31.01.20 Конспект по литературному чтению 3 класс
Тема: А. Куприн «Слон». Характеристика героев. ИКТ (п)
Тип урока: закрепление изученного материала.
Педагогические задачи: создать условия для обучения работы с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции.
Планируемые результаты
Предметные:
научатся осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте, давать характеристику героям, описывать предметы, сравнивать поведение героев в разных ситуациях, составлять схемы.
Личностные:
самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.
Метапредметные:
познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное; находить в тексте доказательство к утверждению, обобщать, анализировать прочитанное.
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность /неудовлетворенность своей работой на уроке;
коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий, выполняют задания в группе.
1.Организация начала урока
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом …
Обложку – дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград.
Д.Кугультинов
- Сегодня мы с вами будем вести разговор об интересном, душевном литературном произведении.
2.Сообщение темы и цели урока
Чёрный ящик
В Китае и Индии он считается священным, символизируя мудрость, добро, благоразумие, мощь и силу. Именно он изображён на гербе Индии. Ведь только он мудро подходит к вопросу выживаемости – заботится о раненых и молодняке. (слон)
-Кто-нибудь из вас видел живого слона? Где?
- Какой он?
- А что вы знаете о слонах?
Слоны – крупные животные. Самые крупные из них - африканские. Рост их достигает 4 м, вес – до 7 тонн. Индийский слон меньше – 2-3 м в высоту и весит до 5 т.
Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются травами, листьями, плодами. У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит как из шланга. Хоботом может вывернуть с корня мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.
Индийский слон занесён в Красную книгу.
Крылатые выражения
Слона-то я и не приметил – не заметил главного.
Делать из мухи слона – придавать чему-нибудь незначительному большое значение.
3.Выход на тему.
1.Игра «Верите ли вы, что …»
- Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален? Поясните свой ответ.
- Верите ли вы, что дикое животное может стать членом семьи? Приведите примеры.
- Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?
- Какое литературное произведение нам ещё раз это доказывает?
В каждом произведении есть несколько тем. На какую тему рассказа А.Куприна «Слон» мы сегодня будем говорить, вы скажете мне, собрав пословицу.
Семьёй дорожить – счастливым быть.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить на главный вопрос урока?
Мы будем размышлять, продолжите… (читать, работать с текстом , рассуждать, думать, анализировать, сравнивать).
- Какие знания нам в этом помогут?
(Знание характеристики героев, знание текста, биография писателя, сравнение их поступков и т.д.)
2.Жанр литературного произведения
- К какому жанру можно отнести это произведение? (рассказ)
- Докажите. ( повествовательная форма, небольшой объём, мало героев, описание одного события, реальные события)
- Какая тема произведения? (Этот рассказ о том, как цирковой слон вылечил маленькую девочку)
4.Работа над содержанием рассказа
- А сейчас, вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите начало рассказа.
По мотивам произведения А.Куприна «Слон» создан мультфильм. Автор мультфильма Жанна Витензон, пофантазировала на тему рассказа, ведь рассказ Куприна начинается с того, что девочка заболела, а как она заболела, с чего началась её болезнь, мы сейчас посмотрим.
Просмотр мультфильма «Девочка и слон»
- Так от чего же, по мнению автора, заболела девочка?
В один прекрасный осенний денек девочка Надя, гуляя по парку с родителями, увидела пеструю и красивую афишу. Там был нарисован огромный слон, который жонглировал цветными кольцами. Очень захотелось крохе увидеть это удивительное животное, но пошел дождик, и папа увлек малышку домой. С тех пор Наденька заскучала, ничего её не радовало, ни цветные игрушки, ни сладости. Девочка стала вялой, отказывалась гулять и все время лежала в постели, а доктора только разводили руками.
- А теперь давайте восстановим последовательность событий, которые отражены в плане, пронумеруйте. (Работа в паре)
1.Индивидуальная работа у доски (1 чел.) Картинная галерея.
Восстановление картин в правильном порядке по сюжету.
___ Девочка от всего отказывается.
___ Надя больна.
___ Папа в зверинце.
___ Ночное путешествие слона.
___ Желание увидеть живого слона.
___ Слон в гостях у Нади.
Проверка: 2,1,4,5,3,6 Оцените работ.
2.Выборочное чтение по ролям
- Найдите и прочитайте диалог Надиного папы и хозяина зверинца.
- Каким мы здесь видим папу? (решительным)
- Что побуждает двух взрослых людей исполнить просьбу шестилетней девочки?
(Речь идёт о здоровье и даже о жизни девочки. Девочка очень больна, и отец боится, что не сумеет выполнить её последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него у самого дочь-ровесница больной девочки)
- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть два маленьких?
(Самый большой слон – талантливый и обученный. Он принесёт девочке больше радости и улыбок)
- Желание Нади увидеть живого слона – это каприз или мечта?
(Если бы требование привести слона было бы капризом, а не мечтой, слон бы быстро наскучил девочке. Надя проводит со слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Всё это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Всё что говорит Надя, и всё, что она делает, посвящено слону Томми.)
- Какие чувства вы испытываете к главной героине по ходу чтения текста?
- Как вы думаете, почему девочка поправилась?
(Надя выздоравливает не просто потому, что исполнилось её страстное желание. Слон оказался большим и умным другом, которого ей так и не хватало: сила яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности помогает выздороветь Наде)
3.Игра «Тонкие и толстые вопросы»
Дети задают вопросы по содержанию.
5.Работа по картине П.Пикассо «Женщина с ребёнком»
Сегодня мы вновь посетим Международную выставку «Необычный взгляд на мир». Рассмотрите картину Пабло Пикассо «Женщина с ребёнком».
- Какое впечатление произвела на вас картина.
- Если бы художник не назвал картину «Женщина с ребёнком» вы бы догадались, что это родные люди? (Да, они внешне похожи, и настроение у них одинаковое, мальчик прислонился к плечу матери)
- Какое настроение их объединяет? (грустное)
- Видите ли вы причину такого настроения?
- Догадываетесь ли вы, кто эти люди по профессии? (цирковые артисты)
- Можно ли предположить, насколько тяжела их жизнь?
(Жизнь артистов связана с бесконечными тренировками и риском для жизни, и это не может не беспокоить мать этого мальчика)
Но, несмотря на грустное настроение этих людей, видно, что они очень близки.
6.Рефлексия учебной деятельности
- С какими произведениями мы знакомились на этом уроке?
- Какой общей идеей объединены такие разные произведения? (Это произведение о родительской любви)
- В рассказе А.Куприна Надя выздоровела и почувствовала себя счастливой?
- Благодаря кому? (родителям, семье)
- Так что значит дорожить семьёй? ()
- В чём заключается счастье семьи? (Ради здоровья, благополучия родного любимого человека готовы на невозможные поступки)
Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей.
1.Творческая работа
На парте лежат сердечки. Мы много говорили о любви родителей к детям, а что вы можете сделать для них, чтобы они были счастливы? Напишите на сердечках.
Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, что, как говорит английская пословица «Кто добр поистине, добро творит в молчании».
А теперь соберём из ваших сердечек большое сердце, которое будет служить символом доброты, любви к ближнему.
2.Синквейн
Семья
Дружная, любящая
Заботится, оберегает, поддерживает
Помогает преодолеть любые трудности
Крепость
Домашнее задание
Придумайте продолжение, где Надя и слон встретятся снова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.