Урок литературного чтения
Класс: 3а
Учитель: Мехоношина Елена Алексеевна
Методист: Кудымова Илона Павловна
Школа: СОШ №8
Тип урока: Открытие нового знания
Тема: Л. Н. Толстой. Рассказ «Акула».
Цель: Ознакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого «Акула», формировать умения прогнозировать содержание текста по заголовку и по иллюстрациям, обогащать словарный запас.
Планируемые результаты
Предметные: -ознакомить с содержанием рассказа
- научиться читать выразительно, уметь анализировать текст
Метапредметные:
регулятивные: - научиться ставить цель своей деятельности, оценивать свою работу на уроке
коммуникативные: - уметь слышать и слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы учителя, правильно выстраивать речевые высказывания
познавательные: - понимать основную мысль текста, уметь анализировать текст с опорой на вопросы учителя
Личностные: формировать интерес к детской литературе
Оборудование: презентация
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Орг. момент |
Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Надежда Викторовна. Сегодня я буду вести у вас урок литературного чтения. |
Приветствуют учителя и одноклассников |
II. Проверка домашнего задания |
Вы уже многое знаете о творчестве Л.Н. Толстого, можете рассказать о его жизни, поделиться своими впечатлениями о его произведениях? |
выступление учащихся
|
III. Мотивация, целеполагание |
Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н. Толстого. А для того чтобы узнать, как называется произведение отгадайте мою загадку: В бинокль злюку разгляжу И капитану доложу. Знают все прекрасно — С ней играть опасно: Зубы острые как нож, Лучше ты ее не трожь! Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов: - узнать… -научиться… -уметь… -А что вы знаете об акулах? - Посмотрите на экран и скажите, как выглядит акула. -
Назовите ее особенности. Чтобы вы еще больше узнали об этой рыбе, сейчас поработаем в группах. Разделитесь на 6 групп. Вам дается 3 минуты на изучение текста. Прочитайте и скажите, что еще интересного вы узнали. Рассказ ученика об акуле. «Акула - страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадёт ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают всё подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула- самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Её называют «белая смерть». Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы, плывущей порой со скоростью 40 км/ч, наносит серьёзные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбёшкой». |
Акула.
Узнать содержание рассказа Научиться читать выразительно Уметь отвечать на вопросы учителя
|
IV. Открытие нового знания 1. Чтение текста |
Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы мне скажите, о чем в нем говориться. - О чем говорится в рассказе? -К какому жанру мы отнесем это произведение? Почему вы так решили? |
Слушают рассказ учителя Ответы детей Рассказ |
2. Словарная работа |
- В этом произведении вам встретятся новые слова. Обратите внимание на слайд, прочитайте записанные слова. Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше. • Фитиль • Артиллерист • Палуба • Якорь • Хобот • Ропот Давайте еще раз все вместе повторим эти слова. |
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. • Артиллерист – военнослужащий артиллерии. • Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна. • Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. • Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки. • Ропот – недовольство, выраженное в приглушенной форме, негромкими голосами.
|
3. |
|
|
Физкультминутка |
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.) Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.) Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.) Морская фигура, замри! (Присели.)
|
Выполнение движений вслед за учителем. |
V. Первично закрепление 1. Деление текста на смысловые части |
Анализ произведения. Сейчас мы с вами по цепочке прочитаем этот рассказ и составим план этого текста по смысловым частям. На сколько частей вы бы разделили этот текст? Почему? Давайте вместе попробуем. Каждый читает по одному абзацу. (Чтение первой части) Читаем 1 абзац. -О чем говорится в этом абзаце? -Какое настроение вы испытываете при чтении? -А меняется ли настроение? - Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? -Как можем озаглавить эту часть? (Чтение
второй части) Читаем 2 абзац. -А почему купальню устроили в парусе? (моряки-люди опытные, знающие. Они знают, что в открытом море плавать опасно.) -Как бы мы озаглавили эту часть? (Чтение третьей части) 3 абзаца -О
чем идет речь в этой части? -Что сделали дети? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? -Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Прочитайте этот эпизод -Как мы озаглавим эту часть? (Чтение
четвертой части) 3 абзаца. - Как автор передает появления акулы? -Какими словами автор называет акулу? Почему? -Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда. -Какие действия предприняли матросы для спасения мальчиков? -Как выглядит артиллерист? Какое средство использует автор? Давайте прочитаем эту часть по ролям. (автор, кто-то с палубы, артиллерист). Попробуйте передать чувства героев. -Как озаглавим эту часть?
(Чтение пятой части). – 2 абзаца -Как матросы решили помочь мальчикам? -Найдите слова, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы? -Могут ли матросы спасти ребят? Почему? -Как отреагировали ребята, увидев акулу? -Что означает фраза «пронзительный визг»? ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. (мальчикам было очень страшно) Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик? -Как озаглавим эту часть? (Чтение
шестой части). -Прочитайте предложение, в котором говорится, что делает артиллерист после того, как очнулся от визга? - Какую часть речи использует автор? -Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему, чего он боялся? - Как бы мы озаглавили эту часть? (Чтение рассказа до конца.) -Что привело старого артиллериста в чувства? Почему сначала слышится тихий ропот? - Какое сейчас чувство испытывает герой? -Ребята, хорошо заканчивается рассказ? - Как бы мы озаглавили эту часть? Молодцы. Мы с вами озаглавили все части. Сейчас, посмотрев на этот план, можно легко вспомнить содержание рассказа. Кто сможет по плану рассказать содержание рассказа? |
- День был прекрасный…
душно, несло горячим воздухом -«Корабль у берегов Африки»
- «Купание в парусе».
-Им тесно было в парусе
(необдуманность поступка) (Дети читают эпизод текста) -Радость. Он гордился сыном. - «Плавание наперегонки в открытом море». -(вдруг…) неожиданность, внезапность -Морское чудовище, потому что акула - хищница. (кричать, чтоб мальчики вернулись). -С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань. - «Появление морского чудовища». -Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам. -Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро. -Быстро и с чувством волнения. -Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.
- «Опасность».
«Сорвался», «побежал». -Он делал все быстро. -Чувство страха, отчаяния, волнения. -Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына. -«Выстрел».
- Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся, а посмотрел на море. - Чувство счастья, успокоения. -«Спасение мальчиков».
|
2. Анализ главного героя |
–А как вы думаете, кто главный герой этого рассказа? Чьи чувства автор показывает в произведении? -Подберите прилагательные, которые могут описать артиллериста? Характеристика главного героя: сильный духом, мудрый, мужественный, опытный, находчивый, решительный, смелый, бывалый (ленивый, небрежный, злой). Артиллерист – сильный духом, смелый, мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание. Есть ли в наше время такие люди. Вы знаете таких людей? |
-Главный герой - это старый артиллерист. -Он сильный, храбрый, мужественный. |
3. Работа по иллюстрации |
Рассмотрим иллюстрацию к рассказу на странице 153. Что на ней изображено? Подберите эпизод к этой иллюстрации. Прочтите. Какие эмоции выражают их лица? |
Страх ,волнение |
VI. Подведение итогов. Рефлексия |
Ребята, посмотрите на экран и найдите те высказывания, которые передают основную мысль этого рассказа Закончи предложение Я узнал… Я научился… |
|
VII. Домашнее задание |
По выбору учащихся: придумать продолжение рассказа Найти отличие картин Билибина и Фаворского нарисовать иллюстрацию пересказать по плану учебника сочинить стихотворение об акуле
|
|
Учитель:
Методист:
Артиллерист: сильный духом, мудрый, ленивый, мужественный, опытный, небрежный, находчивый, решительный, злой, смелый, бывалый.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.