Урок литературного чтения в 1 классе
тема: С.Я.Маршак «Угомон»
(УМК «ШколА России»)
Педагогическая цель |
Создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха. |
Задачи |
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке. |
Тип урока |
Урок новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные) |
Умение читать выразительно, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику. |
Личностные результаты |
Интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные :умение анализировать и сравнивать произведения,уметь самостоятельно выделять существенную информацию из текстов разного вида. Коммуникативные:умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
С. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». Выставка книг, стихотворение, «угомон» |
Образовательные ресурсы |
Выставка книг С. Я. Маршака, портрет С. Я. Маршака, «Азбука», презентация |
Ход урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. – Дорогие ребята, сядьте удобно. Начинается урок Он пойдёт ребятам впрок Постарайтесь всё понять И внимательно читать.
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Артикуля-ционная разминка
|
Фронтальная. Словесный. Беседа.
|
-Чем мы занимаемся на уроках чтения?
- Что нужно сделать для улучшения работы нашего речевого аппарата? - Что у меня напечатано на доске? - Давайте прочитаем её все вместе.
|
- На уроках чтения мы учимся читать, красиво и правильно разговаривать. - Разминку.
- Чистоговорка.
Ра-ра-ра- начинается игра. Са-са-са – в лесу бегает лиса. Жу-жу-жу – молока дадим ежу. Ру- ру-ру- мы закончили игру. |
Грамотно формулируют ответы на вопросы.
Декламируют чистоговорку хором.
|
Фронтальный. Устные ответы
|
III.Постановка учебной задачи 1.Включение в учебную деятельность. |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Актуализация знаний. -Ребята, вы любите сказки? -Кто помнит из предыдущих уроков, на какие две группы можно разделить сказки? На доске вывшивает карточки со словами народные, авторские . - Какие сказки относим к народным, а какие к авторским?
- Сказки каких авторов мы читали на предыдущих уроках?
Раскрывает на доске портреты писателей и просит найти среди них названных авторов.
-А сейчас прослушайте отрывок ещё одного произведения и попробуйте определить к какому жанру оно относится? « Пела ночью мышка в норке Спи, мышонок, замолчи. Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.» - Что вы прослушали? - Почему вы так считаете?
А хотите узнать, кто автор этой сказки? Для этого вам надо собрать слово из данных букв КАШРАМ. - Как вы думайте, чем мы будем заниматься сегодня на уроке литературного чтения? Вывешивает портрет писателя.
|
-Да. - Сказки бывают народные и авторские.
- У народных сказок автор неизвестный, а у авторских сказок известный. - Мы читали сказки А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, В.В.Бианки. Дети отвечают.
Дети внимательно слушают.
- Отрывок из сказки. - Животные поют только в сказке. -Да!
Читают слово--перевёртыш Маршак.
-Знакомиться с произведениями Маршака. |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
III. Усвоение новых знаний 1. Жизнь и творчество С. Я. Маршака |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя. Групповой. |
Рассказ учителя об авторе и работа с выставкой книг. -С.Я.Маршак-один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей-это короткие рассказы и сказки в стихах. А сейчас прочитаем сведения о Маршаке из вашего учебника. - Ребята, хотелось бы вам узнать побольше об авторе? Для этого у меня приготовлены карточки с предложениями. На каждой карточке стоит номер. Давайте сейчас рассядемся по группам.Ребята , имеющие карточку с одинаковым номером садятся за один стол. -А теперь каждая группа прочитав предложение, отвечает на вопрос, что вы узнали о Маршаке.
- А теперь один человек с каждой группы отвечает на поставленный вопос.
|
Слушают рассказ учителя, рассматривают выставку книг С. Я. Маршака.
Дети открывают учебник и читают цепочкой об авторе -Да!.
Дети рассаживаются по группам. Читают предложение про себя, обсуждают в группах, что они узнали. 1.Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. 2. Его семья жила небогато, но дружно. 3. В семье было 6 детей и трое из них стали писателями. 4. Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. 5. Стихи он начал писать с 4 лет. 6. Его первая книга «Детки в клетке». Ребята договариваются и один человек из группы отвечает.
|
Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес, учатся работать в группах. |
Фронтальный. Наблюдение учителя. Чтение. |
2.Физ. минутка.
3. Работа со стихотворением «Угомон». |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
- Ребята, вы неплохо поработали, надо отдохнуть. А теперь мы дружно встали. Ножками потопали раз, два, три. Ручками похлопали раз, два, три. Потянулись, тихо сели, улыбнулись.
- Посмотрите внимательно, у каждой группы на столе есть слоги. ГО, У ,МОН. Попробуйте составить из них слово. -Объясните смысл слова.
- Давайте выясим значение этого слова. Вы правильно сказали, что это когда кто-то успокаивает. Угомон – успокоение от шума, возни. Угомониться, значит успокоиться. -Значит о ком мы будем сегодня читать? Прослушаем аудиозапись этого стихотворения.
- Ребята, понравилось ли вам произведение? Совпали ли ваши предположения с прочитанным? -Кто главный герой ?
-А как вы думайте, кто или что такое Угомон?
- Так автор тогда бы и назвал их так. Почему же Угомон?
- А теперь давайе почитаем самостоятельно по две строчки. ( чтение цепочкой). - Что делают дети во время урока?
-Это помогает? -Почему?
- Давайте найдём и прочитаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении. Я думаю, вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать – будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания. -Давайте вспомним какие предметы вы изучаете.
-А что нужно знать, чтобы освоить все эти предметы?
- Правильно! Надо освоить самый главный предмет – поведение! - Давайте повторим правила поведения на уроках и на перемене. На экран выводится слайд с правилами поведения.
- Так зачем же надо соблюдать правила поведения в школе?
|
Делают упражнения.
Ребята составляют слово. УГОМОН,
- Это когда кто-то успокаивает, когда шумят.
- Мы будем читать об Угомоне. Слушают аудиозапись отрывка стихотворения «Угомон»
- Понравилось!
-Главный герой Угомон. - Это может быть милиционер, или дежурный по школе, или директор, учитель.
- Потому что это кто- то успокаивал ребят. - Это всё таки вымышленный персонаж. На самом деле ребят может на уроке успокаивать только учитель. Дети читают произведение.
- Они расшумелись и стали успокаивать друг друга. -Нет. -Они ещё больше расшумелись. Дети находят и читают.
- Мы изучаем математику, русский язык, литературное чтение, окружающий мир .
-Надо хорошо работать на уроках, не отвлекаться, внимательно слушать учителя.
Ребята читают хором с экрана. - На уроке я сижу, Не кричу, и не стучу. Ручку прямо поднимаю, если спросят- отвечаю. Учитель спросит – надо встать, когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь, не кричи, а только руку подними.
- Для того , чтобы хорошо учиться и не мешать другим ученикам. |
Старательно выполняют упражнения. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Учатся согласованно работать в группах, составлять слова из слогов.
Учатся слушать, воспринимать произведение на слух.
Объясняют смысл слова «угомон», придумывают, как может выглядеть «угомон».
Правильно читают вопросительные и восклицательные
предложения. Грамотно формулируют ответы на вопросы. Самостоятельно находят
Вспоминают правила поведения.
|
Фронтальный., устные ответы, наблюдение учителя.
Фронтальный. Чтение, беседа, работа с текстом
|
4.Выразительное чтение стихотворения «Дважды два»
|
Коллективная, Работа в парах.. |
- А сейчас мы познакомимся ещё с одним стихотворением С.Я.Маршака «Дважды два». Сначала читайте про себя, а потом соседу по парте. - На каких уроках мы используем эти термины? - Стихотворение лёгкое, давайте выучим его наизусть. |
Ребята читают друг другу в полголоса.
- На уроках математики. Ребята повторяют хором и заучивают стихотворение. |
Читают, учатся работать в парах, учат наизусть. |
Коллективный, индивидуальный. |
IV. Закрепление знаний и способов действий. Произведения |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какие стихи для детей написал С. Я. Маршак? – Какие из них вы читали? – Назовите героев произведений. – Какое стихотворение или отрывок из него можете прочитать наизусть? |
Называют произведения С. Я. Маршака и их героев. Читают наизусть стихотворение или отрывок из него |
Определяют произведения, созданные С. Я. Маршаком, и их героев. Выразительно наизусть читают стихи |
Фронтальный. Устные ответы, чтение наизусть |
V.Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Что нового узнали на уроке? – Что особенно запомнилось -Что вызвало затруднения? – Спасибо за урок! |
Отвечают на вопросы учителя |
Анализируют и оценивают работу на уроке. |
Фронтальный. Устные ответы |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.