Урок литературного чтения
Класс: 1а
Учитель: Яркова Екатерина Юрьевна
Методист: Федосеева Валентина Васильевна
Школа: СОШ №8
Тип урока: Открытие нового знания
Тема: Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».
Цель: познакомить с произведениями Г. Сапгира «Про медведя», М. Бородицкой «Разговор с пчелой», И. Гамазковой «Кто как кричит.
Планируемые результаты
Предметные: -ознакомить с содержанием стихотворений
- научиться читать выразительно, уметь анализировать текст
- способствовать обогащению словаря учащихся
Метапредметные:
регулятивные: - определять и формировать цель деятельности на уроке;
-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
коммуникативные: - уметь слышать и слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы учителя, правильно выстраивать речевые высказывания
познавательные: - понимать основную мысль текста, уметь анализировать текст с опорой на вопросы учителя
Личностные: формировать интерес к детской литературе, к животным
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение» 1 часть (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), смайлики.
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Орг. момент |
Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Надежда Викторовна. Сегодня я буду вести у вас урок литературного чтения. |
Приветствуют учителя и одноклассников |
II. Речевая разминка |
- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции Чистоговорки (слайд 2) Читаем медленно, теперь быстрее (хором) Жу-жу-жу в зоопарк пришли к моржу Жа-жа-жа мы увидели ежа За-за-за здесь привязана коза Ха-ха-ха есть у нас два петуха |
Проговаривают чистоговорку сначала медленно, затем быстрее |
III. Мотивация, целеполагание |
- А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко» 1.Ходит длинный, пасть с клыками, 2.На ветке птичка – 3.Я в любую непогоду 4.Лесники ее котят -О ком чистоговорки и загадки? -Кто догадался, с какими произведениями сегодня мы познакомимся? О ком будем читать? - А на какие группы можно разделить животных? - Как вы думаете, какие цели мы поставим на уроке? Познакомимся с новыми авторами и их произведениями. Будем учиться правильному и выразительному чтению целыми словами; развивать речь, память, мышление. - Как буде работать, чтобы все успеть сделать? - Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, а вы слушайте внимательно и попробуйте узнать о ком идёт речь. Кто это? Гуляло по лесу Большое-лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает. Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?» Не отвечает Большое-лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет — карасей пугает. Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?» Не отвечает Большое — лохматое. Далеко оно уже — на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается. А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?» А ты догадался, кто? -Как вы думаете, о ком идет речь в этом тексте? (слайд3) Верно, это медведь. - Про медведя нам рассказал в одном из своих произведений писатель Генрих Вениаминович Сапгир.
|
о животных с произведениями о животных
дружно |
IV. Открытие нового знания 1. Знакомство с творчеством писателя |
Родился Генрих Вениаминович Сапгир 20 ноября 1928 года в Бийске (Алтайский край) в семье московского инженера. Читать мальчик начал очень рано и много. Писать тоже попробовал еще в детстве, в первых классах школы. Он много написал стихотворений для детей. А также писал сценарии к мультфильмам. «Паровозик из Ромашкова» «Лягушонок ищет папу» «Мой зеленый крокодил» «Как стать большим» «Честное крокодильское» «Я нарисую солнце» и другие. -На с. 14 прочитайте название стихотворения Г. Сапгира. |
(Про медведя) |
2. Первичное чтение стихотворения |
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте чтобы ответить на вопросы. - Почему стихотворение называется «Про медведя?» -С кем пытался медведь общаться? - А почему общение не состоялось? |
В стихотворении рассказывается о медведе |
3. Словарная работа |
В тексте встречаются слова: приятель, восторг, нацарапай (письмо). Какими близкими по смыслу словами можно их заменить? Приятель - друг Восторг - радость Нацарапай (письмо)– напиши |
Приятель - друг Восторг - радость Нацарапай (письмо)– напиши |
4. Повторное чтение стихотворения учащимися |
-Почитаем это стихотворение по цепочке, каждый читает по одной строчке Обратите внимание на подсказки автора, как надо читать возгласы Медведя (с восторгом, грубо, нежно, с удивлением) -Какие звуки произносил медведь? Найдите в тексте -Что выражал медведь звуками? -Можно ли, зная лишь звуки (О, Э, Ы, У, А) произнести слово, выразить свою мысль? - Давайте и мы выразим свои чувства звуками. (хором) О-О-О - с восторгом; Э-Э-Э - растерянно; У-У-У - с удивлением; А-А-А - нежно. Ы-Ы-Ы- грубо. В) Работа с пословицами (слайд 7) - Прочитайте пословицу и скажите, можно ли эту пословицу соотнести со стихотворением. «СЛОВО ДАНО ЧЕЛОВЕКУ, А ЖИВОТНОМУ - НЕМОТА» - Почему так говорят? - Давайте прочитаем пословицы в учебнике. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Знай больше, говори меньше. - Как вы думаете, подходят ли они к стихотворению? -Прочитайте задание под номером №5. Что нужно сделать? |
(-о), (э), (у), (а), (ы.) -Медведь выражал звуками восторг, удивление, растерянность, нежность, недовольство -Нет, гласные звуки не составляют слово
-Человек умеет, произносить слова, а звери только звуки) |
Физкультминутка |
Пчелы в ульях сидят И в окошко глядят Порезвиться захотели, Друг за другом полетели. Полетели, полетели И за парту тихо сели. |
Повторяют движения за учителем |
V. Знакомство с творчеством М. Бородицкой |
О ком эта физминутка? -А что вы знаете о пчеле? Послушайте рассказ о пчеле: В пчелиной семье есть пчелы-разведчицы. Они мед не собирают, а летают узнавать, где много цветущих растений. Прилетит пчела из разведки к улью и начнет танцевать. По ее танцу - полету другие пчелы узнают, какие цветы нашла разведчица, а далеко ли они растут и в какую сторону лететь. - Сегодня мы познакомимся со стихотворением о пчеле. На с. 16 прочитайте название стихотворения и фамилию автора. |
О пчелах Ответы детей
М. Бородицкая «Разговор с пчелой») |
VI. Знакомство с М. Бородицкой |
Мари́на Я́ковлевна Бороди́цкая (род. 28 июня 1954, Москва) — российский поэт, переводчик поэзии, автор книг для детей. В детстве мечтала стать медсестрой, актрисой, лётчиком-паршютистом. Окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков. Работала учителем в школе, гидом-переводчиком. Первая книга стихов для детей – «Убежало молоко» (1985). Потом появились другие тонкие книжки, одна лучше другой: «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур». Бородицкая много переводит, в основном произведения английской поэзии. Алан Милн «Винни-пух», Кипплинг «Рикки-тикки-тавви», Многотомник «Сказки народов мира». |
|
1. Первичное прослушивание |
-Послушайте стихотворение и скажите, о чем говорится в тексте (чтение стиха). -Кто участвует в разговоре? - За что пчела ужалила мальчика? (Мальчик сорвал цветок) - Как вы думаете, можно ли рвать цветы? В каких случаях это можно делать? - А как пчела жужжит? - Можно ли услышать, как возмущается пчела? Какие звуки в словах нужно произносить протяжно? В каких словах? ( Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин) - А можно ли это стихотворение прочитать по ролям? - Давайте пожжужим (шёпотом) и подготовимся к выразительному чтению по ролям. Потренируйтесь в парах, один читает слова автора, а другой слова пчелы. |
Внимательно слушают |
2. Чтение по ролям |
Сейчас каждый ряд прочитает это стихотворение по ролям. С каждого ряда нужно 2 человека. Я буду читать слова автора. - молодцы, все отлично справились с заданием |
Чтение стихотворения |
VII. Знакомство с творчеством И. Гамазковой |
- На с. 17 прочитайте название стихотворения с которым мы познакомимся и автора. Инна Липовна Гамазкова родилась в 1945 году в Омске. Она популярный автор детских журналов. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, песенки. По профессии Инна Гамазкова энтомолог, изучала насекомых, преподавала биологию! А в девяностые годы у неё стали выходить книжки для самых маленьких : «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», « У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в сказочном журнале «Жили-были». - Как вы думаете, о чем стихотворение «Кто как кричит?»? |
|
1. Первичное прочтение стихотворения |
- Прочитайте стихотворение в парах. - У всех получилось правильно вставить слова? |
Ответы детей |
2. Повторное прочтение |
- Я буду читать стихотворение, а вы будете вставлять пропущенные слова ( хором). Чем необычно это стихотворение? - Правильны ли эти слова по смыслу? А по звучанию? - Почему трудно произносить правильный ответ? - Почему стихотворение получилось веселым? - Молодцы, все правильно сделали |
Вставляют пропущенные слова |
VIII. Подведение итогов. Рефлексия |
Как называются произведения, которые мы читали на уроке? · Что объединяет эти произведения? - Назовите их авторов. - Какое стихотворение больше всего понравилось? - С какими трудностями столкнулись на уроке? - Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов (если вы считаете, что хорошо поработали – дорисуйте смайлику улыбку (весёлый смайлик), недостаточно хорошо - (грустный). - Поднимите смайлик те, у которых он весёлый, а теперь у кого грустный. |
|
IX. Домашнее задание |
Прочитайте дома еще раз все стихотворения. Выберите одно из стихотворений для выразительного чтения. |
|
Учитель:
Методист:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.