Министерство образования и науки, Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Подготовиа:
студентка группы ПНК-4Б
Васькевич Кристина Андреевна
Конспект урока литературного чтения на тему
В. Осеева «Волшебное слово»
Методист: Политова Марина Валерьевна__________
Учитель: Пронина Елена Юрьевна__________
Место проведения: МБОУ “Средняя школа №37”, 2 «Б» класс
Дата проведения: 15.02.2023
Дзержинск - 2023.
УМК: «Школа России»
Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
Класс: 2
Тип урока: урок изучения нового
Цель: формирование вежливого отношения к людям посредством знакомства с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово»
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
1.Развивать внимание к авторскому слову и образное мышление
2. Развивать умение анализировать художественные произведения
Воспитательные:
1.Воспитывать доброту и отзывчивость учащихся посредством анализа произведения «Волшебное слово»
2.Воспитывать умение формировать и высказывать свою точку зрения через анализ произведения.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Воспроизводят навыки выразительного чтения.
2. Знакомятся с новым произведением через его прочтение и анализ
Метапредметные:
Познавательные:
1. Демонстрируют умение анализировать;
Регулятивные:
1. Формируют умение оценивать учебные действия
Коммуникативные:
1. Свободно высказывают свою точку зрения
Личностные:
1. Проявляют вежливость через эмоциональный отклик от прочитанного произведения.
Оборудование для учителя: учебник «Литературное чтение», УМК «Школа России» 2 класс, 2 часть ; презентация; аудиозапись, компьютер
План урока:
Ход урока:
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма организации учебной деятельности |
Формируемые УУД |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
1.Орг. Момент |
Эмоциональный настрой
|
Здравствуйте, меня зовут Кристина Андреевна -Часы предупредили нас о начале урока. Не будем терять ни минуты. Мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца. - Ребята, сегодня за активную работу и за соблюдение дисциплины я буду раздавать жетоны, и тот, у кого окажется самое большое количество жетонов получит положительную отметку.
|
|
Фронтальная Беседа
|
|
Свободно высказывают свою точку зрения |
мотивация к обучению и целенаправленной деятельности |
2.Подготовка к первичному восприятию |
Создать эмоциональный настрой для воспроизведения произведения. 2.Оживить жизненный опыт |
Речевая разминка. Был вежлив Этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших мячик, Он их благодарил, Спасибо! — говорил. (С.Я. Маршак) - Прочитайте про себя. - Давайте прочитаем вместе медленно хором по хлопку - А теперь следим за указкой и читаем в среднем темпе целыми словами хором; - Читаем вместе со мной быстро хором. - А сейчас самостоятельно прочитайте очень тихо, а слово «спасибо» громко;
- Молодцы!
- Можно ли назвать этого мальчика вежливым? Почему? - Как мы его назовем? -Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»?
-А каким людям подойдут вежливые слова?
- Ребята, когда вы слышите слово «вежливость» что вам, представляется? Как вы понимаете значение этого слова?
- Какие добрые слова, вы знаете и часто говорите?
-Как вы думаете, зачем они нужны людям?
-Верно, ребята, эти слова нам очень помогают. Можно ли назвать их «волшебными»? Почему?
-Правильно, ребята. -ребята есть одна писательница которая очень любила детей, и написала целый рассказ, посвящённый волшебному слову - чтобы узнать как её зовут вам нужно отгадать ребус - ее зовут Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия) Валентина Александровна родилась 15 апреля в городе Киеве (Слайд 1).
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой. Но, к сожалению, мечта не сбылась, но Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят.
Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей (Слайд 2, 3): «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья». -Поднимите руку, кто уже читал какие-нибудь произведения Валентины Осеевой? Какие? |
- Читают, правильно артикулируя
Отвечают на вопросы -Нет, потому что он обижал малышей
-Грубым, злым, невоспитанным -Нет, потому что грубые и злые люди не произносят вежливых слов.
-Добрым, воспитанным
-Это хорошие манеры, добрые поступки
-Спасибо, пожалуйста, благодарю
-Эти слова помогают нам быть вежливыми, поднимают настроение людям
-Да, потому что эти слова помогают нам сблизиться с другими людьми, расположить их к себе
|
|
|
|
|
3.Первичное восприятие |
1.Познакомить с произведением. 2.Обеспечить эмоциональное восприятие, интерес к произведению |
- а сейчас давайте послушаем какой же рассказ написала эта волшебная писательница и затем ответим на вопрос: о каком волшебном слове идет речь в рассказе? (прослушивают аудио рассказ)
|
|
|
Формировать умение слушать и слышать аудио текст |
|
|
4.Проверка первичного восприятия
|
1.Дать возможность поделиться учащимся впечатлениям. 2.Выявить качества восприятия текста. |
-Итак, ребята, так о каком волшебном слове говорится в рассказе? Верно, о слове «пожалуйста» -Кто рассказал Павлику об этом слове?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
- Пожалуйста
-старичок, сидевший на скамейке |
|
|
|
|
5.Постановка учебной задачи |
1.Мотивировать учащихся на перечитывание текста 2.Вызвать потребность в анализе произведения |
- чтобы нам с вами узнать точнее, как слово помогло Павлику мы обратимся к тексту но перед этим проведем словарно лексическую работу Словарно-лексическая работа. - Ребята, вы прослушали рассказ, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте. -«Чуть не поддал хорошенько». Как вы думаете, что это значит? -Верно, а как вы думаете, что означает слово «стряпает»? - ребята, тема нашего урока звучит так: «Волшебное слово», а нашими целями будут: знакомство с новым произведением «Волшебное слово» и развитие навыков чтения. (На слайде). |
Анализируют значения новых слов
- чуть не ударил
– готовит пищу
|
|
|
|
|
6. Анализ произведения
|
1.Углубить восприятие произведения помочь его идею 2.Формировать читательские умения. |
- а теперь откройте учебники на стр. 87. Прочитайте название рассказа -давайте начнем читать этот рассказ по цепочке по абзацам (читают 1 часть учитель останавливает) 1)«Маленький старичок… А почему вы все спрашиваете»)
-Ребята, как повел себя Павлик при встрече со старичком? Найдите слова в тексте, которые бы выражали его настроение?
Верно, мальчик был очень злым. Вежливо ли он повел себя со старичком? Почему?
-А можно ли так вести себя со старшими? Почему? -Да, так поступать нельзя, иначе вы покажите себя очень невежливым и невоспитанным человеком. -Павлик, какой он?
-Как нужно читать строки в начале о нем?
-Подтвердите текстом.
-Как мы назовем эту часть?
-продолжим читать (2) «Я хочу тебе помочь…Он вскочил и побежал домой». Ее можно назвать)
-Ребята, найдите в тексте слова, где говорится о том, как нужно произносить волшебное слово. Кто прочитает? -А как вы думаете, почему это слово нужно произносить именно таким образом?
-Верно, как вы думаете какой характер у старичка?
-Как нужно читать строчки, где есть его слова?
-Кто попробует так прочитать?
- как можно назвать эту часть?
- отлично давайте читать заключительную часть рассказа (3) «Лена сидела за столом…остались начерченные зонтиком непонятные знаки».)
-Замечательно, почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа и почему выполняли их после помощи старичка?
-Да, они поняли, что Павлик может быть воспитанным и хорошим мальчиком, поэтому стали ему помогать. - Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?
- сестра Лена, как вы думаете, она из жадности не давала краски?
-А когда Павлик использовал волшебное слово, как повела себя Лена, кто прочитает?
-Как выглядело лицо бабушки, кто прочитает?
-А как ее лицо изменилось после слова «пожалуйста»?
-Ребята, а почему же брат не брал с собой Павлика на лодке кататься?
-Верно, найдите слова, где брат согласился его взять с собой, кто прочитает? - как мы назовем последнюю часть?
-И последний герой – автор, как нужно читать его слова?
-Хорошо!
|
- волшебное слово
-Он был злым и сердитым. «Сердито буркнул, сердитое лицо, сжал кулаки, крикнул»
-Нет, он был грубым, кричал на старичка.
-Нет, так как это невоспитанно.
-Сначала он злой и сердитый -Громко, со злостью. Читают слова Павлика. -Знакомство старичка и Павлика
-«Говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь»
-Его надо произносить не спеша, не очень громко, потому что оно волшебное, оно помогает нам вежливо о чем-то попросить.
-Добрый, вежливый, воспитанный. -Спокойно, не громко, рассудительно.Читают слова
«Помощь старичка».
-Он был грубым, не использовал слово «пожалуйста». А потом он начал его говорить, родные поняли, что он добрый и вежливый.
-Да, людям будет приятно с ним общаться, он будет казаться вежливым, все хотят помогать такому человеку.
-Нет, она не жадная, просто Павлик очень грубо просил. Читают строки о Лене
Читают строки о бабушке
-Павлик грубо просил его, а брат думал, что и на лодке Павлик будет плохо себя вести. Читают строки о брате. -Спокойно, повествовательно
- Ее можно назвать: «Сила волшебного слова»
|
|
|
|
|
7.Обобщение
|
1.Обобщить результаты анализа произведения 2.Обеспечить целостное восприятие произведения |
- сколько всего персонажей было в этом рассказе? - Установите порядок, к кому сначала пошел Павлик с просьбой, к кому во вторую очередь и в третью? (Имена героев на слайде Какие еще волшебные слова вы знаете? - итак ребята какова главная мысль этого рассказа?
- Приведите примеры из своей жизни, когда вежливость помогала, а грубость мешала добиться чего-либо.
- Молодцы, вы отлично сегодня поработали! |
6
-Сначала к сестре Лене, затем к бабушке и потом просил у брата
- нужно быть вежливым и дружелюбным с людьми -ответы детей |
|
РУУД: Демонстрируют навыки выразительного чтения
|
принимают и выполняют поставленную учебную задачу.
|
умеют контролировать свои действия в классе КУУД: свободно высказывают свою точку зрения
|
8.Итог урока.
|
1.Итог урока
2.Домашнее задание
|
- Ребята, с каким автором мы сегодня познакомились? - Что показалось вам наиболее интересным? Рефлексия : На этом уроке я похвалил бы себя за… На этом уроке я задумался о.. После урока мне захотелось .
Дома вам нужно будет читать рассказ и ответить на вопрос. 1-6 Спасибо за активную работу на уроке. |
- отвечают на вопросы |
|
|
|
принимают и выполняют поставленную учебную задачу.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.