Конспект урока литературного чтения
Оценка 4.6

Конспект урока литературного чтения

Оценка 4.6
docx
26.05.2024
Конспект урока литературного чтения
Конспект урока по чтению Баратынский.docx

Конспект открытого урока по литературному чтению.

 

Тема:  Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»

УМК: "Школа России".

Класс: 4.

            Цели: познакомить с жизнью и творчеством Е.А. Баратын­ского; учить видеть прекрасное с помощью поэзии; воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней; развивать, речь, память, воображение.

            Формируемые УУД:

предметные: умения прогнози­ровать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные:

 Регулятивные — форму­лирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

Познавательные — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для созда­ния собственного текста, поиск необходимой информации в кни­ге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Комуникативные — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмыс­ление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

личностные: формиро­вание системы нравственных ценностей (любовь к природе, гор­дость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Е.А. Баратынского.

            Оборудование: портрет и выставка книг Е.А. Баратынского; презентация к уроку; аудиозапись стихотворения; учебник: Климанова Л.Ф. «Литературное чтение », часть1. М. Просвещение, 2013 г.; видео физкультминутки.

ХОД УРОКА.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

I. Самоопределение к деятельности.

Вот звонок нам дал сигнал: 
поработать час настал. 
Так что время не теряем,
И  работать начинаем.

II. Проверка д/з.

Чтение наизусть стихотворений А. А. Фета "Весенний дождь", "Бабочка".

III.Актуализация знаний.

 

1)Речевая разминка.

- Прочитайте текст скороговорки  медленно.

 

У чибиса – чудеса

Чьи леса? Чья лиса?

Чьи вы сами? Чьи вы сами?

С лисами, с весной?

С лесами? С чибисами?

С чудесами?

 

- Теперь побыстрее, а затем быстро.

2) Постановка учебной задачи.

- Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. И попробовать определить тему нашего урока.

 

Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

(Подснежник)

 

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

(Весна)

 

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеёк)

 

- О чём эти загадки?

-Нравится ли вам весна? Почему?

- Что вам весной особенно нравится?

– Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?

- А какое сейчас время года?

- Давай те сравним эти времена года?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Сегодня мы будем читать стихи, посвященные этим временам года. А написал их Евгений Абрамович Баратынский.

IV.Работа по теме урока.

Знакомство с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского.

 

      Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии. Сын отставного генерал-лейтенанта из бли­жайшего окружения императора Павла I и бывшей фрейлины императри­цы Марии Федоровны. Мальчика отдали в Пажеский корпус, а в 1819 г. Баратынский поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк.

Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молодыми поэтами А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, А.С. Пушкиным. Скоро он стал известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно само­бытно и свежо передать собственные душевные порывы, напряженные раздумья. Оценка, данная Баратынскому Пушкиным: «...оригинален, ибо мыслит».

       В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел в отставку и поселился в Москве. После женитьбы (1826) он обрел се­мейное счастье.

       В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длительное путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от присту­па лихорадки. Его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Алексйндро- Невской лавры.

 

V.Продолжение работы по теме урока.

1. Первичное восприятие  стихотворения  "Весна, весна!..."

- Сядьте правильно, мы сейчас прослушаем аудиозапись стихотворения. (сопровождается презентацией)

 

2. Вторичное восприятие стихотворения. (Чтение про себя)

- - Теперь прочитайте стихотворение самостоятельно(стр. 143).Отметьте непонятные слова.       

                   

3. Словарная работа. (Работа в паре.)

- У вас на парте лежат листочки со словами и их значения. Вам нужно установить соответствие между словами и значениями.

 

Лазурь – синева, синий цвет.

Торжествующий – одержащий победу.

Древа обнажены – голые деревья.

Ветхий- старый.

Душист – ароматен, с приятным запахом.

Взвился – быстро взлетел, поднялся.

Незримый – невидимый.

Заздравный – приветственный.

Гимн – хвалебная песнь.

Ясен – чист, прозрачен.

Хребет – гребень волны.

 

- Давайте выслушаем три пары, как они справились с заданием.

- Теперь проверим себя по слайду.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Видео.)

 

4. Работа по содержанию.

(Стихотворение читает хорошо читающий учащийся.)

-  Какие чувства переполняют поэта? Почему? (Чувство торжества, обновления, чистоты, новизны, т.к. природа просыпается и все меняется.)

-  Какими приемами автор выражает свой восторг? (Много восклицательных предложений, много красочных эпитетов.)

-  Назовите тему стихотворения? (Автор пытается передать всю красоту природы.)

- Что является основной мыслью произведения?

- Автор пытается с неповторимой нежностью и трепетностью передать всё красоту, всю необыкновенность этого момента – это и является основной мыслью произведения. Здесь всё живое, всё дышит и поёт. Каждая травинка и листик здесь оживают, радуются приходу весны: « Летают облака!», «Шумят ручьи! Блестят ручьи!». Понять настроения и чувства поэта довольно просто, стоит лишь вчитаться.

 

5. Выразительное чтение стихотворения.

Работа в группах.  

- Каждый участник группы должен прочитать стихотворение выразительно. Вы выбираете одного участника, который выйдет к доске и прочитает стихотворение выразительно. (К доске выходит один участник группы с учебником и читает выразительно стихотворение.)

-Давайте послушаем несколько человек и определим, у кого выразительное чтение получилось лучше?

VI. Работа над стихотворением «Где сладкий шепот...»

1. Чтение стихотворение учителем.

-Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось?

-Какое настроение возникло у вас? (Ученики говорят о своём настроении.)

2. Самостоятельное чтение стихотворения.

-Перечитайте стихотворение. В стихотворении встречаются слова, значения которых могут быть непонятны, подчеркните их аккуратно карандашом.

3. Словарная работа. (слайд)

Ропот – неясный шум, неясные, негромкие звуки.

Дол – долина – удлинённая впадина.

Неметь – терять дар речи.

Цепенеть – становиться неподвижным, замирать под влиянием сильного чувства.

Мгла – непрозрачный воздух (то тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек).

4. Анализ стихотворения.

-  Какие картины предстают?

- С каким чувством поэт говорит о зиме? Докажи словами из текста.

-  О чём думает, вспоминает, тоскует поэт зимой? Прочитай.

- Можно ли читать это стихотворение так же, как предыдущее?

—  Подберите синонимы к словам «ропот», «бушует». (Недо­вольство; неистовствует, бесчинствует.)

—  Подберите антонимы к словам «немеет», «кроет». (Ожива­ет; срывает.)

- Найдите в тексте эпитеты и олицетворение.

Эпитеты: сладкий, голы, ледяной, злой, седой.

Олицетворение: немеет, цепенеет.

(Работа по вопросам и заданиям на с. 144 учебника.)

5. Выразительное чтение учащимися.

 

Вывод: Стихотворения передают состояние души поэта. Пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое.

VII.Итог урока.

Рефлексия.

 

 

-С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

-Что запомнили об авторе?

- Выберите один из смайликов, который больше подходит к вам.  (слайд)

Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение стихотворений с.143-144.

 


 

Конспект открытого урока по литературному чтению

Конспект открытого урока по литературному чтению

Теперь побыстрее, а затем быстро

Теперь побыстрее, а затем быстро

Его похоронили в Петербурге на

Его похоронили в Петербурге на

Выразительное чтение стихотворения

Выразительное чтение стихотворения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2024