Конспект урока Линейные однородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами.

  • docx
  • 04.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 125-126 Линейные однородные ДУ 2 порядка. КР-10.docx

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Поурочный план № 125-126

(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)

Линейные однородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами.

Контрольная работа 10.

(тема занятия)

Наименование дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 17.03.2021 года

 

1. Общие сведения

1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20

1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный

1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.

 

2. Цели, задачи:

Образовательные:

1)      формирование учебно-познавательной компетенции;

2)      сформулировать определение линейного однородного дифференциального уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами;

3)      научить составлять характеристическое уравнение;

4)      показать, что общее решение дифференциального уравнения строится в зависимости от характера корней характеристического уравнения;

5)      закрепить решением примеров три случая нахождения общего решения дифференциального уравнения;

Развивающие:

1)      формирование компетенции личного самосовершенствования;

2)      развивать способности самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

3)      способствовать развитию памяти,  пространственного воображения;

4)       развивать познавательные интересы через применение информационных технологий.

5)      развивать наблюдательность, самостоятельность, мышление студентов посредством логических учебных действий.

  Воспитательные:

1)      воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов;

2)       воспитывать адаптивность к современным условиям обучения.

2.2  Результаты обучения:

1) Решать отдельные виды дифференциальных уравнений.

2.3 Критерии оценки:

1)Применяет дифференциальные уравнения при решении физических задач;

2) Решает дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными, линейные однородные дифференциальные уравнения второго порядка.

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.

Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова,  Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов  естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть.  Алматы: Мектеп, 2019г.

 3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

 

 

    4. Ход занятия

 

Заплани-

рованные этапы урока, время

Деятельность, запланированная на уроке

 

Ресурсы

 

 

Начало урока

Орг. момент.

 

 

Проверка домашнего задания.

Прежде чем дать определение нового вида дифференциального уравнения, разберем  подробно его название:

1)дифференциальное уравнение (по определению) обязательно содержит производные или дифференциалы искомой функции;

2)уравнение второго порядка содержит производную, наивысший порядок которой равен 2;

3)это – уравнение линейное относительно искомой функции, ее производных, т. е. содержит их в первой степени;

4) это – уравнение с постоянными коэффициентами; значит, коэффициенты при функции, ее производных  являются постоянными величинами.

Учитывая все это, можно сказать, что рассматриваемое уравнение содержит в первой степени и коэффициенты при них - постоянные величины.

 

Презентация

 

Середина урока

https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/

 

Определение: Линейным  однородным дифференциальным уравнением второго порядка с постоянными коэффициентами называется уравнение вида 

                  

где  - постоянные величины. 

Формула (А) может быть записана и так:

                                    (B)

Для отыскания общего решения данного уравнения составляется характеристическое уравнение:

                                              

Это уравнение получается  из первоначального уравнения путем замены производных искомой функции, соответствующими степенями и сама функция заменяется единицей. Тогда общее решение дифференциального уравнения строится в зависимости от характера корней:

 Возможны три случая:

 I случай: и - действительные корни и различные, тогда общее решение примет вид:

                                                  (1)

 II случай:-действительные и равные, тогда общее решение

примет вид:

                                                                         (2)

III случай: и - комплексные числа, а именно  тогда общее решение имеет вид:

             (3)

                  Решение задач.

Найти общее решение следующих дифференциальных уравнений.

Пример 1. 

(Решаю и объясняю,  потом на экране высвечивается полное оформление)

 Решение:

Составим характеристическое уравнение:

Общее решение данного дифференциального уравнения, согласно формуле(1), имеет вид:

                                   

  Ответ: 

 Пример 2.   

(Студент вычисляет корни характеристического уравнения, сообща приходим к общему решению)

 Решение:

Составим характеристическое уравнение:

Общее решение данного дифференциального уравнения, согласно формуле(2), имеет вид:

                       

   Ответ: 

 

Пример 3.   .

(Решаю и объясняю,)

 Решение:

Составим характеристическое уравнение:

Общее решение данного дифференциального уравнения, согласно формуле(3), имеет вид:

                                            

Ответ: 

Пример 4 . 

Решение:

Составим характеристическое уравнение:

Это третий случай, где

Общее решение данного дифференциального уравнения, согласно формуле(3), имеет вид:

                                    

Ответ:

Пример5.Найти частное решение дифференциального уравнения , если у(0)=1 и .

Решение:

Составим характеристическое уравнение:

                        

Общее решение данного дифференциального уравнения, согласно формуле(2), имеет вид:

                                         

Так как заданы начальные условия, то:

 Чтобы найти значение , дифференцируем общее решение.

Таким образом, искомое частное решение имеет вид

                            

Ответ:

 

Ссылка 1, 2

Презентация к уроку.

 

Закрепление.

Тест  

 

1.Термин «дифференциальное уравнение» ввел:

А) Г. Лейбниц(17 век);

Б) Ж.Лагранж(18 век);

В) П.Лаплас(18 век);

Г) Л.Эйлер(18век).

 

2. Определите порядок дифференциального уравнения:

А) первого порядка;

Б) второго порядка;

В) третьего порядка;

Г) четвертого поря

 

3. К какому типу относятся дифференциальные уравнения?

А) линейное дифференциальное уравнение первого порядка;

Б) уравнение Бернулли;

В) первого порядка с разделяющимися переменными

Г) неполное  уравнение второго порядка.

 

4.Вычислите производную функции: .

А)

Б)

В)

Г)

5.В каком из двух дифференциальных  уравнении можно найти частное решение:

1. при х=-2;

2.

А) в первом и во втором;

 Б) в первом;

 В) во втором;

 Г) нет правильного ответа.

 

Решить уравнения:

1)     

2)     

 

Презентация

 

 

Конец урока

Рефлексия

Слайд

 

Домашнее задание:

1.      Написать конспект.

2.      Ответить на вопросы теста.

3.      Решить уравнения:

 

Карточка-задание

    

     5.Рефлексия по занятию

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

      6. Домашнее задание

Оценочный лист:

Выполненное задание:

Баллы

1.       

Составить конспект.

20

2.       

Ответить на вопросы теста.

40

3.       

Решить уравнения.

40

 

Решить уравнения:

Подпись преподавателя________________________


 

Скачано с www.znanio.ru