Конспект урока литературного чтения в 3 классе ««М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс», «Осень».»
Оценка 4.6

Конспект урока литературного чтения в 3 классе ««М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс», «Осень».»

Оценка 4.6
docx
19.09.2022
Конспект урока литературного чтения в 3 классе ««М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс», «Осень».»
Урок литературного чтения в 3 классе.docx

Урок литературного чтения в 3 классе ««М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс», «Осень».»

Тема: «М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс», «Осень».

Цель темы: формировать представление о взаимодействии слова, цвета, мелодии в лирике М.Ю. Лермонтова.

Предметные умения: научатся определять тему и главную мысль произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной  жизни для  высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

Планируемый результат:

Личностные УУД: у учащегося будет формироваться внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Регулятивные УУД: учащийся учится планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учащийся учится оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД: учащийся учится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественной литературы; учится анализировать литературный  текст  с  опорой  на  систему  вопросов.

Коммуникативные УУД: учащийся учится строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия.

Ресурсы:

Для учителя: Учебник «Литературное чтение», презентация, карандаши/фломастеры/краски, карточки для учащихся.

Для ученика: Учебник «Литературное чтение», презентация, цветные карандаши, карточки для учащихся.

 

 


№п/п

Этап урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

1

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

На вершину высокой горы забрался маленький пингвиненок Тиша. Самому ему оттуда не слезть. Он просит нас о помощи. Помощь заключается в правильном выполнении заданий на уроке. За каждое выполненное задание Тиша становится ближе к земле. Давайте поможем пингвиненку.

Приветствие.

 

 

 

 

Личностные УУД: формирование целеустремленности и жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей

2

Актуализация знаний (Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии).

 

Для начала небольшая тренировка умений грамотно и быстро читать.

Забирайте трудовую, без трудовой трудно трудоустроиться.

Прокурор проколол дыроколом протокол.

Саша сама — само совершенство, а ещё самосовершенствуется!

Прочитайте медленно.

Продолжаем читать медленно и постепенно ускоряем темп.

 

 

Продолжаем читать быстро и постепенно замедляйте темп.

 

 

 

Молодцы. Тиша сделал маленький шажочек. Пока еще боится. Но и интересные задания только начинаются, поэтому работаем активно.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают хором.

 

 

 

Читает первый ряд.

Читает второй ряд.

Читает третий ряд.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Познавательные УУД: учить строить рассуждения в форме связи простых суждений.

Коммуникативные УУД: учить допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

3

Выявление места и причины затруднения.

Перед вами два текста, прочтите про себя.

    Он получил домашнее образование. С детства свободно владел французским и немецким языками. В одиннадцать лет бабушка повезла его на Кавказ. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в ранние творчества. Был очень талантлив. Он писал стихи, прозу, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

Маленький поэт получил хорошее образование, умел с детства говорить на французском. Няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна часто рассказывали мальчику русские сказки, и он полюбил русский язык. Когда он вырос, многие из тех сказок он перевел в стихотворную форму и представил людям.

 

Что это?

 

Есть предположения, чьи?

 

Что помогло вам определить биографию Пушкина?

 

Прочитайте, то, что вы знали о Лермонтове?

 

Что для вас было новым, подчеркните, зачитайте.

Учащиеся устно отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это биографии поэтов.

 

А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов

 

Няня Арина Родионовна, сказки в стихотворной форме.

 

Учащиеся выборочно зачитывают части биографии.

Познавательные УУД: формировать умение на основе анализа информации делать выводы.

4

Постановка цели урока (Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)).

Творчество какого поэта мы сегодня рассмотрим? Если еще сомневаетесь, ребус на доске натолкнет вас на правильную мысль.

 

 

 

 

 

 

 


Поставьте перед собой цель, используя заготовки: «Я научусь…», «Я узнаю…», «Будет интересно прочитать о….».

Изучая творчество  М.Ю  Лермонтова,  мы  с  вами  познакомимся  с  некоторыми страницами его жизни.

Принятие темы урока.

Постановка целей учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать стихотворение, следить за настроением лирического героя.

 

Познавательные УУД: умение рассуждать в форме связи простых суждений (формировать умение определять цели урока)

Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других.

5

Восприятие(Реализация построенного проекта).

В детстве Михаил Юревич уже говорил в рифму, все этому удивлялись. Маленького Михаила называли Мишелем. Когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта» и прославился.  Михаил Юрьевич Лермонтов прожил совсем немного лет – двадцать семь. И всё-таки он успел написать прекрасные стихи и поэмы.

Что нового/интересного поведал вам одноклассник?

 

 

Чтобы пигвиненок сделал еще шаг к заветной земле, поработаем с первым стихотворением. Чтобы понять, о чем оно, рассмотрите репродукцию картины Архипа Ивановича Куинджи (Снежные вершины гор. Кавказ). Какое стихотворение будем читать?

Прочитайте.

 

 

Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

 

 

 

 

 

 

 

Что нужно, чтобы прочитать   выразительно стихотворение?

 

 

Какой художественный приём поэт использует в стихотворении? Найдите его и зачитайте.

 

Какую музыку вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины?»

Давайте прослушаем одноименный романс «Горные вершины», сравним настроение лирического героя в стихотворении и в музыкальном произведении.

Совпали ли ваши предположения, с тем что вы услышали?

 

Молодцы. Тиша постепенно возвращается на землю.

Сообщение зачитывает подготовленный ученик.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делятся впечатлениями об обновленной биографии поэта.

 

 

 

 

 

«Горные вершины»

Первое прочтение – «наушники», про себя, второе прочтение – выразительно вслух. 

 

Стихотворение «Горные вершины» было написано в 1840 году. В нем прослеживается тема одиночества. Лирический герой страдает, ждёт безмятежного покоя. Чувство спокойствия в произведении передаётся с помощью описания пейзажных картин. Поэт рисует картины горных вершин, спящих в ночи.

 

Проникнуться настроением лирического героя.

 

 

Олицетворение (вершины спят)

 

Грустную

 

 

 

 

 

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Личностные УУД: у учащегося будет формироваться учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД: учить  выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД: учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: учить формулировать собственное мнение и позицию.

Физ-минутка

6

Осмысление

(первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)

А сейчас внимательно послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» (аудиозапись)

Какие незнакомые слова встретились в стихотворении? В парах поработайте со словарем учебника, найдите определение понятий.

 

 

 

С помощью слов «нарисуйте» картину, соответствующую настроению произведения. Какие краски возьмете? Что изобразите?

 

Я предлагаю вам рассмотреть репродукция картины художника Ивана Ивановича Шишкина. Что вы на ней видите?  Совпадают ли по настроению стихотворение и картина Ивана Ивановича Шишкина?

 

 

 

 

Риза – облачение, одежда священника при богослужении

Утёс – высокая скала

Учащиеся устно отвечают на вопросы.

 

 

 

Учащиеся объединяются мини-группы, рассказывают о представленной картине.

 

 

Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению, так как настроение стихотворения и картины одинаковое.

Регулятивные УУД: учить учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД: учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (информации учебника)

Коммуникативные УУД: учить адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Давайте понаблюдаем,  как  тесно  взаимодействует  слово,  цвет,  мелодия  в лирике  Лермонтова.

Самостоятельно прочитайте стихотворение «Утес». С помощью памятки проведите письменный анализ поэтического произведения. После завершения работы поменяйтесь карточками, чтобы проверить работу друг друга.

1.     Какое настроение вызывает стихотворение?

2.     Как вы думаете, когда и где и почему могла возникнуть идея этого стихотворения у поэта?

3.     Какие литературные приемы использовал автор в своем произведении?

4.     На сколько частей можно разделить стихотворение?

5.     Какое настроение передаёт автор в каждой части? Меняется ли настроение?

А наш Тиша уже одной лапкой на земле. Еще немного, и он тоже сможет прочитать произведения М.Ю. Лермонтова вместе с нами.

 

 

 

Учащиеся письменно заполняют карточку-анализ стихотворения.

 

 

 

Регулятивные УУД: учить оценивать правильность выполнения задания на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные УУД: учить контролировать действия партнера.

8

Закрепление (Включение в систему знаний и повторение).

Следующее наше задание – работа с  литературным пазлом. Когда пазл будет полностью готов – вы узнаете информацию об еще одном произведении М.Ю. Лермонтова.

Стихотворение «Осень»

Стихотворение относится

Сюжет содержит

 

Смена природных циклов вызывает у лирического героя

 

Молодцы. Прочитаем стихотворение.

После прочтения согласны ли вы с информацией на пазле? 

Учащиеся соединяют части пазла воедино.

 

 

было написано в 1828 году

 к пейзажной лирики

момент внутренней жизни человека, его переживания.

тягостные раздумья, ощущения тоски и одиночества.

 

Учитель начинает читать, затем передает право чтения ученику.

Познавательные УУД: формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: учить формулировать собственное мнение и позицию.

9

Итог (Рефлексия учебной деятельности на уроке )

Пингвиненок Тиша от всей души благодарит вас. Как только он вернется домой, обязательно прочитает все стихотворения, с которыми мы работали на уроке.

Урок подошел к концу.

- Сумели ли мы добиться поставленных целей?

- Что вызвало затруднения? Что оказалось легким?




 

Подводят итоги урока. Оценивают свою работу.

Личностные УУД: формировать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

10

Домашнее задание

Низкий уровень:

Подготовить выразительное чтение стихотворения ««На севере диком стоит одиноко…»

Высокий уровень:

Подготовить выразительное чтение стихотворения ««На севере диком стоит одиноко…»

Найти информацию о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова (не повторять с той, которая была уже дана)

 

 

 


 

Урок литературного чтения в 3 классе ««М

Урок литературного чтения в 3 классе ««М

Этап урока, цель этапаДеятельность учителяДеятельность учащегосяФормируемые

Этап урока, цель этапаДеятельность учителяДеятельность учащегосяФормируемые

Саша сама — само совершенство, а ещё самосовершенствуется!

Саша сама — само совершенство, а ещё самосовершенствуется!

Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения

Что это? Есть предположения, чьи?

Что это? Есть предположения, чьи?

Поставьте перед собой цель, используя заготовки: «Я научусь…», «Я узнаю…», «Будет интересно прочитать о…

Поставьте перед собой цель, используя заготовки: «Я научусь…», «Я узнаю…», «Будет интересно прочитать о…

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил совсем немного лет – двадцать семь

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил совсем немного лет – двадцать семь

Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

Какую музыку вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины?»

Какую музыку вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины?»

С помощью слов «нарисуйте» картину, соответствующую настроению произведения

С помощью слов «нарисуйте» картину, соответствующую настроению произведения

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А наш Тиша уже одной лапкой на земле

А наш Тиша уже одной лапкой на земле

Итог (Рефлексия учебной деятельности на уроке )

Итог (Рефлексия учебной деятельности на уроке )

Подготовить выразительное чтение стихотворения ««На севере диком стоит одиноко…»

Подготовить выразительное чтение стихотворения ««На севере диком стоит одиноко…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2022