6 кл. математика Тема урока: «Отношения чисел и величин»
Цель урока: изучить отношение чисел, отношение величин, свойство отношения.
Задачи урока.
Образовательные:
-продолжить формировать умение у учащихся находить частное двух чисел;
-изучить, что называется отношением чисел а и в, чем является отношение величин одного наименования, разных наименований;
-сформировать у учащихся умения при сравнении двух значений какой-то величины отвечать на вопросы: во сколько раз одно значение больше другого, какую часть по отношению к другому, оно составляет.
Развивающие:
-создать условия для развития умений учащихся сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
-создавать условия для формирования у учащихся познавательной активности, критического мышления, смелости суждений, способствовать развитию навыков коммуникативного общения.
Ожидаемые результаты:
Личностные
Ученик должен научиться:
-ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
-быть готовым к сотрудничеству со сверстниками и учителем;
- осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Ученик должен научиться:
-ставить учебные цели;
-выдвигать гипотезы при решении задач и проверять их;
-контролировать и оценивать свою деятельность.
Предметные
Ученик должен научиться:
-записывать отношение числа к числу двумя способами;
-находить во сколько раз значение одной величины больше другой,
какую часть составляет одна величина по отношению к другой;
-находить отношение величин одного наименования, разных наименований;
-упрощать отношение с помощью свойства отношения.
-уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Этапы урока |
Учебный материал |
Работа с учебным материалом, учащимися |
||||||
1.Самоопределение к деятельности 1 мин |
|
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания |
||||||
2.Актуализация знаний 5 мин |
Слайд №2 1.Найдите
частное двух чисел: **5
|
Устная работа
|
||||||
3.Постановка учебной проблемы 4 мин |
Слайд №4 В классе 20учащихся. Из них 15 мальчиков, а остальные девочки. Какую часть учащихся составляют мальчики, а какую - девочки? Чему равно отношение числа мальчиков к числу девочек и что оно показывает?
|
Слайд №3 Обсуждение с учащимися. Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока ( слайд №5),цели урока ( слайд №6) |
||||||
4.Построение проекта выхода из затруднения 13мин |
Изучение нового материала Отношение Цель: рассмотреть примеры отношений, научиться записывать отношения. Проблемная ситуация. Слайд №7 1.Во сколько раз число 8 больше числа 2? 2.Какую часть числа 8 составляет число 2? Слайд №8 Вывод: Слайд №9 Масса батона 360г, а масса буханки хлеба 800г. Какую часть составляет масса батона по отношению к массе хлеба? Слайд №10 Вывод: Слайд №11 Два способа записи отношения числа а к числу в. = а: в
|
Обсуждение с учащимися. Работа с учебником.
|
||||||
|
Изучение нового материала Виды отношений Цель: рассмотреть отношение величин одного наименования, разных наименований. Проблемная ситуация Слайд №12 Клоун решил найти отношение массы мышки к массе слона. Мышка весит 30г,слон-5т. «Составляем отношение:,-сказал клоун.-Мышка в 6 раз тяжелее слона !» Публика смеялась: все видели, что клоун использовал разные единицы массы. Составьте правильное отношение и найдите, какую часть массы слона составляет масса мышки. Слайд №13 Вывод: Задания 1группа-определяют во сколько раз одна величина больше другой. Длина железной дороги 300 км. Электрифицировано 200 км этой дороги. Во сколько раз вся дорога длиннее ее электрифицированной части? Сделайте вывод, что показывает отношение. 2 группа - определяют какую часть одно число составляет от другого. Из 9 задач Саша решил 7. Какую часть всех задач решил Саша? Сделайте вывод. 3-4 группы - определяют новую величину. 3группа-определяют цену товара. Чему равна цена товара, если за 2 кг товара заплатили 100 р. Сделайте вывод, что показывает отношение. 4группа-определяют скорость. Пешеход за 40 с проходит 50м, чему равна скорость пешехода? Сделайте вывод, что показывает отношение. Слайд №14 Вывод:
|
Обсуждение с учащимися. Работа с учебником.
Работа в группах. Работа с учебником. Выступление групп. Коллективное обсуждение. |
||||||
|
Изучение нового материала Свойство отношения Цель: используя основное свойство дроби, получить свойство отношения. Задания. 1группа- сравнение отношений, используя основное свойство частного. Выясните, равны ли отношения (впишите в квадрат знак «=» или «≠»): 70:30 □ 7:3 280:210□ 4:3 75:25 □ 3:1 Сделайте вывод. 2группа- сравнение отношений, используя основное свойство частного. Выясните, равны ли отношения (впишите в квадрат знак «=» или «≠»): 5:3 □ 50:30 7:2□ 35:10 6:1 □ 36:6 Сделайте вывод. 3группа- сравнение отношений, используя основное свойство частного. Соедините линией каждую пару равных отношений
Сделайте вывод. |
Учащиеся формулируют вывод. Сравнивают его с эталоном. |
|
4 группа- сравнение отношений, используя основное свойство частного. Выясните, равны ли отношения (впишите в квадрат знак «=» или «≠»): 40:50 □ 4:5 30:60 □ 1:2 5:7 □ 25:35 2:4 □ 20:40 Сделайте вывод. Слайд №15 Вывод: Отношение не изменится, если его члены умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.
|
|
5.Первичное закрепление во внешней речи 5 мин |
Слайд №4 , Слайд №16 Какую часть класса составляют мальчики? 15:20==
Сколько девочек в классе? 20-15=5 Какую часть учащихся класса составляют девочки? 5:20== Найдем отношение числа мальчиков к числу девочек 15:5=3 Что показывает отношение числа мальчиков к числу девочек? Во сколько раз мальчиков больше чем девочек в классе. Слайд №17 Какую часть урока заняла самостоятельная работа, которая длилась 20 мин, если продолжительность урока 40мин? Слайд №18 20:40= |
Устная работа, с обоснованием выбранных действий. |
|
|
|
6.Самостоятельная работа с самопроверкой 5 мин
|
Слайд №19 1.Запишите отношение: в) 100:10 в) Самопроверка (слайд №20) Ответы |
Индивидуальная работа. Самопроверка. Самооценка 5баллов-«5» 4балла-«4» 3балла-«3» |
7.Включение в систему знаний 7-8 мин |
№9 (а,е,ж);№11(а,б.в) |
Работа у доски, в тетрадях, с учебником |
|
|
|
8.Домашнее задание 2 мин |
Слайд №21 На дом: п 1.1 (стр.5) |
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
|
9.Рефлексия 2 мин |
Лист самооценки (Приложение №1) -Как я усвоил новый учебный материал? а) Получил прочные знания. б) Усвоил материал частично. Испытывал затруднение? а) Когда записывал отношение числа к числу. б)Когда упрощал отношение с помощью свойства отношения. в) Когда находил отношение величин одного наименования. г) Когда находил отношение величин разных наименований. д)Когда решал задачи, в которых находили во сколько раз значение одной величины больше другой. е) Когда решал задачи, в которых находили какую часть, составляет одна величина по отношению к другой. |
Самооценка и оценка работы класса, отдельных учащихся. Дать оценку успешности достижения цели урока. Аргументация выставленных отметок. |
Список используемых источников:
1. Математика: 6 кл. / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин.— М.: Просвещение, 2016
2. Математика: дидактические материалы:6 кл. / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2016
3. Математика: рабочая тетрадь: 6 кл. / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2017
4. Математика. Сборник рабочих программ.5-6классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова] — М. : Просвещение, 2014
5. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2013
6. Математика: Учеб.-собеседник для 6 кл./ Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Корянов, М.В. Волков.-М.: Просвещение, 1992
Приложение №1
Лист самооценки
Фамилия________________ Имя______________ Класс_________
Тема урока_________________________________________________
Ответьте на вопросы:
-Как я усвоил новый учебный материал?
а) Получил прочные знания
б) Усвоил материал частично
-Испытывал затруднение?
а) Когда записывал отношение числа к числу.
б) Когда упрощал отношение с помощью свойства отношения.
в) Когда находил отношение величин одного наименования.
г) Когда находил отношение величин разных наименований.
д) Когда решал задачи ,в которых находили во сколько раз значение одной величины больше другой.
е) Когда решал задачи, в которых находили какую часть, составляет одна величина по отношению к другой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.