Конспект урока "Легкая атлетика" 1 класс.
Оценка 4.7

Конспект урока "Легкая атлетика" 1 класс.

Оценка 4.7
doc
28.10.2021
Конспект урока "Легкая атлетика" 1 класс.
Задачи урока: 1) ознакомить учащихся с санитарно-гигиеническими, двигательными требованиями, техникой безопасности; 2) разучить комплекс упражнений без предмета (элементы утренней зарядки); 3) научить организованному построению по сигналу учителя в одну шеренгу; 4) выучить требования игры «По местам» и выполнять их. Место проведения занятий: спортивный зал. Оборудование: большой мяч, свисток. Ход урока. Построение друг за другом, организованный переход в зал. Построение в одну шеренгу по разметке.
PERVY_KLASS_1422857929_31209.doc

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Первая четверть

      Урок 1
      Задачи урока:
      1) ознакомить учащихся с санитарно-гигиеническими, двигательными требованиями, техникой безопасности;
      2) разучить комплекс упражнений без предмета (элементы утренней зарядки);
      3) научить организованному построению по сигналу учителя в одну шеренгу;
      4) выучить требования игры «По местам» и выполнять их.
      Место проведения занятий: спортивный зал.
      Оборудование: большой мяч, свисток.
      Ход урока. Построение друг за другом, организованный переход в зал. Построение в одну шеренгу по разметке.
      Беседа в зале:
      «Вы пришли в школу учиться. В вашем расписании есть урок физкультуры. В этом зале вы будете заниматься физкультурой: выполнять различные упражнения, бегать, прыгать, метать мяч, играть. За год вы станете сильными, ловкими, выносливыми.
      За выполнение упражнений ставятся оценки „3“, „4“, „5“. На урок физкультуры вы должны приходить в спортивной форме: белой или синей майке, черных трусах, тапочках или кедах. Форма должна быть чистой, ее нельзя носить каждый день.
      Вы будете переодеваться в раздевалке, у каждого будет свой шкафчик. К уроку надо готовиться быстро.
      Сначала я построю вас по росту в одну шеренгу. Запомните, кто за кем стоит. Затем я проверю вашу форму. А теперь вам надо самим построиться в шеренгу по одному лицом ко мне. Я помогу вам».

Общеразвивающие упражнения (комплекс 1)

1. И. п. — основная стойка, голова опущена, руки за голову.
    В. — руки вверх, в стороны, вниз.
2. И. п. — основная стойка, руки вниз.
    В. — подняться на носки, руки в стороны. Опуститься, руки вниз. Подняться на носки, руки вверх — потянулись к солнышку.
3. И. п. — руки на пояс, ноги врозь.
    В. — повороты туловища вправо, влево.
4. И. п. — руки в стороны, ноги врозь.
    В. — наклоны туловища вперед, назад.
5. И. п. — ноги врозь, руки за голову.
    В. — повороты вправо, влево, вперед.
6. Упражнение «Дровосек».
7. Прыжки на месте.
8. Ходьба на месте на счет, под барабан или свисток.
      Продолжение урока 1. Выполнение команд «Становись!», «Смирно!».
      Ходьба на месте. Учитель становится впереди шеренги и ведет детей за собой.

      Игра «Быстро по местам».
      Описание игры. По команде учителя дети сначала разбегаются по залу, а затем строятся в одну шеренгу в обозначенные места. Того, кто ошибается, учитель оставляет рядом с собой, а в конце игры ставит на освободившееся место. Игра повторяется 3—4 раза.
      Построение в одну шеренгу. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

      Урок 2
      Задачи урока:
      1) закрепить навыки построения в одну шеренгу;
      2) научить организованному переходу с одного места занятий на другое;
      3) повторить комплекс упражнений;
      4) закрепить навыки быстрого построения при проведении игры «Быстро по местам».
      Место проведения занятий: спортивный зал.
      Оборудование: 2 флажка (красный и белый), свисток.
      Ход урока. Построение в одну шеренгу в том же порядке, как на первом уроке. Обязательно назвать это построение «шеренга».
      Попросить учащихся поднять по очереди правую и левую руку. Сделать несколько поворотов к окну, к двери, к стене. При поворотах дети должны показывать, в какую сторону они поворачиваются: направо — правая рука вверх, налево — левая рука вверх. Повторить команды: «Становись!», «Правую руку поднять!», «Направо!».

      Игра «Салки».
      Описание игры. Учитель-водящий выходит на середину площадки и говорит детям о том, что салка будет их салить, когда они по сигналу станут убегать от него. По команде «По местам!» он бегает за учащимися. Те, до кого он дотронулся, становятся на свои места в шеренгу. Игра повторяется 2—3 раза.
      Построение по размеченной линии. Учитель предупреждает детей, чтобы они запомнили фигуры, на которых стоят.

      Игра «Будь внимателен».
      Описание игры. Дети медленно расходятся по залу и по взмаху учителя белым флажком встают на обозначенные места. При взмахе красным флажком дети продолжают ходьбу.
      Правила игры:
      1) при ходьбе не смотреть под ноги;
      2) раньше времени не покидать строй;
      3) слушать команды учителя;
      4) не мешать построению.
      Построение в колонну по одному. Игра «Быстро по местам» (урок 1).
      Возвращение в раздевалку. Поощрение. Учитель физкультуры отводит детей в класс.

      Урок 3
      Задачи урока:
      1) ознакомить учащихся с понятием колонна, научить строиться в колонну по одному;
      2) приступить к обучению прыжкам в длину с места;
      3) разучить игру «Слушай сигнал».
      Место проведения занятий: спортивный зал или коридор второго этажа.
      Оборудование: 2 флажка (красный и белый), свисток.
      Переодевание в раздевалке. Показать, как правильно складывать одежду и пользоваться шкафчиками.
      Ход урока. Построение в одну шеренгу. Медленная ходьба на носках, на внешнем и внутреннем сводах стопы, затем на пятках.
      Чередование бега и ходьбы по одному, парами. Выполнение упражнений комплекса 1 (урок 1). Добавить:
      1) приседание, руки в стороны;
      2) прыжки на месте на двух ногах.
      Переход из зала в коридор второго этажа.
      Бег на дистанцию 20—30 м парами и по одному. Учащиеся выполняют бег по одному. На расстоянии 20 м от первой линии — старт — обозначается вторая линия — финиш. На старт выходят два ученика. По команде «Марш!» дети бегут к линии финиша. Не требуя от них быстрого выполнения команды, учитель отмечает тех, кто правильно бежит. Забеги проводятся 3 раза.
      Построение в одну шеренгу, переход в зал.
      Прыжок в длину с места. Под руководством учителя дети выполняют подготовительные упражнения: прыжки на месте, прыжки «по кочкам», прыжки на двух ногах вправо, влево, вперед. На полу мелом обозначается то место, от которого дети будут прыгать. Все ученики становятся на линию: ноги врозь, руки отведены назад (учитель проверяет и показывает исходное положение). Каждому разрешается сделать три попытки.
      Внимание! Приземление должно быть мягким, упругим, на полусогнутых ногах. На этом уроке результат можно не объявлять.
      Построение в колонну по одному. Медленная ходьба.

      Игра «Слушай сигнал».
      Описание игры. Учитель объясняет и показывает свои действия и действия детей: по первому сигналу руки в стороны, по второму сигналу руки вниз, по третьему сигналу руки за голову.
      Организованное построение, переодевание в раздевалке, возвращение в класс.

      Урок 4
      Заданы урока:
      1) закрепить выполнение ходьбы в колонне по одному, по два (парами);
      2) повторить выполнение прыжка в длину с места;
      3) научить выполнять команды «Становись!», «Равняйсь!», «Шагом марш!»;
      4) разучить игру «Не замочи ноги».
      Место проведения занятий: спортивный зал.
      Оборудование: рулетка, мяч, гимнастические палки (комплекс 2), барабан.
      Ход урока. Построение в зале в колонну по одному на обозначенные места.
      Построение врассыпную. По команде учителя дети строятся парами, кто с кем хочет. Затем они поворачиваются к учителю так, чтобы образовалась колонна по два. Медленная ходьба парами.

Упражнения с гимнастическими палками (комплекс 2)

1. И. п. — основная стойка, руки вниз, палка внизу.
    В. — палка вперед.
2. И. п. — основная стойка, ноги врозь.
    В. — палка вверху.
3. И. п. — основная стойка, ноги на ширине плеч.
    В. — наклон вперед, палка вперед.
4. И. п. — основная стойка, ноги на ширине плеч.
    В. — наклон туловища вправо.
5. И. п. — основная стойка, ноги врозь.
    В. — наклон туловища влево.
6. И. п. — основная стойка.
    В. — присесть, палка вперед, вернуться в и. п.
7. И. п. — основная стойка, палка внизу.
    В. — прыжки на месте, ноги врозь, палка вверху.
8. И. п. — основная стойка, ноги вместе, руки вверх.
    В. — потянуться вверх, поднимаясь на носки.
      Медленная ходьба на месте. Перестроение в колонну по одному. Поворот направо (ориентир — окно). По команде «Налево в обход, в колонну по одному парами марш!» детей из первой колонны немного задержать, чтобы дети из второй колонны могли успеть построиться и догнать детей из первой колонны. Построение выполняется несколько раз. Можно использовать игру «Кто быстрее». Ходьба в колонне по два под барабан.
      Выполнение прыжка в длину с места. Обратить внимание на исходное положение и приземление (урок 3). Сильным учащимся можно предложить прыжок в длину с места в ориентир (рис. 13).

Рис. 13. Схема прыжка в длину с места в ориентир.

      Игра «Не замочи ноги».
      Описание игры. На площадке начертить две линии. Это берега ручейка. Дети становятся по правому берегу ручья и по сигналу или свистку перепрыгивают на левый берег.
      Правила игры:
      1) отталкиваться двумя ногами;
      2) не попадать в ручеек, не замочить ноги.
      Перебравшись на другую сторону ручья, дети бегают по залу. Расстояние между берегами можно увеличить. Дети снова подходят к черте — левому берегу и перепрыгивают на правый. Только после пробной игры можно провести эту же игру с выбыванием. Тот, кто не сумел перепрыгнуть с берега на берег, выбывает из игры.
      Ходьба с различным положением рук:
      1) руки вперед —-прямые, на ширине и высоте плеч, ладонями внутрь;
      2) руки в стороны — кисти на высоте плеч, ладонями вниз;
      3) руки за голову — голову держать прямо, пальцы одной руки лежат на пальцах другой, обе руки находятся ближе к затылку, локти отведены назад;
      4) руки на пояс — руки согнуты в локтях, большие пальцы назад (обхватить талию), локти слегка отведены назад.
      Эти требования должны учитывать учащиеся при выполнении общеразвивающих упражнений, строевых команд, при построениях и движении.
      Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

      Урок 5
      Задачи урока:
      1) повторить упражнения с гимнастическими палками;
      2) обучить ходьбе с изменением направления;
      3) приступить к обучению бегу на дистанцию 30 м;
      4) разучить игру «Кошка и мышка».
      Место проведения занятий: спортивный зал, коридор первого этажа.
      Оборудование: секундомер, гимнастические палки (по количеству учащихся).
      Ход урока. Построение в одну шеренгу по размеченной линии. Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «Стой!», «Поворот к двери!», «Смирно!», «На первого-второго рассчитайсь!».
      При выполнении таких команд необходимо напомнить учащимся, что при повороте к двери следует обозначать сторону рукой. При выполнении этой трудной двигательной установки дети поднимают правую руку вверх или прижимают к талии.
      Команду «Разойдись!» лучше выполнять при построении в одну шеренгу, но с условием, что дети разбегутся по залу. Учитель показывает направление.
      Можно использовать расчет до трех. Вторые номера выходят вперед и произвольно строятся рядом с первыми. Напомнить учащимся, что такое построение называется колонной. Именно при перестроении поворотов дети с нарушениями интеллекта выполняют эти команды с большими ошибками: многие копируют рядом стоящего ученика — двигательная инструкция воспринимается очень медленно.
      Выполнение упражнений с гимнастическими палками (комплекс 2, урок 4).
      Обучение бегу на дистанцию 30 м начинается с произвольного бега по прямой линии с высокого старта. Дети строятся в шеренгу по одному и по команде учителя «Марш!» выполняют бег на дистанцию 15—20 м. Детей можно построить в две шеренги и провести забег в виде соревнования «Кто быстрее и лучше». Финишную линию можно отодвинуть и приблизить к 30 м. На старт выходят 5—6 учащихся. Они становятся около своих отметок (6—7 отметок). По команде «Марш!» дети бегут к линии финиша.
      Так же проводится следующий забег. Забег можно повторить дважды, но при этом не требовать быстрого прохождения отрезка. Особое внимание уделяется качеству бега.
      Ходьбу с изменением направления можно провести после обучения бегу на 30 м с высокого старта. Для снижения нагрузки перед бегом провести игру «Что изменилось в строю» (выполнение команд, различные виды построений).
      Построение в колонну по одному. Учитель поднимает левую руку вверх, становится направляющим и ведет за собой учащихся по заранее размеченной на полу линии (линии могут быть разные) (рис. 14).

Рис. 14. Набор линий для ходьбы.

      Указанные движения повторяются 2 раза. Затем выбирается водящий и ученики еще раз выполняют ходьбу с изменением направления.

      Игра «Кошка и мышка» (другой вариант).
      Описание игры. Играющие перед началом игры выбирают кошку и мышку, берут друг друга за руки, образуя круг. Кошка стоит за кругом, мышка — в кругу. По сигналу учителя кошка пытается вбежать в круг, чтобы осалить мышку. Мышка убегает. Дети стараются не выпустить кошку из круга. Если кошка поймает мышку, то выбирается новая пара. Игру можно упростить, так как не все дети могут долго бегать.
      Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

      Урок 6 (см. урок 5)

      Урок 7
      Задачи урока:
      1) закрепить навыки построения в колонну по одному, по два; в шеренгу по одному, по два;
      2) разучить упражнения с малыми мячами (комплекс 3);
      3) продолжить обучение ходьбе с изменением направления и с переходом на бег;
      4) закрепить навыки коллективных и индивидуальных действий в играх «Быстро по местам», «Мяч водящему».
      Место проведения занятий: спортивный зал.
      Оборудование: 6—8 теннисных мячей, свисток, волейбольный мяч.
      Ход урока. Построение в шеренгу по одному. Расчет на первый-второй, построение в шеренгу по два (произвольный способ). Построение в колонну по одному. Ходьба с сохранением правильной осанки. При ходьбе голову не опускать, плечи расправить, размахивать руками, ноги поднимать выше, идти друг за другом, сохраняя дистанцию.
      Выполнение команд: «Направляющий на месте!», «Класс стой, раз-два!», «Поворот направо!». У детей в правой руке мяч. Учитель разрешает стукнуть мяч об пол, поймать и взять в руки, прокатить по полу, опять поймать, а затем взять в руки.
      Построение в шеренгу.

Общеразвивающие упражнения с малыми мячами
(комплекс 3)

1. И. п. — основная стойка, мяч в правой руке.
    В. — переложить мяч в левую руку, обратно в правую.
2. И. п. — основная стойка, мяч в левой руке.
    В. — подняться на носки, руки вперед перед грудью, переложить мяч в правую руку. Принять и. п., мяч в правой руке.
3. И. п. — основная стойка, руки вперед, мяч в левой руке.
    В. — присесть, руки вниз, переложить мяч в правую руку.
4. И. п. — ноги расставить шире, руки вверх, мяч держать двумя руками.
    В. — наклон вперед, положить мяч на пол, выпрямиться, руки вверх; снова наклониться, взять мяч и вернуться в и. п.
5. И. п. — прыжки на месте, мяч держать двумя руками.
6. И. п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч в правой руке.
    В. — наклониться вправо, переложить мяч за спиной в левую руку, вернуться в и. п.; то же влево.
7. И. п. — ноги на ширине плеч, мяч в правой руке.
    В. — подбросить мяч вверх на уровне груди; если получится, поймать двумя руками.
8. И. п. — основная стойка, мяч в правой руке.
    В. — ударить мячом об пол, чтобы он подпрыгнул до уровня груди, поймать двумя руками. (Детям, которые не поймают мяч, разрешить поднять его с пола и встать на свое место.)
9. И. п. — основная стойка, мяч в левой руке.
    В. — сесть на пол напротив соседа, прокатить ему мяч, получить от него мяч обратно.
10. И. п. — подняться на носки, мяч в левой руке.
      Построение в шеренгу. Ходьба с изменением направления (урок 5).
      Игра «Быстро по местам» (урок 1).

      Игра «Мяч водящему»*.
      Описание игры. Ученики стоят в кругу, выбирают двух водящих. Один водящий стоит в кругу, другой — за кругом. По команде учителя первый водящий пытается перебросить мяч второму водящему, дети мешают им, поднимая руки вверх. Ученики, которые помешали ловле мяча, становятся водящими.
      Правила игры:
      1) не разрешается выбегать из круга;
      2) водящие не должны передавать мяч друг другу. Ходьба в шеренге на месте.
      Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

      Урок 8
      Задачи урока:
      1) закрепить навыки ходьбы с изменением направления;
      2) повторить упражнения комплекса 3 (с малыми мячами);
      3) обучить выполнению поворотов налево;
      4) сформировать у учащихся двигательную реакцию в игре «К своим флажкам».
      Место проведения занятий: спортивный зал.
      Оборудование: малые мячи, свисток, 8 флажков разного цвета.
      Ход урока. Построение в шеренгу. Игра «По местам» (урок 1). Построение в колонну по одному. Выполнение команды «Направо!». Построение в одну шеренгу. Обучение повороту налево. Дети поднимают левую руку, учитель напоминает, что надо поворачиваться налево (лицом к нему). Выполнение этой команды проводится 3—4 раза.
      Общеразвивающие упражнения с малыми мячами (урок 7).

      Игра «К своим флажкам»*.
      Описание игры. Учащиеся строятся в одну шеренгу (в классе 8—10 детей).
      Дети по сигналу учителя бегут к своим флажкам, берут их и становятся на свои места.
      Правила игры:
      1) не разрешается выбегать из строя раньше времени;
      2) брать только свой флажок.
      Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

      Урок 9
      Задачи урока:
      1) закрепить выполнение общеразвивающих упражнений без предмета (урок 2);
      2) выполнять нормативы по бегу на 30 м с высокого старта;
      3) повторить игру «К своим флажкам» (урок 8);
      4) подвести итоги первой четверти.

 

Вторая четверть

      Урок 10
      Задачи урока:
      1) познакомить учащихся с задачами на вторую четверть;
      2) сформировать навыки метания мячей в горизонтальную цель;
      3) закрепить выполнение упражнений комплекса 3 (с малыми мячами);
      4) разучить игры «Слушай сигнал», «Совушка».
      Место проведения занятий: спортивный зал.
      Оборудование: теннисные мячи (по количеству учащихся).
      Словарь: зал, мяч, шеренга, колонна, идите, стойте, бегите.
      Ход урока. Построение в шеренгу по одному. Расчет на первый—третий. Перестроение в колонну по два. Выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Руки на пояс!», «Становись, ноги на ширине плеч!». Общеразвивающие упражнения с малыми мячами (урок 7).
      Метание мяча в горизонтальную цель (рис. 15, 1—4) (обратить внимание на захват мяча рукой и положение туловища). Дети строятся в одну шеренгу. Поперек площадки обозначается линия метания, а на расстоянии 2—3 м от нее чертятся вторая и третья линии, образующие коридор 1,5—2 м. На линию метания выходят пять первых участников, расстояние между ними 0,5 м. Учитель проверяет правильность построения и разрешает бросить мячи в образовавшийся коридор (во время занятий можно использовать слова из словаря).

Рис. 15. Метание мяча с места.

Упражнения

И. п. — основная стойка лицом по направлению метания, ноги врозь, мяч в правой руке.
В. — поднять правую полусогнутую в локте руку вперед-вверх, слегка отклониться назад, бросить мяч в обозначенный на полу коридор.
      При дальнейших попытках дети должны стараться бросить мяч сильнее, чтобы он отскочил как можно дальше.
      Требования:
      1) бросок выполняется по команде учителя;
      2) во время броска кисть руки с мячом должна проходить над плечом;
      3) отскочившие мячи дети собирают сами. Метание повторить 3—4 раза.
      Выполнение метания требует серьезного отношения учащихся и учителя. Учитель должен создать образ метателя, сам несколько раз выполнить метание.

      Игра на внимание «Слушай сигнал»*.
      Описание игры. Дети строятся в круг, идут друг за другом по кругу. В это время учитель подает команды, используя слова-указатели — небо, вода, дом, сад: небо — руки вверх; вода — изобразить действия пловца; дом — руки на пояс; сад — руки в стороны.
      Игра выполняется в медленном темпе. Учитель четко выговаривает слова. Ученик, дважды допустивший ошибку, выбывает из игры. Игра повторяется 3—4 раза. Можно выбирать водящими учеников по очереди.

      Игра «Совушка».
      Описание игры. Перед началом игры дети-зайчики выбирают совушку. Совушка сидит в своем гнезде. Зайчики, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Вокруг совушки иду,
Пищу вкусную несу.

А сова не спит
И на нас кричит: «Ух-ух».

      Совушка просыпается, пытается осалить зайчиков. Тех, кого коснулась совушка, она забирает к себе в гнездо.
      Правила игры:
      1) зайчики должны крепко держать друг друга за лапки;
      2) не разрешается раньше времени разрывать круг и убегать;
      3) совушка не может ловить зайчиков до того, пока они не произнесут слова «ух-ух»;
      4) игра заканчивается, когда совушка поймает половину зайчиков;
      5) в игре совушку можно менять или выделять ей помощника.
      Ходьба с различным положением рук; ходьба на носках.
      Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

      Урок 11
      Задачи урока:
      1) повторить комплекс упражнений с малыми гимнастическими палками;
      2) закрепить навыки ходьбы в шеренге по одному и по два на месте и в движении в колонне по два, по прямой змейкой;
      3) повторить игру «Совушка», разучить игру «Гуси-лебеди».
      Место проведения занятий: спортивный зал.
      Оборудование: малые гимнастические палки, свисток.
      Словарь: змейка, строй, встать, бросить.
      Ход урока. Построение в одну шеренгу, в колонну по одному. Обучение правильной осанке. Учитель показывает, как надо стоять при правильной осанке. Учеников надо сначала построить у стенки, а затем попросить их отойти от нее на два шага. Учитель проходит вдоль шеренги учащихся и делает замечания, поправляя положение ног, спины, лопаток, груди, живота, плеч, головы. Учащиеся строятся в круг, идут по кругу друг за другом, сохраняя правильную осанку.
      Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой (урок 5, первая четверть).

      Игра «Гуси-лебеди».
      Описание игры. Учащиеся под руководством учителя выбирают волка и ведущего (лучше, если ведущим будет учитель). Остальные дети — гуси-лебеди. В одном углу зала стоит волк, а в другом углу — гуси-лебеди.
      Ведущий говорит: «Гуси-лебеди гуляют в поле, щипают травку. Они должны улететь домой». Зовет их: «Гуси-лебеди, пора домой». Гуси-лебеди отвечают: «Старый волк под горой не пускает нас домой». Ведущий: «Ну, бегите же домой!» Гуси-лебеди бегут, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры.
      Правила игры:
      1) гуси-лебеди должны бежать только по обозначенной площадке;
      2) гуси-лебеди могут бежать домой только после слов: «Ну, бегите же домой!»
      Построение в одну шеренгу. Расчет на первый—четвертый.
      Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

      Урок 12
      Задачи урока:
      1) закрепить навыки метания в горизонтальную цель;
      2) повторить упражнения комплекса 3 с малыми мячами;
      3) совершенствовать навыки ходьбы по ориентирам;
      4) разучить игру «Попади в цель».
      Место проведения занятий: спортивный зал.
      Оборудование: теннисные мячи (по количеству учащихся), булавы или кегли.
      Словарь: строй, прыгайте, бросайте, ложитесь, команда, кегли.
      Ход урока. Построение в шеренгу. Расчет на первый — пятый. Повороты по ориентирам: к окну, к двери, к входу в зал; повороты направо, налево. Ходьба по ориентирам (урок 5, первая четверть).
      Игра «Попади в цель».
      Описание игры. Класс делится на две команды, игроки которых располагаются друг против друга. На равном расстоянии от каждой команды, на линии в ряд, ставятся пять-шесть булав или кеглей. Команды разыгрывают, кто из них будет сбивать кегли первой. Игрокам первой команды дают мячи, которые они все сразу по сигналу учителя бросают в цель. Побеждает команда, которая выбьет больше кеглей.
      Правила игры:
      1) не разрешается переступать линию;
      2) обязательно ждать сигнал учителя;
      3) не собирать брошенные мячи сразу, ждать результата. Построение в одну шеренгу.
      Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

      Урок 13
      Задачи урока:
      1) закрепить навыки ходьбы и бега с сохранением правильной осанки;
      2) обучить выполнению заданий при ходьбе по коридору шириной 20 см, сохраняя равновесие;
      3) проверить умение выполнять упражнения комплекса 3;
      4) закрепить игру «Попади в цель», разучить игру «Попрыгунчики-воробышки».
      Место проведения занятий: спортивный зал.
      Оборудование: 2 флажка, резиновые мячи (большие), городки.
      Словарь: коридор, равновесие, спина, плечо, за голову.
      Ход урока. Построение в одну шеренгу, расчет на первый—шестой. Повороты направо, налево. Назначенный учителем дежурный сдает рапорт: «Сергей Петрович! Первый класс к уроку готов! Дежурный — Иванов Саша».
      Выполнение команд «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Равняйсь!», «Смирно!».
      Построение в колонну по одному. Построение в колонну по два. Размыкание.

Общеразвивающие упражнения (комплекс 1)

      Ходьба на носках с различным положением рук, с сохранением правильной осанки. Медленный бег с сохранением правильной осанки.
      Учитель просит выполнить несколько имитационных упражнений.
      Все эти упражнения можно выполнять под музыку. Каждое упражнение выполняется 2—3 раза.

Рис. 16. Имитационные упражнения: 1 — солдат; 2 — великан; 3 — маятник; 4 — кошка; 5 — паровоз; 6 — самолет; 7 — лыжник; 8 — цапля; 9 — скорпион.

      Упражнение на равновесие выполняется в школьном коридоре. На полу обозначены три полосы шириной по 20 см. По первой полосе ученики идут — руки в стороны; по второй полосе — руки вверх; по третьей полосе — обыкновенная ходьба. При повторном прохождении по первой полосе — приставными шагами, левым боком вперед, руки в стороны; по второй полосе — то же, но правым боком вперед, руки вверх; по третьей полосе — обыкновенная ходьба. Нужно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную осанку.
      Игра «Меткие стрелки» (урок 12).

      Игра «Попрыгунчики-воробышки»*.
      Описание игры. На полу чертится круг. Воробышки встают в круг. Выбирают ведущего. Воробышки пытаются вскочить в круг и выбежать обратно, не наступая на линию. Ведущий должен осалить воробышка. Тот, до кого дотронулся ведущий, выходит из игры (игра имеет несколько вариантов — это самый простой).
      Правила игры:
      1) игра начинается по свистку учителя;
      2) игра заканчивается, когда большинство воробышков пойманы.
      Построение в одну шеренгу.
      Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

      Урок 14 (см. урок 13)

      Урок 15
      Задачи урока:
      1) закрепить навыки броска и ловли мяча;
      2) повторить комплекс упражнений с гимнастической палкой;
      3) разучить упражнения в передвижении на четвереньках по коридору шириной 20—25 см;
      4) разучить игру «У медведя во бору»;
      5) провести зачет (условно) по прыжкам в длину с места (прием индивидуальных нормативов).
      Место проведения занятий: спортивный зал.
      Оборудование: мячи, гимнастические палки (по количеству учащихся), рулетка, мел.
      Словарь: марш, бегом марш, медведь, принесите, соберите, получите, палка.
      Ход урока. Построение врассыпную. Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «На первый — седьмой рассчитайсь!». Рапорт дежурного. Дети встают на обозначенные (свои) места. Произвольное перестроение из одной шеренги в две. Построение для выполнения упражнений с гимнастической палкой (урок 5).
      На полу чертятся две линии шириной 20—25 см, длиной 8—10 м на расстоянии 1,5—2 м одна от другой. Дети строятся в колонну по два. Учитель просит детей выполнить несколько имитационных упражнений: 1) собачка встала на задние лапки; 2) собачка ходит на четвереньках (идти на коленях, не падать и не касаться руками пола).
      Передвижение по коридору начинают обе колонны детей. Учитель показывает, как правильно передвигаться на четвереньках.
      Для выполнения бросков и ловли мяча дети делятся на три команды по четыре человека. Затем первая и третья команды образуют группу для бросания и ловли мяча. Игроки второй команды выполняют роль помощников, подают мячи, собирают их и передают другим игрокам. Броски и ловлю выполняют вторая и третья команды. Игроки первой команды следят за порядком, собирают мячи и отдают их учителю.
      Игра «У медведя во бору» знакома детям (подготовительный класс, урок 11).
      Прыжки в длину дети выполняют с места по очереди. Учитель объявляет лучший результат. Построение в одну шеренгу.
      Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

      Урок 16 (см. урок 15)
      Подвести итоги за вторую четверть.

 

Третья четверть

      В 1 классе (табл. 3) программой предусмотрена ходьба на месте с подниманием носков лыж, ходьба приставным шагом, ходьба ступающим шагом, прогулка на лыжах.
      Состав учащихся по своим двигательным возможностям может быть разный. Поэтому следует немного расширить программный материал и выстроить занятия следующим образом: построение, выполнение строевых команд (постоянно); ступающий шаг — не более двух-трех уроков. Основные задачи на этих уроках: изучить способности учащихся удерживать устойчивое равновесие на узкой опоре; способствовать развитию координации движений; научить выполнять скользящий шаг, который является основой техники всех лыжных ходов, кроме бесшажного. Следует помнить о том, что скользящий шаг входит в структуру лыжных ходов и что в этом случае это способ передвижения.
      Учащиеся коррекционной школы VIII вида с трудом овладевают согласованностью движений рук и ног. Вот почему так важно уделять внимание овладению техникой скользящего шага на семи-восьми уроках. Учитель должен помнить, что и скользящий шаг — это передвижение на лыжах без палок с выполнением последовательных шагов со скольжением на одной лыже и сохранением позы с наклоном туловища, обеспечивающей длительное одноопорное равновесие, согласованность движений рук и ног, отталкивание ногой и перенос массы тела с толчковой ноги на маховую 1.

Таблица 3

График проведения занятий по лыжной подготовке
учащихся 1 класса в третьей четверти



Содержание учебного
материала

Номер урока

1

2

3

4
X

5

6

7

8

9
X

10
X

Место проведения занятий

17

18

19
X

20
X

21

22

23
X

24

25
X

26
X

 

Ступающий шаг

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Скользящий шаг

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

 

Попеременный двухшажный ход

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

Повороты переступания на месте

 

+

+

 

+

 

 

 

 

 

Команды лыжнику. Построения, выполнения команд

+

+

+

 

 

+

+

+

 

 

 

Спуски в основной стойке

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

Подъем лесенкой наискось

 

 

+

 

+

+

 

 

 

 

Игры на лыжах

 

+

+

 

+

+

 

+

 

 

 

Передвижение на лыжах на дистанцию до 600 м

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

      Условные обозначения: + — материал занятий; X — занятия в зале; • — проверочные занятия.

      Попеременный двухшажный ход (рис. 17). Освоение этого хода планируется с группой сильных учащихся. Из 12—13 учащихся может оказаться пять-шесть наиболее подвижных учеников. И это не значит, что слабые ученики не могут овладеть техникой этого хода. Планируется пять-шесть уроков. За этот период учащиеся должны овладеть:
      1) подседанием (посадкой);
      2) отталкиванием с полным разгибанием толчковой (правой) ноги;
      3) скольжением на одной лыже.

Рис. 17. Попеременный двухшажный ход.

      Успех овладения двухшажным ходом будет обеспечен, если учитель уделит внимание формированию навыков скользящего шага.
      Поворот переступанием на месте (рис. 18) используется длительное время примерно на восьми—десяти уроках. Для детей с нарушениями интеллекта овладение таким видом поворота является важным, так как большинство учащихся не могут удерживать равновесие на одной ноге и переносить тяжесть тела на лыже. Например, учащимся надо выполнить поворот на месте вправо. Они должны перенести тяжесть тела на левую лыжню, правой ногой прижать к снегу конец лыжи, передний конец поднять, лыжу отвести вправо, опустить на снег и переместить на нее массу тела, левую лыжу приставить рядом, параллельно правой.

Рис. 18. Поворот переступанием на месте вокруг пяток.

      Спуск в основной стойке. Многие учащиеся начальных классов боятся спускаться на лыжах, мотивируя свою неуверенность и боязнь тем, что при падении они могут поломать ноги, сильно удариться. Задача учителя: научить учащихся седу влево-вправо при возможном падении.
      Спуску на лыжах надо начинать учиться на пологих склонах без палок. Лыжи расположены параллельно на расстоянии 10—15 см друг от друга. Ноги слегка согнуты, одна из них чуть впереди другой. Туловище слегка наклонено вперед. После освоения спуска без палок, на которое отводится два-три урока, можно переходить к обучению спуску с палками. Палки должны быть наклонены кольцами назад.
      Игры без лыж и на лыжах. Начиная с четвертого урока можно предложить детям следующие игры: «Кто точнее», «Кто быстрее», «Атака крепости», «Снежками в цель» (игры без лыж); «Кто дальше прокатится», «Кто больше соберет флажков», «Точно в ворота» (игры на лыжах, в основном индивидуального характера); «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «Атака крепости», «Будь внимателен» (командные игры).

      Урок 17
      Задачи урока:
      1) подвести итоги за вторую четверть, познакомить детей с основными требованиями к проведению прогулок и занятий на лыжах и санках;
      2) познакомить с лыжами, научить надевать и снимать лыжи;
      3) проверить умения стоять и передвигаться на лыжах;
      4) научить передвижению к месту проведения занятий, держа лыжи в руках.
      Место проведения занятий: школьная площадка с проложенной лыжней.
      Оборудование: 3 флажка на специально изготовленных длинных палках, разметка дистанций 3, 10, 15 м.
      Словарь: лыжи, снег, нести, ботинки, крепление.
      Ход урока. Построение в зале. Демонстрация экипировки лыжника учеником 7 или 8 класса, которого дети знают.
      Проверка внешнего вида учащихся, осмотр лыж (занятие без палок), напоминание учащимся, как надо одеваться на занятие (шапочка, варежки, куртка).
      Построение в одну шеренгу, лыжи в руках (одна в правой, другая в левой). Передвижение в колонне по одному, не задевая задними концами лыж идущего впереди. Идти рядом с проложенной лыжней.
      Построение в одну шеренгу, проверка готовности к прогулке. Овладение умением стоять на лыжах.
      Передвижение на лыжах. Первые шаги на лыжах учащиеся выполняют, двигаясь за учителем. Предупредить учащихся о том, что передвигаться нужно только по лыжне, соблюдая дистанцию не менее 2 м. После прохождения 10—15 м дать команду: «Стой! Ребята, повернитесь ко мне лицом!»
      Большинство детей не владеют навыками передвижения, поэтому им лучше делать замечания в доброжелательной форме, чтобы дети не боялись ходить на уроки.

Упражнения на лыжах

1. И. п. — основная стойка, ноги врозь.
    В. — поднять любую ногу от лыжни.
2. И. п. — основная стойка, ноги врозь.
    В. — наклонить туловище, ноги поставить в положение шага (левая нога впереди, правая нога и туловище составляют единую линию).
3. И. п. — основная стойка, ноги врозь.
    В. — покачивание влево, вправо. Равновесие держать за счет балансировки руками (перенос тяжести с одной ноги на другую).
4. И. п. — основная стойка, ноги врозь.
    В. — присесть на правую сторону, подняться и принять и. п.
5. И. п. — основная стойка, ноги врозь.
    В. — присесть на левую сторону, подняться и принять и. п.
      Учитель помогает слабым детям. Произвольное катание ступающим шагом.
      Построение в колонну по одному, лыжи снять, очистить от снега, скрепить. Похвалить детей. Организованное возвращение в школу.

      Урок 18
      Задачи урока:
      1) научить детей быстро готовиться к уроку;
      2) напомнить о требованиях к одежде и обуви;
      3) сформировать навыки ходьбы на месте с подниманием носков лыж;
      4) усовершенствовать передвижение ступающим шагом.
      Место проведения занятий: школьная площадка с проложенной лыжней.
      Оборудование: 3 флажка, лыжи.
      Словарь: лыжи, лыжник, снег, кататься, лыжный шаг.
      Ход урока. Передвижение к месту проведения занятий. Подготовка и надевание лыж. Построение в одну шеренгу. Повторение упражнений (урок 17). Построение в колонну по одному. Передвижение по лыжне за учителем. Обучение ступающему шагу.

      Игра «По местам»*.
      Описание игры. Построить учащихся в колонну по два (индивидуально). Первая команда — первая колонна, вторая команда — вторая колонна. Команды выстраиваются рядом. На старт приглашаются первые номера каждой команды. Учитель отводит остальных учащихся на 15—20 м от места построения. По сигналу учителя «По местам!» первая пара участников бежит к месту построения (оно обозначено флажками). После бежит пара играющих и т. д. Выигрывает (условно) команда, которая быстрее построилась на свое место. Игру (если будет время) можно повторить.
      Построение в колонну по одному, снять лыжи, очистить от снега, скрепить. Похвалить детей. Организованное возвращение в школу.

      Урок 19
      Задачи урока:
      1) научить передвижению на лыжах ступающим шагом;
      2) научить строиться в одну шеренгу, в колонну по одному;
      3) разучить игру «К Деду Морозу в гости».
      Место проведения занятий: школьная площадка с проложенной лыжней.
      Оборудование: секундомер, 2 больших флажка и 6 маленьких флажков (3 синих, 3 красных).
      Словарь: лыжи, спуск, мороз, шагать, скользить.
      Ход урока. Учащиеся, вставшие на лыжи, не дожидаются других, катаются по учебной лыжне. По команде учителя все строятся в шеренгу по одному. Расчет по порядку.

Упражнения на лыжах

1. И. п. — основная стойка.
    В. — поднять руки вверх, опустить вниз.
2. И. п. — основная стойка.
    В. — поднять руки вверх, присесть, тяжесть тела перенести вправо, слегка подняв левую ногу над снегом (оторвать от снега).
3. И. п. — основная стойка.
    В. — присесть, руки вниз, тяжесть тела перенести влево, невысоко поднять над снегом правую ногу (оторвать от снега).
4. И. п. — основная стойка.
    В. — поднять носки лыж, ходьба на месте; ходьба ступающим шагом с продвижением вперед.
      Произвольное катание на лыжах ступающим шагом (2—3 мин).
      Передвижение скользящим шагом (рис. 19). При обучении передвижению скользящим шагом следует уделить внимание сгибанию ног в коленях при скольжении. Для этого, стоя на месте, сделать полуприсед, затем выпрямиться. Повторить это движение 4— 5 раз. Учащиеся становятся в круг и двигаются друг за другом, скользя на согнутых ногах. Если будут скользить на прямых ногах, то надо остановить движение, попросить их принять положение полуприседа и разрешить продолжать движение.

Рис. 19. Передвижение скользящим шагом.

      Игра «К Деду Морозу в гости».
      Описание игры. При помощи двух больших флагов обозначается место игры для каждой команды. На лыжне отмечаются линии старта и финиша (две параллельные лыжни). Выбирается Дед Мороз (желательно более подвижный ученик). Дети делятся на две команды: синие и красные. Дед Мороз приглашает команду синих. По сигналу учителя команда начинает как можно быстрее передвигаться к месту, где стоит Дед Мороз. Учитель засекает время начала движения последнего члена команды. Каждый участник, после того как пересечет линию финиша, произносит слова: «Дед Мороз». Учитель объявляет время. Затем на старт приглашается команда красных. Побеждает команда, которая затратит меньше времени на передвижение всех участников.
      Правила игры:
      1) разрешается разыгрывать начало соревнований: какая команда начинает первой, какая второй;
      2) разрешается обгонять товарища по команде, но не мешать его передвижению;
      3) произносить слова «Дед Мороз» можно только после того, как будет пересечена линия финиша;
      4) старт начинается по сигналу учителя;
      5) если при передвижении соревнующийся упал, он должен подняться и продолжать соревнование.
      Методические указания: длину трассы для соревнований можно увеличить или уменьшить в зависимости от подготовленности учащихся.
      Построение в одну шеренгу. Снять лыжи, очистить их от снега, скрепить. Организованное возвращение в школу.

      Урок 20 (см. урок 15)

      Урок 21
      Задачи урока:
      1) закрепить навыки спуска с горки на санках по одному;
      2) сформировать навыки взаимовыручки;
      3) разучить игру «Черепахи»*.
      Место проведения занятий: участок возле школы и специально подготовленная горка.
      Оборудование: санки (по количеству учащихся), 2 больших флажка.
      Словарь: снеговик, санки, спина, черепаха.
      Ход урока. Построение у школы с санками в руках. Передвижение к месту проведения занятий. Правила передвижения. Построение в шеренгу. Расчет. Повороты к учителю или к какому-то ориентиру.

Упражнения на санках

1. И. п. — основная стойка, ноги в стороны.
    В.— сесть на санки, ноги в стороны.
2. И. п. — основная стойка, санки справа.
    В. — встать справа у санок, сесть, обе ноги справа.
3. И. п. — основная стойка, ноги слева.
    В. — встать слева у санок, сесть, обе ноги слева.
4. И. п. — основная стойка, встать у санок впереди вдвоем.
    В. — сесть на санки так, чтобы поместились два ученика.
5. И. п. — основная стойка, один ученик впереди санок, другой сзади.
    В. — сесть друг к другу спиной.
      Дать установку детям, как спускаться с горки и подниматься на горку.
      Произвольное катание по одному, парами (5—10 мин).

      Игра «Черепахи».
      Описание игры. В соревновании участвуют 5—6 пар. Обозначаются линии старта и финиша. Учащимся разрешается выбрать себе напарника. По команде учителя каждая пара выходит на старт, садится на сани друг за другом и начинает спуск, отталкиваясь от земли ногами. Побеждает та пара, которая финиширует первой.
      Правила игры:
      1) отталкиваться ногами можно только до отметки, обозначенной двумя флагами;
      2) не разрешается начинать движение без сигнала учителя;
      3) стараться удержаться на санках.
      Построение с санками в шеренгу по одному. Подведение итогов урока. Организованное возвращение в школу.

      Урок 22
      Задачи урока:
      1) научить учащихся ходьбе на лыжах приставным шагом;
      2) закрепить ходьбу на месте с подниманием носков лыж;
      3) повторить игру «К Деду Морозу в гости».
      Место проведения занятий: участок возле школы.
      Оборудование: лыжи (по количеству учащихся), 2 больших флажка.
      Словарь: зима, приставной шаг, одежда, шапочка, куртка.
      Ход урока. Построение у школы. Передвижение к месту проведения занятий. Построение в одну шеренгу. Общеразвивающие упражнения (урок 19). Добавить задания: ходьба на месте, на лыжах, ходьба влево, вправо, приставными шагами.
      Обучение: поднять лыжу таким образом, чтобы ее пятка была ниже уровня носка. Научить делать приставной шаг: влево, вправо — так, чтобы лыжи ставились параллельно. Поднять левую лыжу (пятка не ниже носка), поставить ее на полшага влево, также поднимая правую лыжу, приставить ее к левой. Повторить это подготовительное упражнение 5—6 раз по четыре-пять шагов в каждую сторону. Перестроить учащихся в колонну по одному, начать обучение скользящему шагу (урок 19).
      Игра «К Деду Морозу в гости» (урок 20).
      Построение в одну шеренгу. Расчет. Перестроение в колонну по одному. Подготовка лыж к переносу. Организованное возвращение в школу.

      Урок 23
      Задачи урока:
      1) обучить скользящему шагу;
      2) повторить упражнения урока 19;
      3) разучить игру «Снайпер».
      Место проведения занятий: участок возле школы.
      Оборудование: лыжи (по количеству учащихся; для слабых учащихся — двое санок).
      Словарь: падать, лыжи, санки, стоять, нести.
      Ход урока. Передвижение к месту проведения занятий. Построение в одну шеренгу. Расчет. Обучение скользящему шагу (урок 19). Передвижение по лыжне скользящим шагом.

      Игра «Снайпер».
      Описание игры. По краям площадки проведены линии, за которыми расположились два города. Расстояние между городами 10—15 м. Между городами проводят черту перпендикулярно черте города. Первая команда строится вдоль черты одного из городов, вторая команда — вдоль боковой черты. По сигналу учителя игроки, которые находятся в одном городе, перебегают по одному в другой город. Игроки второй команды бросают в бегущих снежки. Тот, в кого попали снежком, выбывает из игры, игра продолжается. Потом команды меняются местами. Побеждает тот, у кого останется больше игроков.
      Построение в одну шеренгу. Подготовка лыж к переносу. Организованное возвращение в школу.

      Урок 24
      Задачи урока:
      1) продолжить обучение скользящему шагу;
      2) познакомить учащихся с поворотом на месте переступанием вокруг пяток;
      3) закрепить навыки передвижения и построения на лыжах в игре.
      Место проведения занятий: участок возле школы.
      Оборудование: лыжи (по количеству учащихся; передвижение без палок), 2 больших флажка на длинных древках.
      Словарь: лыжник, флажок, древко.
      Ход урока. Выход из школы и передвижение к месту проведения занятий, построение в одну шеренгу, лыжи держать в правой руке. Надевание лыж. Расчет. Свободное передвижение по лыжне в обычной ходьбе.
      Проведение соревнований «Кто первый».

      Игра «Танки»*.
      Описание игры. На площадке отмечаются линии старта и финиша. Расстояние между ними 15—20 м. Дети делятся на две команды, по пять-шесть учащихся в каждой. Строятся в одну шеренгу у линии старта. У всех игроков в руках по палке. Свободный конец палки игрок протягивает своему соседу по команде. Получается одна длинная цепь — танк. По сигналу учителя все танки одновременно начинают двигаться к финишу. Побеждает команда, чей танк финиширует первым.
      Правила игры:
      1) команды начинают двигаться только по сигналу учителя;
      2) нельзя быстро передвигаться, так как цепь может разорваться;
      3) не останавливаться во время скольжения;
      4) не кричать друг на друга.
      Игра повторяется 3—4 раза.
      Подведение итогов урока. Построение в одну шеренгу. Подготовка лыж к переносу. Организованное возвращение в школу.

      Уроки 25—26
      Задачи уроков:
      1) повторить материал урока 7 (упражнение с мячами, игры);
      2) закрепить навыки метания в горизонтальную цель;
      3) оказывать учащимся помощь в точном попадании в цель.
      Место проведения занятий: участок возле школы и специально подготовленная горка.
      Оборудование: мячи (по количеству учащихся).
      Словарь: мяч, попадание в цель, линия, бросать.
      Ход урока: Урок можно проводить в межсезонье (уроки 7, 10).
      Подведение итогов третьей четверти. Выставление оценок. Напомнить учащимся, что занятия в четвертой четверти будут проводиться в зале и на улице.

 

Четвертая четверть

      Урок 27
      Задачи урока:
      1) определить задачи на четвертую четверть;
      2) разучить упражнения с флажками;
      3) закрепить навыки поворота по ориентирам, начать подготовку к поворотам направо, налево;
      4) начать обучение броску в вертикальную цель.
      Место проведения занятий: спортивный зал.
      Оборудование: флажки (по 2 на каждого ученика), теннисные мячи (по количеству учащихся).
      Словарь: флажок, поворот, рыболов, цель.
      Ход урока. Построение по обозначенным местам в одну шеренгу. Расчет по порядку. Медленная ходьба. Построение в колонну по два.

Общеразвивающие упражнения с флажками

1. И. п. — основная стойка, флажки в опущенных руках.
    В. — поднять руки вверх, подняться на носки, опуститься вниз.
2. И. п. — ноги врозь, флажки в опущенных руках.
    В. — поднять руки в стороны, вернуться в и. п.
3. И. п. — основная стойка, ноги в стороны.
    В. — наклоны туловища вправо, принять и. п.
4. И. п. — то же, наклоны влево.
5. И. п. — основная стойка.
    В. — прогнуться, левую руку назад, правую вверх, вернуться в и. п.
6. И. п. — основная стойка.
    В. — наклон вперед, руки назад, вернуться в и. п.
      Ходьба на месте. Свернуть флажки по два. Перестроение в колонну по одному. На ходу сложить и отдать флажки дежурному.
      Метание мяча. Построить учащихся в шеренгу по одному, предложить поупражняться в броске мячей о пол и их ловле (до 2 мин). Учащиеся делятся на две команды и располагаются в одной шеренге. Линия метания обозначена в 4—5 м от стены и в 2—3 м от пола. Натянуты два шнура. Разделить учащихся так, чтобы в первой команде были более сильные учащиеся. Они подходят к линии, размыкаются на вытянутые руки, готовятся к метанию. Сначала метание проводит каждый ученик отдельно, чтобы учитель мог проверить степень сформированности навыка метания. Затем все одновременно метают мячи, стараясь попасть между шнурами. На линию метания выходит вторая команда, занимает исходное положение (рис. 20). Точно в таком же порядке выполняет метание. Упражнение повторяется 3—4 раза.
      Подведение итогов урока. Организованное возвращение в класс.

Рис. 20. Метание мяча с одного—трех шагов.

      Урок 28
      Задачи урока:
      1) закрепить выполнение упражнений с мячами;
      2) сформировать навыки построения в крут по ориентирам;
      3) приступить к обучению лазанью по гимнастической скамейке;
      4) повторить игру «К своим флажкам».
      Место проведения занятий: спортивный зал.
      Оборудование: обручи, 2 гимнастические скамейки, резиновые мячи, флажки, гимнастические палки, набивные мячи.
      Словарь: флажок, скамейка, обруч, круг, лазанье, ориентир.
      Ход урока. Ходьба по залу с различным положением рук. Выполнение команд «Руки вверх!», «Руки в стороны, к груди, назад!».
      Построение в одну шеренгу. Размыкание на вытянутые руки. Подготовка к выполнению упражнений с мячами (урок 7).
      Ходьба на месте. Перестроение в круг по ориентирам (на полу 2 обруча, 4 флажка, 2 гимнастические палки, 2 набивных мяча, гимнастическая скамейка). Вначале ведущим является учитель. Именно он проводит учащихся по всем ориентирам, а затем дети проходят их дважды самостоятельно.
      Лазанье по наклонной гимнастической скамейке (рис. 21). Лазанье выполняется строго индивидуально.

Рис. 21. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке: 1 — стоя на коленях; 2 — в упоре присев.

      Один конец скамейки стоит на полу, другой зацеплен крюками за одну из реек гимнастической стенки. Дети передвигаются в горизонтальном направлении. Можно предложить им выполнить следующие упражнения на горизонтальной скамейке:
      1) горизонтальная скамейка — ходьба, руки в стороны, вверх, на пояс;
      2) горизонтальная скамейка — ходьба на носках, руки в стороны, вверх, на пояс;
      3) горизонтальная скамейка — ходьба приставными шагами, правым, левым боком вперед;
      4) горизонтальная скамейка — ходьба с поворотами кругом (обратить внимание на постановку ног при повороте);
      5) наклонная скамейка — лазанье в упоре, стоя на коленях, держась за края скамейки;
      6) наклонная скамейка — лазанье в упоре, стоя согнувшись, держась за края скамейки (сильные ученики повторяют 2—3 раза).
      Игра «К своим флажкам» (1 класс, урок 8).
      Построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Организованное возвращение в класс.

      Урок 29
      Задачи урока:
      1) закрепить навыки ходьбы по гимнастической скамейке с различным положением рук;
      2) обучить бегу на дистанцию 30—40 м в различном темпе;
      3) приступить к обучению метанию на дальность;
      4) развивать умение передачи мяча в игре «Мяч соседу».
      Место проведения занятий: спортивный зал, площадка около школы.
      Оборудование: гимнастическая скамейка, теннисные мячи (по количеству учащихся), секундомер, рулетка.
      Словарь: сосед, площадка, бег, метание, мяч.
      Ход урока. Построение в одну шеренгу. Расчет по порядку. Выполнение заданий при ходьбе: на счет «три» руки вверх; на счет «пять» руки в стороны; на счет «семь» руки за голову; на счет «девять» руки на пояс.
      Ходьба по горизонтальной гимнастической скамейке (урок 28, первые пять упражнений).
      Выход на улицу. Построение в одну шеренгу. Выполнение метания на дальность — до флажка, до пирамиды, на максимальное расстояние (расстояние можно замерить и сказать ученику, каков его личный результат).
      Бег парами на дистанции 20 и 30 м, с интервалами для отдыха.

      Игра «Мяч соседу» (в шеренгах).
      Описание игры. Класс делится на две команды. Команды становятся в две шеренги лицом друг к другу. У первых игроков в руках футбольный мяч. По свистку учителя дети передают мяч друг другу. Последний игрок, получив мяч, поднимает руки с мячом вверх. Команде, закончившей передачу мяча первой, засчитывается два очка (рис. 22).

Рис. 22. Удержание мяча при броске и ловля мяча руками.

      Правила игры:
      1) запрещается передавать мяч без сигнала учителя;
      2) надо передавать мяч на уровне груди;
      3) потерянный во время передачи мяч подбирается тем игроком, который его не взял у передающего;
      4) последний игрок поднимает руки с мячом вверх.
      Построение. Организованное возвращение в школу.

      Урок 30 (см. урок 29; только метание мячей на дальность и бег на дистанцию 30—40 м)
      Место проведения занятий: площадка около школы.
      Оборудование: 2 волейбольных мяча, секундомер, флажки.
      Словарь: флажки, мяч, метать, ловить, передавать.
      За 10—15 минут до конца урока можно провести бег на результат.

      Урок 31
      Задачи урока:
      1) закрепить навыки бега на дистанцию 30 м;
      2) проверить прочность навыка отталкивания при выполнении прыжка в длину с места;
      3) разучить игру «Третий лишний».
      Место проведения занятий: площадка около школы.
      Оборудование: секундомер, рулетка, флажки.
      Словарь: толчок, бег, лишний, результат.
      Ход урока. Построение в одну шеренгу. Переодевание в спортивном зале. Организованный выход на улицу. Сдача рапорта.
      Ходьба с заданиями учителя. Бег в чередовании с ходьбой. Общеразвивающие упражнения выполняются при построении в две шеренги по расчету учителя. Сначала учитель строит детей в одну шеренгу, затем проводит перестроение в две шеренги. Для этого он проходит сзади шеренги и, дотрагиваясь рукой до ученика, произносит: «Второй!» Те, до кого дотронулся учитель, выходят на два шага вперед.
      Упражнения: общеразвивающие — комплекс 1 (уроки 1, 3).
      Построение в колонну по два для выполнения бега на дистанцию 30 м. Бег проводится парами, дети сами выбирают себе напарников. Необходимо предупредить детей о том, что во время бега каждый бежит только по своей дорожке. Запрещается перебегать со своей дорожки на другую. Подведение итогов бега, объявление условного результата.
      Прыжок в длину с места (урок 3). После первых двух попыток разрешить учащимся прыгнуть на лучший результат (до линии флажков).

      Игра «Третий лишний».
      Описание игры. Все учащиеся рассчитываются на первый-второй. Первые и вторые номера становятся в пару. Образуется два круга (внутренний и внешний). Все играющие стоят лицом к центру круга. Выбирают двух водящих. Один убегает, другой догоняет. Бегают только вне круга. Задача убегающего — вбежать во внутренний круг, встать впереди любой пары и произнести слово «лишний». Другой из этой пары выбегает со своего места и старается поймать того, кто до этого был догоняющим. Игра длится 7—8 минут.
      Правила игры:
      1) бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
      2) во время бега нельзя дотрагиваться до стоящих в кругу;
      3) спастись от догоняющего можно, только встав перед парой.
      Подведение итогов урока. Построение в шеренгу по одному. Возвращение в школу.

      Урок 32 (повторить урок 31; занятие на площадке около школы)

      Урок 33 (повторить урок 28; занятие проводится в спортивном зале)

      Урок 34 (зачетный)
      Задачи урока:
      1) проверить, хорошо ли дети запомнили, как выполняются упражнения с гимнастическими палками;
      2) повторить выполнение строевых команд; принять норматив по прыжкам в длину с места;
      3) закрепить знания учащихся об основных положениях и движениях рук, ног, туловища, головы при проведении игры «Запомни порядок».
      Место проведения занятий: спортивный зал.
      Оборудование: гимнастические палки (по количеству учащихся).
      Ход урока. Построение в одну шеренгу. Сдача рапорта. Расчет по порядку.
      Перестроение в две шеренги (урок 31).
      Выполнение упражнений с гимнастическими палками (урок 4).
      Построение для выполнения прыжка в длину с места (урок 16).

      Игра «Запомни порядок»*.
      Описание игры. Учащиеся строятся в две шеренги. Учитель показывает основные положения рук обязательно в следующем порядке:
      1) руки в стороны;
      2) руки вперед;
      3) руки вверх;
      4) руки вниз.
      Затем учитель дает команды на счет: «Один-три-два-четыре». Дети должны поднимать и опускать руки в ответ на произнесенное число. Ученик, допустивший две ошибки, выбывает из игры. Игра продолжается до определения одного-двух победителей.
      Игру можно разнообразить: считать для поворотов головы, туловища, положения ног. Игра повторяется несколько раз.
      Правила игры:
      1) запрещается выполнять упражнения без команды учителя;
      2) запрещается мешать стоящему рядом ученику.
      Подведение итогов четверти, года.

      Внимание!
      1. Занятия проводить в спортивной форме: майка, трусы, тапочки (кроссовки).
      2. Взять под особый контроль детей с нарушениями осанки и с плоскостопием.
      3. Если учитель работает по программе И. М. Бгажноковой, описанные выше уроки можно повторить. Таким образом, их будет 68.
      4. На занятиях необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, особенно к соматически ослабленным детям, имеющим множественные дефекты.


1 См.: Осинцев В. В. Лыжная подготовка в школе: Метод. пособие. — М.: Владос, 2001. — С. 12.

 

<<Предыдущий раздел

 


Скачано с www.znanio.ru

ПЕРВЫЙ КЛАСС Первая четверть

ПЕРВЫЙ КЛАСС Первая четверть

Продолжение урока 1. Выполнение команд «Становись!», «Смирно!»

Продолжение урока 1. Выполнение команд «Становись!», «Смирно!»

Построение в колонну по одному

Построение в колонну по одному

Становись!», «Равняйсь!», «Шагом марш!»; 4) разучить игру «Не замочи ноги»

Становись!», «Равняйсь!», «Шагом марш!»; 4) разучить игру «Не замочи ноги»

Рис. 13. Схема прыжка в длину с места в ориентир

Рис. 13. Схема прыжка в длину с места в ориентир

Именно при перестроении поворотов дети с нарушениями интеллекта выполняют эти команды с большими ошибками: многие копируют рядом стоящего ученика — двигательная инструкция воспринимается очень медленно

Именно при перестроении поворотов дети с нарушениями интеллекта выполняют эти команды с большими ошибками: многие копируют рядом стоящего ученика — двигательная инструкция воспринимается очень медленно

Быстро по местам», «Мяч водящему»

Быстро по местам», «Мяч водящему»

Игра «Быстро по местам» (урок 1)

Игра «Быстро по местам» (урок 1)

Вторая четверть Урок 10

Вторая четверть Урок 10

Игра на внимание «Слушай сигнал»*

Игра на внимание «Слушай сигнал»*

Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой (урок 5, первая четверть)

Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой (урок 5, первая четверть)

Урок 13 Задачи урока: 1) закрепить навыки ходьбы и бега с сохранением правильной осанки; 2) обучить выполнению заданий при ходьбе по коридору шириной , сохраняя…

Урок 13 Задачи урока: 1) закрепить навыки ходьбы и бега с сохранением правильной осанки; 2) обучить выполнению заданий при ходьбе по коридору шириной , сохраняя…

Описание игры. На полу чертится круг

Описание игры. На полу чертится круг

Прыжки в длину дети выполняют с места по очереди

Прыжки в длину дети выполняют с места по очереди

X 20 X 21 22 23

X 20 X 21 22 23

Рис. 17. Попеременный двухшажный ход

Рис. 17. Попеременный двухшажный ход

Оборудование: 3 флажка на специально изготовленных длинных палках, разметка дистанций 3, 10,

Оборудование: 3 флажка на специально изготовленных длинных палках, разметка дистанций 3, 10,

Место проведения занятий: школьная площадка с проложенной лыжней

Место проведения занятий: школьная площадка с проложенной лыжней

Произвольное катание на лыжах ступающим шагом (2—3 мин)

Произвольное катание на лыжах ступающим шагом (2—3 мин)

Черепахи»*. Место проведения занятий: участок возле школы и специально подготовленная горка

Черепахи»*. Место проведения занятий: участок возле школы и специально подготовленная горка

Построение в одну шеренгу. Общеразвивающие упражнения (урок 19)

Построение в одну шеренгу. Общеразвивающие упражнения (урок 19)

Оборудование: лыжи (по количеству учащихся; передвижение без палок), 2 больших флажка на длинных древках

Оборудование: лыжи (по количеству учащихся; передвижение без палок), 2 больших флажка на длинных древках

Место проведения занятий: спортивный зал

Место проведения занятий: спортивный зал

К своим флажкам». Место проведения занятий: спортивный зал

К своим флажкам». Место проведения занятий: спортивный зал

Мяч соседу». Место проведения занятий: спортивный зал, площадка около школы

Мяч соседу». Место проведения занятий: спортивный зал, площадка около школы

Третий лишний». Место проведения занятий: площадка около школы

Третий лишний». Место проведения занятий: площадка около школы

ПЕРВЫЙ КЛАСС Первая четверть

ПЕРВЫЙ КЛАСС Первая четверть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2021