Урок по математике в 1 классе на тему:
«Число и цифра 5. Письмо цифры 5»
Цели урока:
1. Сформировать представление о числе 5, его составе, графическое, печатное и письменное обозначение числа 5.
2. Способствовать формированию навыка устного счёта, письма.
3. Развивать мыслительные операции, инициативность и самостоятельность работы на уроке;
Тип урока: Изученного нового материала.
Планируемый результат обучения:
Предметные:
· В результате практических действий определять состав числа 5;
· Распознавать множества, состоящие из 5 элементов;
· Выполнять задание в тетради, писать цифру 5;
· Осознавать принцип построения натурального ряда чисел;
· Воспроизводить последовательность натуральных чисел от 1 до10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
Метапредметные:
· Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
· Планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
· Сравнивать группы предметов;
· Искать разные способы решения задачи;
Личностные:
· Проявлять интерес к математике;
· Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на и взаимодействия с учителем;
· Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
· Осваивать математический язык.
Конспект урока
Ход урока.
I.Организационный момент.
Прозвенел для всех звонок
Начинаем мы урок.
Поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
Все внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
II. Устный счет
1). Посчитайте до 10 и обратно.
- Посчитайте 1 ряд- от 11 до 3
2 ряд – от 4 до 12
3 ряд – от 10 до 2
- Назовите соседей числа 2, 7, 4.
- Какое число стоит между числами 2 и 5, 7 и 9, 1 и 3.
-Назовите число, которое стоит перед ч. 3, 7, 9.
- Назовите число, которое следует за числом 8, 5, 2.
1 слайд
2.) Расставь числа в порядке возрастания. Что это значит?
- Кто назовёт числа в порядке убывания.
3 слайд
3.) Соотнести количество предметов с цифрой. Взять числовые линейки.
-Чего больше? Чего меньше?
4 слайд
4) Вспомним состав изученных чисел.
5, 6 слайды
5) Решим весёлые задачки.
Проблемная ситуация.
Чтобы определить тему нашего урока, надо ответить на вопросы.
- Сколько мальчиков сидит на первом ряду?
- Сколько пальцев на левой руке? А на правой?
- Сколько носиков у пяти Барбосиков?
- Что объединяет все эти вопросы?
III. Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, кто догадался, с каким числом сегодня познакомитесь?
- Правильно, это число 5.
- Кто сформулирует тему нашего сегодняшнего урока?
(число 5 и цифра 5)
Слайд 7
- Чему будем учиться на уроке? (писать цифру 5, считать , решать задачи)
IV. Знакомство с числом 5, цифрой 5, составом числа 5.
- Ребята, а чего в жизни пять? Где мы встречаем число 5?
Слайды 8, 9
-Где располагается число 5 в натуральном ряду? (после числа 4, перед числом 6 между 4 и 6)
Физминутка
Слайд 10
-На письме это число обозначают цифрой 5.
Работа в тетради
- Открыли тетради, положили её правильно, т.е. наклонно.
- Взяли правильно ручку и поставили на локоток. Слайд 11
- Вспомним правила посадки. Слайд 12
- Сначала посмотрите на экран, из каких элементов состоит цифра 5?
- Внимательно посмотрите, как правильно пишется цифра 5
Слайды 13, 14
- Начинают писать немного правее середины верхней
стороны клетки, ведут палочку наклонно чуть выше середины клетки,
потом вправо пишут полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишут волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.
-Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.
- Пропишите цифру 5 в тетради 1 строчку.
Сравнение числа 5 с другими числами.
Слайд 15, 16
- Что нужно вставить вместо точек?
- Что мы будем сейчас выполнять?
- Найдите и прочитайте равенства. неравенства.
Запишем одно неравенство и равенство в тетрадь.
Физминутка
А теперь мы отдохнем.
Физминутку проведем.
Работа над составом числа 5
Слайд 17
-Рассмотрите фигуры на экране. Что их объединяет? (геометрические фигуры)
- Сколько их всего? (пять)
- По каким признакам их можно разбить на группы? ( по цвету - две красные фигуры и три желтые, по форме – три круга и два треугольника, по размеру – одна большая фигура и четыре маленькие)
- Давайте разобьём на группы по размеру.
Сколько больших фигур? Сколько маленьких? Сколько всего?
Значит сделаем вывод: 5 –это (4 да 1)
- Разбейте на части по цвету. Сколько жёлтых фигур? Сколько красных? сколько всего?
Значит вывод: 5 – это (2 да 3)
-Разбейте на части по форме. Сколько кругов? Сколько треугольников? Сколько всего?
Вывод: 5 –это (3 да 2)
V.Закрепление состава числа.
Слайд 18
Ну а сейчас давайте потренируемся.
Физминутка для глаз
Работа с задачей
Слайд 19
- Что мы сейчас прочитали?
-Что обязательно должно быть в задаче?
-Кто прочитает условие задачи?
- Кто прочитает вопрос?
- Давайте нарисуем схему к этой задаче.
- О ком говорится в задаче? Что о ней говорится?
Нарисуем 5 кружков.
- Что дальше случилось в задаче?
- Зачеркнём один кружок.
- Какой вопрос в задаче?
- Какое запишем решение?
- Какой ответ.
Работа с числовыми выражениями
- Кто догадался, что нам нужно вставить?
- Вставить нужную цифру или математический знак.
3 + …= 4 5 - .. = 4
5 - … = 3 3 .. 2 = 5
2 .. 3 = 5 3 ..1 = 2
- Давайте проверим.
Слайд 20
Сам. работа.
игра: «Да – нет»
- Если согласны, рисуем зелёный круг, если не согласны – красный круг
1) 3 да 1 будет 4;
2) 2 плюс 2 будет 5;
3) 4 без одного будет 3;
4) от 5 отнять 2 будет 2;
5) 4 и 1 будет 5.
Проверим с помощью сигнальных карточек.
Итог.
- Какая была тема урока?
- Какие цели мы ставили?
слайд 21
У вас на парте лежат 3 нарисованных яблока. А на доске нарисованная грустная яблонька. Нам надо её украсить. Каждый должен выбрать одно яблоко.
Слайд 22
- На следующих уроках мы продолжим работу с числом 5.
Спасибо всем за урок.
Слайд 23
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.