Конспект урока литературного чтения на тему А.Куприн "Слон". Характеристика героев
Оценка 4.8

Конспект урока литературного чтения на тему А.Куприн "Слон". Характеристика героев

Оценка 4.8
docx
18.02.2020
Конспект урока литературного чтения на тему А.Куприн "Слон". Характеристика героев
Конспект урока на тему А.Куприн "Слон"
А. Куприн «Слон». Характеристика героев ИКТ (п).docx

31.01.20                             Конспект по литературному чтению   3 класс

Тема: А. Куприн «Слон». Характеристика героев. ИКТ (п)

Тип урока: закрепление изученного материала.

Педагогические задачи: создать условия для обучения работы с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте, давать характеристику героям, описывать предметы, сравнивать поведение героев в разных ситуациях, составлять схемы.

Личностные:

самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес  к чтению различных книг и самому процессу чтения.

Метапредметные:

познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное; находить в тексте доказательство к утверждению, обобщать, анализировать прочитанное.

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность /неудовлетворенность своей работой на уроке;

коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий, выполняют задания  в группе.

 

1.Организация начала урока

   

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке словно дом …

Обложку – дверь откроешь второпях –

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград.    

                                            Д.Кугультинов

 

- Сегодня мы с вами будем вести разговор об интересном, душевном литературном произведении.

 

2.Сообщение темы и цели урока

            Чёрный ящик

            В Китае и Индии он считается священным, символизируя мудрость, добро, благоразумие, мощь и силу. Именно он изображён на гербе Индии. Ведь только он мудро подходит к вопросу выживаемости – заботится о раненых и молодняке. (слон)

-Кто-нибудь из вас видел живого слона? Где?

- Какой он?

- А что вы знаете о слонах?

            Слоны – крупные животные. Самые крупные из них - африканские. Рост их достигает 4 м, вес – до 7 тонн. Индийский слон меньше – 2-3 м в высоту и весит до 5 т.

            Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются травами, листьями, плодами. У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит как из шланга. Хоботом может вывернуть с корня мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.

            Индийский слон занесён в Красную книгу.

            Крылатые выражения

Слона-то я и не приметил – не заметил главного.

Делать из мухи слона – придавать чему-нибудь незначительному большое значение.

 

3.Выход на тему.  

1.Игра «Верите ли вы, что …»

- Верите ли вы, что  каждый из вас талантлив и уникален?  Поясните свой ответ.

- Верите ли вы, что  дикое животное может стать членом семьи? Приведите примеры.

- Верите ли вы, что  родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

-  Какое литературное произведение нам ещё раз это доказывает?

            В каждом произведении есть несколько тем. На какую тему рассказа А.Куприна «Слон» мы сегодня будем говорить, вы скажете мне, собрав пословицу.

Семьёй дорожить – счастливым быть.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить  на главный вопрос урока?

Мы будем  размышлять, продолжите… (читать, работать с текстом , рассуждать, думать, анализировать, сравнивать).

- Какие знания нам в этом помогут?

(Знание характеристики  героев,  знание текста,   биография писателя,    сравнение  их поступков и т.д.)

 

2.Жанр литературного произведения

- К какому жанру можно отнести это произведение? (рассказ)

- Докажите. ( повествовательная форма, небольшой объём, мало героев, описание одного события, реальные события)

- Какая тема произведения? (Этот рассказ о том, как цирковой слон вылечил маленькую девочку)

 

4.Работа над содержанием рассказа

- А сейчас, вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите начало рассказа.

            По мотивам произведения А.Куприна «Слон» создан мультфильм. Автор мультфильма Жанна Витензон, пофантазировала на тему рассказа, ведь рассказ Куприна начинается с того, что девочка заболела, а как она заболела,  с чего началась её болезнь, мы сейчас посмотрим.

         Просмотр мультфильма «Девочка и слон»

- Так от чего же, по мнению автора, заболела девочка?

            В один прекрасный осенний денек девочка Надя, гуляя по парку с родителями, увидела пеструю и красивую афишу. Там был нарисован огромный слон, который жонглировал цветными кольцами. Очень захотелось крохе увидеть это удивительное животное, но пошел дождик, и папа увлек малышку домой. С тех пор Наденька заскучала, ничего её не радовало, ни цветные игрушки, ни сладости. Девочка стала вялой, отказывалась гулять и все время лежала в постели, а доктора только разводили руками.

            - А теперь давайте восстановим последовательность событий, которые отражены в плане, пронумеруйте. (Работа в паре)

           1.Индивидуальная работа у доски (1 чел.) Картинная галерея.

           Восстановление картин в правильном порядке по сюжету.

___   Девочка от всего отказывается.

___   Надя больна.

___   Папа в зверинце.

___   Ночное путешествие слона.

___   Желание увидеть живого слона.

___   Слон в гостях у Нади.

        Проверка: 2,1,4,5,3,6    Оцените работ.

 

2.Выборочное чтение по ролям

- Найдите и прочитайте диалог Надиного папы и хозяина зверинца.

- Каким мы здесь видим папу? (решительным)

- Что побуждает двух взрослых людей исполнить просьбу шестилетней девочки?

(Речь идёт о здоровье и даже о жизни девочки. Девочка очень больна, и отец боится, что не сумеет выполнить её последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него у самого дочь-ровесница больной девочки)

- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть два маленьких?

(Самый большой слон – талантливый и обученный. Он принесёт девочке больше радости и улыбок)

- Желание  Нади увидеть живого слона – это каприз или мечта?

(Если бы требование привести слона было бы капризом, а не мечтой, слон бы быстро наскучил девочке. Надя проводит со слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Всё это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Всё что говорит Надя, и всё, что она делает, посвящено слону Томми.)

- Какие чувства вы испытываете к главной героине по ходу чтения текста?

- Как вы думаете, почему девочка поправилась?

(Надя выздоравливает не просто потому, что исполнилось её страстное желание. Слон оказался большим и умным другом, которого ей так и не хватало: сила яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности помогает выздороветь Наде)

            3.Игра «Тонкие и толстые вопросы»

            Дети задают вопросы по содержанию.

 

  5.Работа по картине П.Пикассо «Женщина с ребёнком»

            Сегодня мы вновь посетим Международную выставку «Необычный взгляд на мир». Рассмотрите картину Пабло Пикассо «Женщина с ребёнком».

- Какое впечатление произвела на вас картина.

- Если бы художник не назвал картину «Женщина с ребёнком» вы бы догадались, что это родные люди? (Да, они внешне похожи, и настроение у них одинаковое, мальчик прислонился к плечу матери)

- Какое настроение их объединяет? (грустное)

- Видите ли вы причину такого настроения?

- Догадываетесь ли вы, кто эти люди по профессии? (цирковые артисты)

- Можно ли предположить, насколько тяжела их жизнь?

  (Жизнь артистов связана с бесконечными тренировками и риском для жизни, и это не может не беспокоить мать этого мальчика)

            Но, несмотря на грустное настроение этих людей, видно, что они очень близки.

 

6.Рефлексия учебной деятельности

 - С какими произведениями мы знакомились на этом уроке?

- Какой общей идеей объединены такие разные произведения? (Это произведение о родительской любви)

- В рассказе А.Куприна Надя выздоровела и почувствовала себя счастливой?

- Благодаря кому? (родителям, семье)

- Так что значит дорожить семьёй?  ()

- В чём заключается счастье семьи? (Ради здоровья, благополучия родного любимого человека готовы на невозможные поступки)

            Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей.

 

            1.Творческая работа

             На парте лежат сердечки. Мы много говорили о любви родителей к детям, а что вы можете сделать для них, чтобы они были счастливы? Напишите на сердечках.

            Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, что, как говорит английская пословица «Кто добр поистине, добро творит в молчании».

            А теперь соберём из ваших сердечек большое сердце, которое будет служить символом доброты, любви к ближнему.

 

2.Синквейн     

                      Семья

                      Дружная, любящая         

                      Заботится, оберегает, поддерживает

                      Помогает преодолеть любые трудности            

                      Крепость

 

            Домашнее задание

 Придумайте продолжение, где Надя и слон встретятся снова.

 

           

 

 


 

Конспект по литературному чтению 3 класс

Конспект по литературному чтению 3 класс

Игра «Верите ли вы, что …» -

Игра «Верите ли вы, что …» -

Всё что говорит Надя, и всё, что она делает, посвящено слону

Всё что говорит Надя, и всё, что она делает, посвящено слону
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020