Конспект урока литературного чтения по теме Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».
Оценка 4.6

Конспект урока литературного чтения по теме Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».

Оценка 4.6
docx
02.03.2022
Конспект урока литературного чтения по теме Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».
конспект урока литературного чтения в 1а классе.docx

Урок литературного чтения

Класс: 1а

Учитель: Яркова Екатерина Юрьевна

Методист: Федосеева Валентина Васильевна

Школа: СОШ №8

Тип урока: Открытие нового знания

Тема: Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».

Цель: познакомить с произведениями Г. Сапгира «Про медведя», М. Бородицкой «Разговор с пчелой», И. Гамазковой «Кто как кричит.

Планируемые результаты

Предметные: -ознакомить с содержанием стихотворений

- научиться читать выразительно, уметь анализировать текст

- способствовать обогащению словаря учащихся

Метапредметные:

регулятивные: - определять и формировать цель деятельности на уроке;

-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.   

коммуникативные: - уметь слышать и слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы учителя, правильно выстраивать речевые высказывания

познавательные: - понимать основную мысль текста, уметь анализировать текст с опорой на вопросы учителя

Личностные: формировать интерес к детской литературе, к животным

Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение» 1 часть (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), смайлики.

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.                    Орг. момент

Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Надежда Викторовна. Сегодня я буду вести у вас урок литературного чтения.

Приветствуют учителя и одноклассников

II.                 Речевая разминка

- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции

Чистоговорки (слайд 2)

Читаем медленно, теперь быстрее (хором)

Жу-жу-жу в зоопарк пришли к моржу

Жа-жа-жа мы увидели ежа

За-за-за здесь привязана коза

Ха-ха-ха есть у нас два петуха

Проговаривают чистоговорку сначала медленно, затем быстрее

III.              Мотивация, целеполагание

- А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко»

1.Ходит длинный, пасть с клыками, 
Ноги кажутся столбами, 
Как гора, огромен он, 
Ты узнал, кто это?.. (слон) 

2.На ветке птичка – 
Зверек-невеличка, 
Мех теплый, как грелка. 
Кто же это? ... (белка) 

3.Я в любую непогоду 
Уважаю очень воду. 
Я от грязи берегусь – 
Чистоплотный серый... (гусь). 

4.Лесники ее котят 
Взять домой не захотят. 
Ей не скажешь: «Кошка, брысь», 
Потому что это ... (рысь). 

-О ком чистоговорки и загадки?

-Кто догадался, с какими произведениями сегодня мы познакомимся?  О ком будем читать?

- А на какие группы можно разделить животных?

- Как вы думаете, какие цели мы поставим на уроке?

Познакомимся с новыми авторами и их произведениями. Будем учиться правильному и выразительному чтению целыми словами; развивать речь, память, мышление.

- Как буде работать, чтобы все успеть сделать?

- Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, а вы слушайте внимательно и попробуйте узнать о ком идёт речь.

Кто это?

Гуляло по лесу Большое-лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает.

Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»

Не отвечает Большое-лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет — карасей пугает.

Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?»

Не отвечает Большое — лохматое. Далеко оно уже — на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается.

А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»

А ты догадался, кто?

-Как вы думаете, о ком идет речь в этом тексте? (слайд3) Верно, это медведь.

- Про медведя нам рассказал в одном из своих произведений писатель Генрих Вениаминович Сапгир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о животных

с произведениями о животных

 

 

 

дружно

IV.              Открытие нового знания

1.      Знакомство с творчеством писателя

Родился Генрих Вениаминович Сапгир 20 ноября 1928 года в Бийске (Алтайский край) в семье московского инженера. Читать мальчик начал очень рано и много. Писать тоже попробовал еще в детстве, в первых классах школы. Он много написал стихотворений для детей. А также писал сценарии к мультфильмам.

«Паровозик из Ромашкова»

«Лягушонок ищет папу»

«Мой зеленый крокодил»

«Как стать большим»

«Честное крокодильское»

«Я нарисую солнце» и другие.

-На с. 14 прочитайте название стихотворения Г. Сапгира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Про медведя)

2.      Первичное чтение стихотворения

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте чтобы ответить на вопросы.

- Почему стихотворение называется «Про медведя?»

-С кем пытался медведь общаться?

- А почему общение не состоялось?

 

 

В стихотворении рассказывается о медведе

3.      Словарная работа

В тексте встречаются слова: приятель, восторг, нацарапай (письмо). Какими близкими по смыслу словами можно их заменить?

Приятель - друг

Восторг - радость

Нацарапай (письмо)– напиши

Приятель - друг

Восторг - радость

Нацарапай (письмо)– напиши

4.      Повторное чтение стихотворения учащимися

-Почитаем это стихотворение по цепочке, каждый читает по одной строчке

Обратите внимание на подсказки автора, как надо читать возгласы Медведя (с восторгом, грубо, нежно, с удивлением)

-Какие звуки произносил медведь? Найдите в тексте

-Что выражал медведь звуками?

-Можно ли, зная лишь звуки (О, Э, Ы, У, А) произнести слово, выразить свою мысль?

- Давайте и мы выразим свои чувства звуками. (хором)

О-О-О - с восторгом;

Э-Э-Э - растерянно;

У-У-У - с удивлением;

А-А-А - нежно.

Ы-Ы-Ы- грубо.

В) Работа с пословицами (слайд 7)

- Прочитайте пословицу и скажите, можно ли эту пословицу соотнести со стихотворением.

«СЛОВО ДАНО ЧЕЛОВЕКУ, А ЖИВОТНОМУ - НЕМОТА»  - Почему так говорят?

- Давайте прочитаем пословицы в учебнике.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Знай больше, говори меньше.

- Как вы думаете, подходят ли они к стихотворению?

-Прочитайте задание под номером №5. Что нужно сделать?

 

 

 

(-о), (э), (у), (а), (ы.)

-Медведь выражал звуками восторг, удивление, растерянность, нежность, недовольство

-Нет, гласные звуки не составляют слово

 

 

 

 

 

 

 

 

-Человек умеет, произносить слова, а звери только звуки)

Физкультминутка

Пчелы в ульях сидят

И в окошко глядят

Порезвиться захотели,

Друг за другом полетели. 

Полетели, полетели

И за парту тихо сели.

Повторяют движения за учителем

V.                Знакомство с творчеством М. Бородицкой

О ком эта физминутка?

-А что вы знаете о пчеле?

Послушайте рассказ о пчеле:

В пчелиной семье есть пчелы-разведчицы. Они мед не собирают, а летают узнавать, где много цветущих растений. Прилетит пчела из разведки к улью и начнет танцевать. По ее танцу - полету другие пчелы узнают, какие цветы нашла разведчица, а далеко ли они растут и в какую сторону лететь.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением о пчеле. На с. 16 прочитайте название стихотворения и фамилию автора.

О пчелах

Ответы детей

 

 

 

 

 

М. Бородицкая «Разговор с пчелой»)

VI.              Знакомство с М. Бородицкой

Мари́на Я́ковлевна Бороди́цкая (род. 28 июня 1954Москва) — российский поэт, переводчик поэзии, автор книг для детей. В детстве мечтала стать медсестрой, актрисой, лётчиком-паршютистом. Окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков. Работала учителем в школе, гидом-переводчиком.

Первая книга стихов для детей – «Убежало молоко» (1985). Потом появились другие тонкие книжки, одна лучше другой: «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур». Бородицкая много переводит, в основном произведения английской поэзии. Алан Милн «Винни-пух», Кипплинг «Рикки-тикки-тавви», Многотомник «Сказки народов мира».

 

1.      Первичное прослушивание

-Послушайте стихотворение и скажите, о чем говорится в тексте (чтение стиха).

-Кто участвует в разговоре?

- За что пчела ужалила мальчика? (Мальчик сорвал цветок)

- Как вы думаете, можно ли рвать цветы? В каких случаях это можно делать?

- А как пчела жужжит?

- Можно ли услышать, как возмущается пчела? Какие звуки в словах нужно произносить протяжно? В каких словах? ( Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин)

- А можно ли это стихотворение прочитать по ролям?

- Давайте пожжужим (шёпотом) и подготовимся к выразительному чтению по ролям. Потренируйтесь в парах, один читает слова автора, а другой слова пчелы.

Внимательно слушают

2.      Чтение по ролям

Сейчас каждый ряд прочитает это стихотворение по ролям. С каждого ряда нужно 2 человека. Я буду читать слова автора.

- молодцы, все отлично справились с заданием

Чтение стихотворения

VII.           Знакомство с творчеством И. Гамазковой

- На с. 17 прочитайте название стихотворения с которым мы познакомимся и автора.

Инна Липовна Гамазкова родилась в 1945 году в Омске. Она популярный автор детских журналов. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, песенки. По профессии Инна Гамазкова энтомолог, изучала насекомых, преподавала биологию! А в девяностые годы у неё стали выходить книжки для самых маленьких : «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», « У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в сказочном журнале «Жили-были».

- Как вы думаете, о чем стихотворение «Кто как кричит?»?

 

1.      Первичное прочтение стихотворения

- Прочитайте стихотворение в парах.

- У всех получилось правильно вставить слова?

 

Ответы детей

2.      Повторное прочтение

- Я буду читать стихотворение, а вы будете вставлять пропущенные слова

( хором). Чем необычно это стихотворение?

- Правильны ли эти слова по смыслу? А по звучанию?

- Почему трудно произно­сить правильный ответ?

- Почему стихотворение получилось веселым?

- Молодцы, все правильно сделали

Вставляют пропущенные слова

VIII.        Подведение итогов. Рефлексия

Как называются произведения, которые мы читали на уроке?

·         Что объединяет эти произведения?

- Назовите их авторов.

- Какое стихотворение больше всего понравилось?

- С какими трудностями столкнулись на уроке?

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов

(если вы считаете, что хорошо поработали – дорисуйте смайлику улыбку (весёлый смайлик), недостаточно хорошо - (грустный).

- Поднимите смайлик те, у которых он весёлый, а теперь у кого грустный.

 

IX.              Домашнее задание

Прочитайте дома еще раз все стихотворения. Выберите одно из стихотворений для выразительного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Учитель:

Методист:

 

 

 

 

 


 

Урок литературного чтения Класс: 1а

Урок литературного чтения Класс: 1а

Ход урока Этапы Деятельность учителя

Ход урока Этапы Деятельность учителя

Кто это? Гуляло по лесу Большое-лохматое

Кто это? Гуляло по лесу Большое-лохматое

Нацарапай (письмо)– напишиПриятель - друг

Нацарапай (письмо)– напишиПриятель - друг

О пчелах Ответы детей

О пчелах Ответы детей

Первичное прочтение стихотворения -

Первичное прочтение стихотворения -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2022