-3 ) + 4 2 = (2·1; 2·(-2); 2·(-1)) = (2; -4; -2); -3 = (-3·(-2); -3·3; -3·(-4)) = (6; -9; 12); 4 = (4·(-1); 4·(-3); 4·2) = (-4; -12; 8). = (2 + 6 - 4; -4 - 9 -12; -2 + 12 + 8) = (4; -25; 18).
|
Презентация
|
Конец урока |
Рефлексия |
Слайд |
|
Домашнее задание: 1. Написать конспект. 2. Решить задачи.
|
Карточка-задание |
5.Рефлексия по занятию
Рефлексия «+, -, интересно».
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
6. Домашнее задание
Оценочный лист:
№ |
Выполненное задание: |
Баллы |
1. |
Составить конспект. |
30 |
2. |
Решить задачи. |
70 |
Дано:
a) а(1;1;2), b(5;4;3)
b) а (1;0;-7), b (4;4;7)
c) а (7;0;1), b (7;-6;6)
Для данных пар векторов выполните действия:
1) найдите координаты вектора а+ b;
2) найдите координаты вектора: 2а-3 b;
3) найдите длины векторов а и b;
4) найдите скалярное произведение векторов а и b;
5) найдите cosα между векторами а и b.
Подпись преподавателя________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.