Конспект урока математики 5 класс по теме "Плоскость. Прямая.Луч." (урок ознакомления с новым материалом)
Оценка 4.6

Конспект урока математики 5 класс по теме "Плоскость. Прямая.Луч." (урок ознакомления с новым материалом)

Оценка 4.6
doc
20.04.2024
Конспект урока математики 5 класс по теме "Плоскость. Прямая.Луч." (урок ознакомления с новым материалом)
Математика 5 класс.doc

Математика – 5

Тема: «Плоскость. Прямая. Луч.»

Цель:

ü  ввести  понятия «плоскость», «прямая», «луч», учить находить прямую и луч на чертеже, читать и самостоятельно чертить прямую, луч;

ü  сформировать геометрические представления, графические умения и навыки;

ü  воспитывать умение делать выводы, объективно оценивать свои знания.

Тип урока:  урок ознакомления с новым материалом.

Метод:  элементы исследования,  практическая работа.

Форма: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Оборудование:

·        раздаточный материал (листок бумаги, ниточка, карточка для первичного                        закрепления),

·        линейка, 

·        цветные карандаши,

·        воздушный шарик,

·        карточки  со словарными словами.

Литература:  Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.Я.Виленкин и др.-23-еиздание, испр.-М.:Мнемозина,2008.

Ход  урока

I.        Организационный момент:

                                 - приветствие  учащихся.

       II.           Устная работа с выходом на тему урока.

Решив все примеры, расположив ответы в порядке возрастания, вы сможете прочитать первое слово из названия темы нашего урока.

 

Решив анаграмму, вы сможете прочитать второе слово из названия темы нашего урока.

 

Решив все примеры, расположив ответы в порядке убывания, вы сможете прочитать третье слово из названия темы нашего урока.

 

81 : 9

15 · 3

17 – 9

33 + 16

44 · 0

13 · 2

63 : 63

96 · 100

300 : 10

с

с

о

т

п

к

л

ь

о

 

П р м я а я

5000+10+1

20000+3000+7

7000+900+2

ч

л

у

Запись на доске и в  тетрадях учащихся:      Плоскость. Прямая. Луч.

III.              Изучение нового материала. Решение упражнений.

                Посмотрите на поверхность стола. Проведите по ней рукой. Вся ли поверхность вашей руки соприкасается с поверхностью стола?  Какая  это  поверхность?

( Плоская поверхность)

                Плоская  поверхность даёт  представление о плоскости. Мысленно проведите рукой по оконному стеклу.  Можно  ли  назвать поверхность стекла плоской? Проведите рукой «в воздухе» по классной  доске.  Можно  ли  назвать поверхность  доски  плоской? А  поверхность воздушного  шарика?  Вся  ли  ладонь ( если её не сгибать) соприкоснётся с его поверхностью?

                Найдите на окружающих вас в классе предметах плоские поверхности.

                У  вас  на  столе лежит листок бумаги. Какая у него  поверхность? Вся ли ладонь соприкоснётся с поверхностью стола при движении ею  с листа на стол?  Сделайте  вывод.

Вывод: Поверхность стола, оконного  стекла,  доски, листа бумаги дают представление о плоскости, но эти поверхности имеют края. У плоскости края нет. Она безгранично простирается в любом направлении, заданном на этой плоскости.

                Сейчас  мысленно отправимся на прогулку.  Над нами  в  голубом  небе  ярко  светит  солнце.  И  высоко-высоко летит реактивный самолёт,  оставляя  за  собой …  Что  он  оставляет  за  собой?

( Белый след )

Как будто кто-то белым карандашом рисует на огромном голубом листе бумаги.  Поднимите руку и проведите в воздухе  воображаемый след.  Возьмите в руки карандаш и проведите им по листу в тетради. Что получилось?

( Непрерывный след  от  карандаша )

Можно ли его продолжить?  А  другую сторону?  Как можно его (след) назвать ?

( Линия )

Какой может быть линия?

Перед  вами  лежит ниточка.  Возьмите  её  в  руки  и  натяните.  Какая  линия  получилась?

( Прямая )

Проведём  её  «в  воздухе».  А  сейчас  проведём  её  в  тетради.  С  помощью  какого  инструмента  можно  провести  прямую  линию?

(Линейка)

Проведите  ещё  одну  прямую.  Прямые  обозначают  либо  двумя  большими латинскими буквами,  либо  одной маленькой буквой.  Обозначьте  проведённые  прямые.

Можно  ли  продолжить прямые  влево?  А  вправо?  Сделайте  вывод.

Вывод:   Прямая  не  имеет  концов.

                Отметьте  в  тетради  точку  В.  Проведите  через  эту  точку  прямую.  Ещё  прямую  можно  провести  через  эту  точку?  Проведите.  Ещё  можно  провести  прямую?  Сколько прямых можно провести через  одну  точку?  Сделайте  вывод.

Вывод: Через одну точку на плоскости можно провести сколько  угодно  прямых.

                Отметьте  в  тетради  точки  А  и  В.  Проведите  через  эти  точки  прямую.  Можно  ли  провести  через  эти  точки  ещё  одну  прямую?  Сделайте вывод.

ВыводЧерез  любые  две  точки проходит единственная  прямая.

Выполнение упражнений:

№ 75.

- Прочитайте задание.  Выполните. 

№ 76.

- Прочитайте задание. Один  учащийся  выполняет  на  доске,  остальные  в  тетрадях.

№ 77.

Не  лежат на прямой точки: С, D, Е, Р.

Лежат на прямой точки: А,К,В.

Физминутка

- Встали. Закрыли глаза. Вспомнили тёплое летнее солнышко.

- Протяните руки к нему. Обнимите его.

- Наклонитесь вперёд, назад.  Потянитесь. Присели, встали.

- Вам приятно и спокойно.  Вы  бодры  и  полны  сил.

Откройте  глаза,  и  продолжим  нашу  работу.

                Проведите прямую  СD.  Отметьте на ней  точку  О.  На  сколько  частей  разделила  точка  О  прямую  СD ?

( Две )

Каждую  из этих  двух  частей  называют  лучом.

О (общая точка лучей) – начало  луча,  конца  у  луча  нет.  Почему ?

Лучи  обозначаются двумя большими буквами латинского алфавита.           У  нас  изображены лучи  ОС  и  ОD.                  

начало лучей

Выполнение упражнения:

№ 78.

( При  выполнении этого  задания ещё  раз  обращается внимание на то,  что  прямая  не  имеет  концов,  и  на  правило  записи  лучей: первая  буква в записи указывает на начало луча.)

IV. Первичное закрепление. Учащиеся работают самостоятельно.

  1. С  помощью  линейки  начертите две  прямые  в  разных  направлениях.  Обозначьте  каждую  прямую  буквами  и  запишите  два её  различных  обозначения.

 

 

 

       

  1. Через  точку  О  проведите  пять  различных  прямых.

 

·                                                               ●

                                                                О

 

 

  1. Отметьте  синим  карандашом  три  точки,  лежащие  на  прямой,  и  зелёным  карандашом  три  точки,  не  лежащие  на  прямой.

 

 

 

 


  1. Покажите рыцарю лучами три возможных направления его движения.

V.    Итог   урока.

*      Ограничена ли плоскость?

*      Имеет ли прямая концы?

*      Сколько прямых можно провести через две точки на плоскости?   А через  одну  точку ?

*      Чем  отличается  луч  от  отрезка ?

VI. Задание на дом:   п.3,    № 101(задание с лучом),

                                                   № 102 (задание с лучом),  

                                                   № 103 (задание с прямой и отрезком).

 

ü  На  уроке  шла  работа по формированию математического языка.   Термины: плоскость,  прямая,  луч – записывались в математический словарь каждым  учащимся,  одновременно  карточка  помещалась  на  стенде «Пиши правильно».

ü  Изучение  нового материала проводилось  на  основе  следующих действий:

1.       Наблюдение (нахождение в окружающей обстановке плоских поверхностей).

2.       Воображение ( создание мысленного образа объекта).

3.       Графических ( построение).


4.      

Математика – 5 Тема: «Плоскость

Математика – 5 Тема: «Плоскость

Запись на доске и в тетрадях учащихся :

Запись на доске и в тетрадях учащихся :

Вывод: Прямая не имеет концов

Вывод: Прямая не имеет концов

Выполнение упражнения: № 78. (

Выполнение упражнения: № 78. (

V . Итог урока.

V . Итог урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2024