Конспект
по планированию образовательной деятельности по
экологическому воспитанию
детей 5-6 лет
Тема: «Наблюдения на прогулке »
2024 год
Конструкт организации образовательной деятельности
Тема: «Наблюдения на прогулке»
Возрастная группа 5-6 лет
Форма НОД: Наблюдение за обетом не живой природы на прогулке ДОУ
Форма организации: групповая, индивидуальная
Программно-методический комплекс Учебно-Методическое пособие «Образовательный процесс» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой.
Деятельность в ходе ОД: игровая, познавательная, коммуникативная, труд в природе.
Оборудование : лупы на каждого ребёнка, «солнышко», «капля», « птица», «листочки», почва, кегли, мячи, мишень.
Словарная работа: активизация словаря, обогащение словаря.
Цель: создание условия для формирования познавательно-исследовательских знаний и умений детей посредством наблюдательной деятельности |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы: Уделять особое внимание детям, испытывающим затруднения в выполнении заданий, концентрировать внимание на значимости деятельности. |
|||
Задачи : Образовательные Учить рассуждать, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе. Научить детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев. Научить видеть красоту окружающего мира. Развивающие Развивать интерес и заботу к растительному миру. Развивать речевые и творческие способности детей. Развивать ловкость при выполнении движений, быстроту, выносливость. Воспитательные Воспитывать бережное отношение к дереву, как живому объекту. Интеграция образовательных областей Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие. |
||||
Введение.
Основная часть.
|
Ход прогулки Познавательно-исследовательская деятельность Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас на встречу с природой, её тайнами, сюрпризами. Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению. Паучок терпению. Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте. У природы круглый год обучаться нужно. Весь лесной народ учит крепкой дружбе. Вам интересно, что нас ждёт впереди и чему нас сможет научить природа сегодня? Дети: Да, нам очень интересно. Наблюдения Воспитатель: Дети, какое у вас настроение? (ответы детей) А какое настроение у погоды, давайте попробуем определить вместе. Посмотрите, какое небо? Расскажите о нём. Радуется ли нам солнце? Какое оно? Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали? Обобщение: По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то необычным. Лёгкий ветерок раскачивает ветки деревьев, делится своими секретами. Яркое солнышко нам спутник и друг. Пусть наше настроение сегодня ничего не омрачит. Мы будем рады любым встречам. И вот наша первая встреча. Обратите внимание, какое разнообразие деревьев на участке детского сада и вокруг. Воспитатель: Кто может сказать, какие деревья растут на участке? Дети: На нашем участке растут тополя, клён, каштаны, липа. Воспитатель: А по каким признакам вы смогли определить название деревьев? Дети: У всех деревьев разная форма листа и цвет коры. Воспитатель обращает внимание на условия, в которых находятся некоторые экземпляры (тень, наличие забора или стены, мешающие росту растений) Сравнить с деревьями, которые растут на солнечной стороне. Выявить различия в кроне, коре деревьев, расположение веток.) Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами отправимся в гости ещё к одному дереву, а к какому, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, К низу веточки спускаются, А на веточках серёжки. О каком дереве эта загадка? Дети: О берёзе, они в детском саду возле спортивной площадки растут. Воспитатель: Правильно, это берёза, она особенно мила нашему народу. Как вы думаете, почему её называют белоствольной? Дети: Берёзу называют белоствольной, потому что у неё белый ствол. Воспитатель: Да, действительно, у берёзки стройный, высокий, белый ствол с черными пятнышками. В русских народных сказках и песнях её так и называют «белоствольная». А сейчас я вам предлагаю взять лупы и внимательно рассмотреть кору берёзки. (Дети вместе с воспитателем рассматривают кору деревьев и рассказывают о том, что наблюдают) Воспитатель: Дети, как вы думаете, есть ли у деревьев друзья? Кто они? (Ответы детей) А вы хотели бы подружиться с деревьями? Знаете, как это сделать? (Размышления детей) Сейчас я вам покажу. Я хочу подружиться с вот этой берёзой. Я поглажу её кору, прижмусь к ней щекой, обниму. Ещё можно ей прочесть стихотворение. Берёза белая, берёза чистая, Всегда весёлая, всегда лучистая. К теплу и свету ветвями тянется, Весну и лету всегда улыбается. А теперь вы, дети, выберите себе дерево и подружитесь с ним. В народе говорят: если обнять дерево, оно подарит силу и здоровье. Игра «К названному дереву беги» Дидактическая задача Найти дерево по названию Игровое действие Бег к названному дереву. (Соревнование «Кто быстрее найдёт дерево») Правило: Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!» Ход игры: Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, например: «Раз, два, три – к берёзе беги!» Дети должны найти дерево и быстро бежать к любой берёзке, растущей на участке, где проводится игра. В конце игры воспитатель говорит: «Раз, два, три – ко мне беги!» Деревья – украшение нашей Земли, Без них не живут муравьи, соловьи, Ни звери, ни ягоды, ни грибы, Ни люди, ни птицы и ни слоны. Воспитатель: Какую пользу приносят деревья людям? Дети: Деревья дают нам кислород, чтобы мы дышали. Воспитатель: Да, действительно, деревья дают нам кислород, чтобы мы дышали, следовательно, жили и за это их надо любить и благодарить. Деревья необходимы не только человеку. Как вы думаете, кому ещё нужны деревья? Дети: Деревья нужны птицам. Воспитатель: Дерево – это своеобразный дом, в котором живут разные жильцы. Как вы думаете, кто может жить на берёзе? Дети: На берёзе могут жить птицы и насекомые. (Дети берут лупы и ищут различных насекомых на стволе берёзы, в трещинах) Воспитатель: Для жителей, дерево не только жилище, но и столовая. Как вы думаете, почему? Дети: Птицы кушают различных насекомых. Воспитатель: Да, вы правы, птицы питаются насекомыми, а ещё они находят семена и плоды деревьев. А насекомые - растительную пищу и личинок других насекомых. Дети, а вы любите получать подарки? (Ответы детей) А сами любите дарить подарки? ( Ответы детей) Давайте с вами подарим подарки берёзке. Дети: Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко, ярко и согревает тебя. Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя. Я дарю тебе птицу, она будет тебе другом и спасёт от гусениц. Я дарю тебе зелёные листочки, пусть их будет у тебя всегда много, много, они будут шуметь, я приду послушать шум и спрячусь под ним от яркого солнца. Я дарю тебе землю – почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя. Воспитатель: Лучшим подарком для берёзки и её подружек будет наша забота и внимание. Как мы можем помочь берёзке? Дети: Мы её можем поливать, не рвать с неё ветки и листья. Труд в природе Цель: Формирование положительного отношения к трудовым обязанностям, развивать желание работать дружно, воспитывать чувство прекрасного. Воспитатель: Да, конечно, мы можем её поливать, не обижать. И вот сейчас я вам предлагаю выровнять лунки возле берёзок, выдернуть траву и полить. В народе есть такая пословица: «Сломить дерево - секунда, а вырастить – годы». Как вы понимаете эту пословицу? Воспитатель: Дети, какие вы все молодцы, помогли деревьям. А теперь я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Займи место» Подвижная игра «Займи место» Цель: Развивать двигательную активность детей. Развивать ловкость, быстроту, пространственную ориентировку. Одного из участников игры выбирают по считалке водящим Раз, два, три, четыре, пять Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга. Остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону и говорит: Как сорока стрекочу. Никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу, Тебя хлопну по плечу – Беги! Сказав «беги», водящий касается спины одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили. Устремляется со своего места по кругу, навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а оставшийся становится водящим. Правила игры: круг должен сразу остановиться при слове «беги». Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу. Самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей. Лазание на гимнастической лестнице (Не допускать спрыгивания с верхнего уровня) Цель: закреплять умение лазать по гимнастической лестнице. Игра «Меткий глаз» (Вывешивается мишень на уровне глаз ребёнка, на расстоянии 2-3 метра от цели проводится линия, и дети от этой линии бросают маленький мяч в мишень, стараясь попасть в неё.) Цель: Развивать точность движения, глазомер. Игра-упражнение для гиперподвижных детей «Проведи мяч» Игра-упражнение для малоподвижных детей «Быстро переложи мяч» Цель: развитие ловкости и координации движения. |
Действия, деятельность детей Дети заинтересованы диалогом, отвечают на вопросы.
Учувствуют в процессе НОД
Отвечают на вопросы, ведут диалог между собой и с воспитателем
Участвуют. Ведут беседу..
Участвуют в диалоге
Дети вступают в диалог, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ. |
Планируемый результат
Увлеченный интерес детей в процесс
Развернутый диалог, оживленная беседа.
Дети отвечают на вопросы полным предложением.
У детей отсутствие утомления, прослеживается положительный эмоциональный настрой.
Проявляют наблюдательность, любознательность, кругозор.
У детей продолжает развиваться наблюдательность, любознательность, кругозор, поисково-исследовательская деятельность.
Дети проявляют желание участвовать в совместной трудовой деятельности;.
Дети проявляют самостоятельность в процессе организации самостоятельной деятельности. Дети умеют наводить порядок на участке.
Дети демонстрируют умение анализировать собственную деятельность на прогулке.
Дети проявляют двигательную активность, быстроту реакций, дети взаимодействуют друг с другом. Дети умеют бегать, не наталкиваясь друг на друга.
|
|
Анализ проводимых наблюдений на прогулке
с детьми 6 года жизни
Прогулка состояла из следующих компонентов:
- мотивация
- наблюдение;
- дидактическое задание;
индивидуальная работа;
- трудовая деятельность детей;
- подвижная игра;
- самостоятельная деятельность детей.
На прогулке были реализованы все части НОД по развитию экологических знаний. Последовательность и взаимосвязь всех частей НОД соблюдены.
Методика организации наблюдения.
1. Тема и объект наблюдения соответствуют возрасту детей: «Наблюдение за погодой, деревьями».
2. Объекты наблюдения были доступны всем детям, всем была предоставлена возможность практических действий .
3. Детям была интересна данная тема прогулки. Это было видно по задаваемым вопросам и сконцентрированному вниманию на объекте наблюдения. Активности использования и выдвижения гиппотиз по средствам определения деревьев .
4. Загадки, стихи, разнообразие оборудования для опытно -экспериментальной деятельности., помогли вызвать интерес у детей.
5. Детям прогулка запомнилась, они с удовольствием проводили эксперименты во время свободной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.