Конспект урока литературного чтения по теме "Л. Н. Толстой. Рассказ «Акула»."
Оценка 4.8

Конспект урока литературного чтения по теме "Л. Н. Толстой. Рассказ «Акула»."

Оценка 4.8
docx
02.03.2022
Конспект урока литературного чтения по теме "Л. Н. Толстой. Рассказ «Акула»."
конспект урока литературного чтения в 3 а классе.docx

Урок литературного чтения

Класс: 3а

Учитель: Мехоношина Елена Алексеевна

Методист: Кудымова Илона Павловна

Школа: СОШ №8

Тип урока: Открытие нового знания

Тема: Л. Н. Толстой. Рассказ «Акула».

Цель: Ознакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого «Акула», формировать умения прогнозировать содержание текста по заголовку и по иллюстрациям, обогащать словарный запас.

Планируемые результаты

Предметные: -ознакомить с содержанием рассказа

- научиться читать выразительно, уметь анализировать текст

Метапредметные:

регулятивные: - научиться ставить цель своей деятельности, оценивать свою работу на уроке

коммуникативные: - уметь слышать и слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы учителя, правильно выстраивать речевые высказывания

познавательные: - понимать основную мысль текста, уметь анализировать текст с опорой на вопросы учителя

Личностные: формировать интерес к детской литературе

Оборудование: презентация

 

 

 

 

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.                    Орг. момент

Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Надежда Викторовна. Сегодня я буду вести у вас урок литературного чтения.

Приветствуют учителя и одноклассников

II.                 Проверка домашнего задания

Вы уже многое знаете о творчестве Л.Н. Толстого, можете рассказать о его жизни, поделиться своими впечатлениями о его произведениях?

выступление учащихся

 

III.              Мотивация, целеполагание

Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н. Толстого.

А для того чтобы узнать, как называется произведение отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь!

Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов:

- узнать…

-научиться…

-уметь…

-А что вы знаете об акулах?

- Посмотрите на экран и скажите, как выглядит акула.

- Назовите ее особенности.
- Представляет ли акула опасность для человека?
- Как можно назвать акулу за ее кровожадность и ненасытность?
(Акула – хищница).

Чтобы вы еще больше узнали об этой рыбе, сейчас поработаем в группах. Разделитесь на 6 групп. Вам дается 3 минуты на изучение текста. Прочитайте и скажите, что еще интересного вы узнали.

Рассказ ученика об акуле.

«Акула - страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадёт ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают всё подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула- самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Её называют «белая смерть». Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы, плывущей порой со скоростью 40 км/ч, наносит серьёзные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбёшкой».

 

 

 

 

 

 

 

Акула.

 

 

Узнать содержание рассказа

Научиться читать выразительно

Уметь отвечать на вопросы учителя

 

IV.              Открытие нового знания

1.      Чтение текста

Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы мне скажите, о чем в нем говориться.

- О чем говорится в рассказе?

-К какому жанру мы отнесем это произведение?

Почему вы так решили?

Слушают рассказ учителя

Ответы детей

Рассказ

2.      Словарная работа

- В этом произведении вам встретятся новые слова. Обратите внимание на слайд, прочитайте записанные слова. Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше.

• Фитиль

• Артиллерист

• Палуба

• Якорь

• Хобот

• Ропот

Давайте еще раз все вместе повторим эти слова.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

• Артиллерист – военнослужащий артиллерии.

• Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна.

• Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

• Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

• Ропот – недовольство, выраженное в приглушенной форме, негромкими голосами.

 

3.       

 

 

Физкультминутка

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)

Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри! (Присели.)

 

Выполнение движений вслед за учителем.

V.                Первично закрепление

1.      Деление текста на смысловые части

Анализ произведения.

Сейчас мы с вами по цепочке прочитаем этот рассказ и составим план этого текста по смысловым частям. На сколько частей вы бы разделили этот текст? Почему? Давайте вместе попробуем. Каждый читает по одному абзацу.

(Чтение первой части) Читаем 1 абзац.

-О чем говорится в этом абзаце?

-Какое настроение вы испытываете при чтении?

-А меняется ли настроение?

 - Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду?

-Как можем озаглавить эту часть?

(Чтение второй части) Читаем 2 абзац.
-Какое настроение в этом абзаце? –Найдите слова, подсказывающие вам

-А почему купальню устроили в парусе? (моряки-люди опытные, знающие. Они знают, что в открытом море плавать опасно.)

-Как бы мы озаглавили эту часть?

 (Чтение третьей части) 3 абзаца

-О чем идет речь в этой части?
-Почему дети решили плавать в открытое море?

-Что сделали дети?  Почему не решили, не стали, а именно вздумали? 

-Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Прочитайте этот эпизод

-Как мы озаглавим эту часть?

 (Чтение четвертой части) 3 абзаца.
-С какого слова автор начинает эту часть? Автор начинает часть со слова «Вдруг…». Почему?

- Как автор передает появления акулы?

-Какими словами автор называет акулу? Почему?

-Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.

-Какие действия предприняли матросы для спасения мальчиков?

-Как выглядит артиллерист? Какое средство использует автор? Давайте прочитаем эту часть по ролям. (автор, кто-то с палубы, артиллерист). Попробуйте передать чувства героев.

-Как озаглавим эту часть?

 

(Чтение пятой части). – 2 абзаца

-Как матросы решили помочь мальчикам?

-Найдите слова, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?

-Могут ли матросы спасти ребят? Почему?

-Как отреагировали ребята, увидев акулу? -Что означает фраза «пронзительный визг»? ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. (мальчикам было очень страшно) Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?

-Как озаглавим эту часть?

 (Чтение шестой части).
 -Как подействовал визг мальчика на отца? Представьте, что чувствовали ребята…

-Прочитайте предложение, в котором говорится, что делает артиллерист после того, как очнулся от визга?

- Какую часть речи использует автор?

-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему, чего он боялся?

- Как бы мы озаглавили эту часть?

 (Чтение рассказа до конца.)

-Что привело старого артиллериста в чувства? Почему сначала слышится тихий ропот?

- Какое сейчас чувство испытывает герой?

-Ребята, хорошо заканчивается рассказ?

- Как бы мы озаглавили эту часть?

Молодцы. Мы с вами озаглавили все части. Сейчас, посмотрев на этот план, можно легко вспомнить содержание рассказа. Кто сможет по плану рассказать содержание рассказа?

 

 

 

 

- День был прекрасный…

 

 

душно, несло горячим воздухом

-«Корабль у берегов Африки»

 

 

 

 

- «Купание в парусе».

 

 

 

-Им тесно было в парусе

 

(необдуманность поступка)

(Дети читают эпизод текста)

-Радость. Он гордился сыном.

- «Плавание наперегонки в открытом море».

-(вдруг…) неожиданность, внезапность

-Морское чудовище, потому что акула - хищница.

(кричать, чтоб мальчики вернулись).

-С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.

- «Появление морского чудовища».

-Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.

-Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.

-Быстро и с чувством волнения.

-Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.

 

- «Опасность».

 

 

«Сорвался», «побежал».

-Он делал все быстро.

-Чувство страха, отчаяния, волнения.

-Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.

-«Выстрел».

 

- Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся, а посмотрел на море.

- Чувство счастья, успокоения.

-«Спасение мальчиков».

 

2.      Анализ главного героя

–А как вы думаете, кто главный герой этого рассказа?

Чьи чувства автор показывает в произведении?

-Подберите прилагательные, которые могут описать артиллериста?

Характеристика главного героя: сильный духом, мудрый, мужественный, опытный, находчивый, решительный, смелый, бывалый (ленивый, небрежный, злой).

Артиллерист – сильный духом, смелый, мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание. Есть ли в наше время такие люди. Вы знаете таких людей?

-Главный герой - это старый артиллерист.

-Он сильный, храбрый, мужественный.

3.      Работа по иллюстрации

Рассмотрим иллюстрацию к рассказу на странице 153. Что на ней изображено?

Подберите эпизод к этой иллюстрации. Прочтите. Какие эмоции выражают их лица?

Страх ,волнение

VI.              Подведение итогов. Рефлексия

Ребята, посмотрите на экран и найдите те высказывания, которые передают основную мысль этого рассказа

Закончи предложение

Я узнал…

Я научился…

 

VII.           Домашнее задание

По выбору учащихся:

придумать продолжение рассказа

Найти отличие картин Билибина и Фаворского

нарисовать иллюстрацию

пересказать по плану учебника

сочинить стихотворение об акуле

 

 

 

Учитель:

Методист:

 

 

 

 

 

 

 

Артиллерист: сильный духом, мудрый, ленивый, мужественный, опытный, небрежный, находчивый, решительный, злой, смелый, бывалый.

 


 

Урок литературного чтения Класс: 3а

Урок литературного чтения Класс: 3а

ЭтапыДеятельность учителяДеятельность обучающихся

ЭтапыДеятельность учителяДеятельность обучающихся

Поэтому даже легкое прикосновение акулы, плывущей порой со скоростью 40 км/ч, наносит серьёзные раны

Поэтому даже легкое прикосновение акулы, плывущей порой со скоростью 40 км/ч, наносит серьёзные раны

I. Первично закрепление 1

I. Первично закрепление 1

Чтение пятой части). – 2 абзаца -Как матросы решили помочь мальчикам? -Найдите слова, которые описывают действия матросов

Чтение пятой части). – 2 абзаца -Как матросы решили помочь мальчикам? -Найдите слова, которые описывают действия матросов

Анализ главного героя –А как вы думаете, кто главный герой этого рассказа?

Анализ главного героя –А как вы думаете, кто главный герой этого рассказа?

Артиллерист: сильный духом, мудрый, ленивый, мужественный, опытный, небрежный, находчивый, решительный, злой, смелый, бывалый

Артиллерист: сильный духом, мудрый, ленивый, мужественный, опытный, небрежный, находчивый, решительный, злой, смелый, бывалый
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2022