"использование опорных схем моделирования в работе с детьми по трудовому воспитанию"
Оценка 5

"использование опорных схем моделирования в работе с детьми по трудовому воспитанию"

Оценка 5
Документация
docx
воспитание
4 кл—7 кл
04.04.2023
"использование опорных схем моделирования в работе с детьми по трудовому воспитанию"
Задачей мастер класса является знакомство педагогов с особенностью использования опорных картинок в трудовом воспитании
выступление мастер класс.docx

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №174»

 

 

 

Мастер класс для педагогов

«Использование опорных схем моделирования

в работе с детьми

по трудовому воспитанию».

 

Подготовила воспитатель Ефимова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург, 2023г

Цель: трансляция опыта использования метода мнемотехники в трудовом воспитании старших дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

-расширить знания участников мастер-класса о понятии  опорные схемы, раскрыть актуальность;

-познакомить с особенностями работы по опорным схемам моделирования;

-дать рекомендации педагогам по использованию опорных схем в трудовом воспитании.

Оборудование и материалы: цветная бумага, белая бумага, картинки-символы, фломастеры, линейки, ножницы, клей, схемы  оригами для работы педагогов, мята, чабрец, вишня, термос, стаканчики, музыка – фон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка  каким-нибудь              

                                  неизвестным ему пяти словам – он будет долго

                                     и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких

                            слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Уважаемые коллеги! В дошкольном учреждении существуют следующие виды труда слайд №2

1. Хозяйственно – бытовой труд.

2. Самообслуживание.

3. Труд в природе.

4. Ручной труд.

И тему нашей встречи мы будем рассматривать по этим видам труда.

Что же такое опорные схемы? Слайд №3

Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить.

Схемы, символы, модели должны “рождаться” на глазах детей в момент объяснения нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Цель опорных схем – "...изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В.Ф. Шаталов), облегчил запоминание. Опорные схемы – это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо.

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорный сигнал – это ассоциативный символ.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов.

Структура трудового процесса слайд №4

является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель. В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату), которое представлено пятью компонентами.

1. Постановка цели и мотивация трудового процесса.

2. Отбор предметов труда.

3. Трудовое оборудование.

4. Порядок трудовых действий.

5. Результат труда.

Если какой-либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.

Слайд №5 Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста,   рассмотрим  хозяйственно – бытовой труд, широко применяются опорные схемы для индивидуального труда, для коллективного труда.

Модель процесса хозяйственно-бытового труда в картинках слайд №6

Задачи и содержание работы

1. Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.

2. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

3. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по занятиям, раскладывать раздаточный материал для каждого ребенка.

Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом.

Трудовые операции и действия:

1. Убирать игрушки и строительный материал в отведенное им в группе место.

2. Подклеивать книги, коробки.

3. Самостоятельно выполнять обязанности дежурных (полная сервировка стола).

4. Самостоятельно выполнять обязанности дежурных по занятию  (полная подготовка  раздаточного материала к занятиям).

1 Модель трудового процесса «Ремонт книг»

Задачи

1. Воспитание интереса к книге, желания научиться читать.

2. Формирование системы нравственных ценностей воспитанников.

3. Знакомство с правилами обращения с книгами; воспитывать бережное отношение к книге.

1.Цель

   

2.Предметы труда

3. Материалы

4. Инструменты

5. Трудовые действия

  

 

 


                                                      

        

6. Результат труда

              

 

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам составить по подгруппам алгоритм уборки игрушек, алгоритм дежурных по подготовке к занятиям. Слайд №7

 

2. Алгоритм уборки игрушек

Цель: закрепление с детьми  навыка поддержания порядка  в группе.

Задачи:

- приучать детей убирать игрушки на место после игры, соблюдать порядок;

-воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание трудится.

1. Цель

2. Предметы труда

 

3. Инструменты и материалы

                     

          

4. Трудовые действия

          

https://i.pinimg.com/originals/c4/02/fd/c402fd1947df3de11c20b9eade1fd9f5.png

5. Результат труда

 

3. Алгоритм дежурных по сервировка стола.

Цель: обучение детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с сервировкой стола.

Развивать внимательность при сервировке.

Формировать у детей ответственность за порученное дело.

1. Цель

  

2. Предметы труда

3.Инструменты и материалы

         

          

4. Трудовые действия

5. Результат труда

 

4. Алгоритм дежурных по подготовке к занятиям.

Цель: обучение детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по подготовке к занятиям.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с подготовкой столов к деятельности в соответствии с видом занятия.

Развивать внимательность, мышление при подготовке раздаточного материала.

Формировать у детей ответственность за порученное дело.  

1. Цель

 http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-08/1660654381_40-klubmama-ru-p-podelka-karton-plastilin-foto-43.jpg 

2. Предметы труда

3.Инструменты и материалы

     https://worldofpapercraft.ru/wp-content/uploads/kak-sdelat-svinku-iz-plastilina-svoimi-rukami-dlya-detej-foto2.jpg https://pifakit.ru/uploads/article_photo/image/775/large_981ef954-c439-46c7-a21b-cb851e89cfcd.jpg

4. Трудовые действия

   

5. Результат труда

https://d9c81ad3-85af-4ff6-8378-6038ea045e1b.akamaized.net/2022/02/plastilin-lepka.jpg

 

Различные виды схем №8

В дошкольном учреждении представлены различные виды опорных схем по приобщению дошкольников к труду. Это схемы представлены в виде готовых картинок, с поэтапным выполнением трудового действия, рисованные, в виде вращающихся кругов.

Самообслуживание слайд №9

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя,  умение одеваться, раздеваться, принимать пищу, выполнять санитарно - гигиенические процедуры.

Труд рядом – это выполнение несколькими детьми одинаковых индивидуальных заданий, не требующее постоянного внимания и вмешательства воспитателя. Дети по-прежнему не зависят работе от других детей. Труд рядом – предпосылка коллективного труда.

 

 

Рассмотрим некоторые схемы, используемые при обучении детей самообслуживанию в различных формах. Слайд № 10

Труд в природе  слайд №11

Рассмотрим еще одну форму организации труда – общий труд.

 Слайд №12. Модель помогает ребенку осознать, что при пропуске хотя бы одного компонента нарушается весь процесс и результат не может быть достигнут.  Нижняя ступенька обозначает замысел, цель труда. Над ней надстраивается вся лесенка. Соотнесение ступеньки к компоненту трудового процесса достигается сначала тем, что на ступеньку мы помещаем рисунок предмета, который задумали сделать (цель труда); на вторую ступеньку картинку с изображением материала, из которого нужно сделать предмет; на третью ступеньку помещаем картинку с изображением инструментов, необходимых для работы; на четвертую - картинки, изображающие основные действия трудового процесса; на пятой ступени располагаем картинку с изображением результата труда, то есть тот предмет, который должны получить в результате трудового процесса. Таким образом модель показывает ребятам количество и порядок введения компонентов в трудовой процесс. Результат достигается, если представлены все компоненты в порядке их следования.    

Варианты  схемы моделирования слайд №13

К концу средней группы формирование системных знаний о труде взрослых переходит на второй этап, который направлен на замещение предметно-схематической модели схематической моделью. Процесс замещения осуществляется постепенно (от представления компонентов труда в виде картинок с изображением предметов и последовательности выполнения действий к замене картинок на схематичное изображение процесса). Теперь каждый компонент труда представлен в виде одной схематической картинке, обозначающей трудовой процесс. Так, например: цель - это звезда; предмет труда - это схематичное изображение материала; инструменты труда - схематичное изображение какого-либо орудия труда; порядок трудовых действий заменяется на схематичное изображение руки и результат труда - это изображение двух звездочек. О том, какими элементами мы будем заменять предметные картинки, договариваемся совместно с детьми.

Таким образом, использование моделей позволяет раскрывать детям  существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление, которое перерастает в планирующую функцию мышления при выполнении собственной трудовой деятельности.

Ручной труд слайд №14

Слайд №15 Задание педагогам. Пользуясь схемами оригами на выбор сделать фигурки птиц, зайчика, лебедя, лисы, мордочка собачки.

Вариант работы с семьей. Изготовить схему   совместно с детьми приготовление травяного чая и приготовить чай по схеме.

Спасибо за внимание! 

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №174»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №174»

Цель: трансляция опыта использования метода мнемотехники в трудовом воспитании старших дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

Цель: трансляция опыта использования метода мнемотехники в трудовом воспитании старших дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,…

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,…

В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату), которое представлено пятью компонентами

В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату), которое представлено пятью компонентами

Модель трудового процесса «Ремонт книг»

Модель трудового процесса «Ремонт книг»

Алгоритм уборки игрушек Цель : закрепление с детьми навыка поддержания порядка в группе

Алгоритм уборки игрушек Цель : закрепление с детьми навыка поддержания порядка в группе

Продолжать знакомить детей с сервировкой стола

Продолжать знакомить детей с сервировкой стола

Предметы труда 3

Предметы труда 3

Рассмотрим еще одну форму организации труда – общий труд

Рассмотрим еще одну форму организации труда – общий труд

Вариант работы с семьей. Изготовить схему совместно с детьми приготовление травяного чая и приготовить чай по схеме

Вариант работы с семьей. Изготовить схему совместно с детьми приготовление травяного чая и приготовить чай по схеме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2023