Сценарий урока окружающего мира во 2 классе
Тема: Живые организмы и неживые предметы
Тип урока: изучение нового материала
Цели для учителя:
· Познакомить учеников с телами окружающего мира, живыми объектами и их свойствами, с неживыми объектами, с отличиями живых организмов от неживых предметов.
· Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.
· Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.
Планируемые результаты:
Обучающийся научится: различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры, сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в быту и природной среде; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Универсальные учебные действия:
Личностные: У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух последовательность производимых действий.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; использовать в общении правила вежливости.
Методы обучения: словесный, поисковый, практический
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: фото и рисунки с изображением объектов окружающего мира, загадки, схема, презентация, учебник Поглазовой О.В. «Окружающий мир» часть 1, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».
Ход урока
1) Организационный момент. Вхождение в урок.
Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… природа.
- Сегодня я вновь приглашаю вас в клуб «Любителей природы» для того, чтобы поговорить, подумать и сделать новые открытия. Вы узнаете много интересного и поделитесь тем, что знаете сами.
2) Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.
- Что такое окружающий мир?
- Ребята, откуда вы черпаете знания об окружающем нас мире?
Давайте посмотрим вокруг. Что нас окружает? Что вы видите?
- Парты, компьютеры, стулья и т. д.
- Правильно. Это объекты или тела окружающего мира. Ребята, это природа?
- Нет. Это вещи. Они сделаны руками человека.
- Хорошо. А теперь посмотрим за окно. Что вы там видите?
- Деревья, траву, небо и т. д.
- Это тоже тела окружающего мира. А их мы можем назвать природой?
- Да. Это природа. Они не сделаны руками человека.
- Верно. Вывод: Значит, природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.
3) Изучение нового материала. Открытие новых знаний:
- Мы выяснили, что такое природа. Кто вспомнит, какая бывает природа?
Что же относится к живой природе?
- Звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, грибы, бактерии.
- Посмотрите. На этих картинках тоже живая природа, но одна картинка – лишняя. Подумайте, какая.
- Камень.
- Верно. Почему он лишний?
- Потому что он неживой.
- Правильно. Как же мы можем отличить живое от неживого?
- Живое дышит, питается, растет, размножается, двигается, умирает.
- Молодцы. Мы вспомнили признаки живой природы. Все живое обязательно дышит, питается, передвигается, растет, дает потомство.
- Как дышит человек? А кошка? А рыбка?
- Что ест человек? А кошка? А корова? А гусеница?
- Как растет дерево? А куропатка? А лягушка?
- Какое потомство у человека? У кошки? Собаки? Медведя?
- Как двигается человек? А птица? А рыба? А дерево?
- Мы выяснили, что относится к живой природе и как мы можем отличить живое от неживого. А что же относится к неживой природе?
- Итак, неживая природа — это тела природы, которые не дышат, не питаются и не размножаются. Неживая природа – это камни, земля, вода, солнце, горы, песок, звезды.
- Мы выяснили, что нас окружает мир вещей с одной стороны и природа – с другой. Природа – это все то, что не создано руками человека. Природа бывает живая и неживая. Все живое дышит, растет, питается, двигается, дает потомство, умирает.
4) Закрепление и введение изученного материла в систему знаний.
Игра «Угадай объект»
- Сейчас мы сыграем в игру «Угадай объект». Я буду кидать вам мячик и называть слово, а вы говорить, какое это тело и к какой природе относится.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Постарайся дать ответ –
Где природа, а где нет.
- Горы.
- Кошка.
- Кукла.
- Машина.
- Человек.
- Гусеница.
- Дом.
5) Физкультминутка
Чтоб собрать в лесу листочки.
Наклоняйся до носочков.
Раз - листок, два- листок.
А потом сплетем венок.
6) Решение теста «Живая и неживая природа. Работа в паре.
Дети по очереди читают вслух вопросы и отвечают на них.
1) Что такое природа?
· Все, что нас окружает
· Все, что нас окружает и не создано руками человека
· Все, что создано руками человека
2) Какая бывает природа?
· Природа бывает живая и неживая
· Природа бывает только живая
· Природа бывает только неживой
3) Что относится к неживой природе?
· Снегирь
· Стол
· Камень
4) Что относится к живой природе?
· Дерево
· Кукла
· Облако
5) К какой группе можно отнести человека?
· Человек – это живая природа
· Человек – это неживая природа
· Человек – это не природа
6) Что не является природой?
· Синица
· Ящерица
· Машина
8) Работа с карточками. Самостоятельная работа.
Заполнение таблицы «Живая природа/Неживая природа». У каждого ученика свой экземпляр таблицы. Дети вписывают предложенные слова в соответствующие графы.
- Как вы оцениваете свою самостоятельную работу?
- Что вызвало затруднение?
- Не расстраивайтесь, если допустили ошибки, их всегда можно исправить, повторив материал.
9) Беседа о роли природы на нашу жизнь и бережном к ней отношении.
- Каждый день мы сталкиваемся с множеством предметов, которые нас окружают, но всё ли мы знаем о них? В нашем классе есть мел.
Опыт (в пакете разбить кусок мела)
- Что произошло?
- Мел перестал быть мелом? Изменились ли он?
- Как вы думаете, мел – живой?
- А можно ли так поступать с живым?
- Что произойдет, если сломать цветок?
- Подумайте, как связаны между собой объекты живой и неживой природы.
Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет)
Между живой и неживой природой есть тесная связь.
Солнце служит источником тепла и света для живых существ.
Необходимы живым существам также воздух и вода.
Без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить.
- Послушайте стихотворение и подумайте, как неживая природа помогает живой.
Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мышки,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
– Он у мамы под крылом.
- Назовите объекты живой природы, неживой.
Вывод: Природа – дает одежду, питание, материалы для жилья, хорошее настроение.
- Есть очень хорошие слова: Ты пришёл в гости к природе, – не делай ничего такого, что счёл бы неприличным сделать в гостях.
- Представьте мы пришли в гости к природе. А зачем?
· Услышать пение птиц.
· Полюбоваться её красотой
· Раскрыть для себя новую загадку природы, на которые она щедра
· Насладиться свежим душистым воздухом
· Набрать лукошко лесных ягод, орехов, грибов
· Увидеть. Как раскрывается тугой бутон колокольчика
- Да мало ли зачем ты пришёл в гости к природе. Но не забывай: ты в гостях. Ты в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил.
- Какие правила поведения в природе вы знаете? Поделитесь ими со своими друзьями.
· Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам. (Один человек оставляет след, сто человек – тропинку, тысячи – пустыню)
· Старайся вести себя в лесу тихо. (Шум, крики, громкая музыка пугают животных. У природы есть своя особая музыка)
· Не разоряй гнёзда и муравейники.
· Очень красивы лесные и луговые цветы, но в сборе букета из них надо знать меру.
· Нельзя красть из природы животных. (Они погибнут в вашем доме. Достаточно полюбоваться зверьком на природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудется)
- Конечно, это только небольшая часть правил. Но и они помогут сохранить и многообразие цветущих трав, и чистоту лесов и лугов, и «братьев наших меньших».
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
10)Итог урока. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу очередное занятие в клубе «Любители природы».
- Что же интересного вы узнали на уроке?
- Чему удивились?
- Чему научились?
- Кто был активным на уроке и помогал в изучении нового материала?
11)Творческое домашнее задание.
- Составь рассказ о любимом питомце, выполнить тестовые задания с.3-6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.