Конспект урока математики: Действия над комплексными числами в алгебраической форме.

  • docx
  • 04.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 117-118 Действия над комплексными числами.docx

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Поурочный план № 117-118

(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)

Действия над комплексными числами в алгебраической форме.

 (тема занятия)

Наименование дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 3.03.2021 года

 

1. Общие сведения

1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20

1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный

1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.

 

2. Цели, задачи:

Образовательные:

ü  включить новую информацию в структуру прежних знаний;

ü  расширить сведения учащихся о числах;

ü  научить распознавать виды комплексных чисел;

ü  научить действиям с комплексными числами в алгебраической форме.

Развивающие:

ü  развивать  пространственное мышление, пространственную абстракцию;

ü  развивать логическое мышление;

ü  развивать эмоционально-положительное отношение к изучению математики.

Воспитательные:

ü  воспитывать активность,  самостоятельность, интерес к предмету;

ü  показать красоту и необычность математики.

2.2  Результаты обучения:

1)Усвоить множество комплексных чисел и действий над ними.

2.3 Критерии оценки:

1) Раскрывает понятие комплексное число и его модуль;

2) Изображает комплексное число на комплексной плоскости.

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.

Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова,  Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов  естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть.  Алматы: Мектеп, 2019г.

 3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

 

 

    4. Ход занятия

 

Заплани-

рованные этапы урока, время

Деятельность, запланированная на уроке

 

Ресурсы

 

 

Начало урока

Орг. момент.

 

 

Проверка домашнего задания.

Устный опрос.

Презентация

 

Середина урока

https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/

 

Действия с комплексными числами не представляют особых сложностей и мало чем отличаются от обычной алгебры.

Сложение комплексных чисел

Пример 1

Сложить два комплексных числа  Z1=2+5i  Z2=4-3i

Для того чтобы сложить два комплексных числа нужно сложить их действительные и мнимые части:    Z=6+2i

Пример 2

Самостоятельно: Z1=-4+10i    Z2=5+3i   Ответ: Z=1+13i

Таким нехитрым способом можно найти сумму любого количества слагаемых: просуммировать действительные части и просуммировать мнимые части.

http://mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image064.gif – от перестановки слагаемых сумма не меняется.

Вычитание комплексных чисел

Пример 3

Найти разности комплексных чисел и, если,  Z1=10-25i  Z2=1-3i

Действие аналогично сложению, единственная особенность состоит в том, что вычитаемое нужно взять в скобки, а затем – стандартно раскрыть эти скобки со сменой знака:

Z=10-25i  -(1-3i)=9-22i

Пример 4

Самостоятельно: Z1=-5+10i    Z2=1+3i   Ответ: Z=-6+7i

   Умножение комплексных чисел

Правило умножения. Комплексные числа перемножаются как двучлены, при этом учитывается, что .

Пример 5

Найти произведение комплексных чисел   Z1=1-i    Z2=3+6i   Ответ: Z=9+3i

 Z1Z2= Z2Z1  – от перестановки множителей произведение не меняется.

Пример 6

Самостоятельно: Z1=5-2i    Z2=1-4i   Ответ: Z=-3-22i

Пример 7

Самостоятельно:  ( 2+ 8i )( 2 – 8i )= 2 2 + 82

Вывод: ( a+ bi )( abi )= a 2 + b 2. Следовательно, произведение двух сопряжённых комплексных  чисел  равно действительному  положительному числу.

Деление комплексных чисел

Деление чисел осуществляется методом умножения знаменателя и числителя на сопряженное знаменателю выражение.

Пример 8    Найти   =

(Умножаем  числитель и знаменатель на  (4 -i))  

Пример 9   Найти   

 

Пример 10    Вычислить: -(2+7i)(1-i)=-8-7i

 

Пример 11  Вычислить: =-1

 

Ссылка 1, 2

Презентация к уроку.

 

Закрепление.

Решение задач.

Задание 1.

1. Даны два комплексных числа Z1= (10 + 2i )   и  Z2=(1 – 6i ). Найдите  их сумму, разность, произведение и частное.

Решение:

1. Z1+ Z2=11 – 4i

2. Z1- Z2=9 +8i

3. Z1 Z2=22 -58i

4. 

 

2. Проверьте правильность следующих утверждений:

а) Сумма и разность чисто мнимых чисел есть чисто мнимое число.

Для проверки возьмите числа: Z1=2i,   Z2=-3i

б) Произведение двух чисто мнимых чисел равно действительному числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=-5i,   Z2=3i

в) Квадрат чисто мнимого числа равен действительному отрицательному числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=10i

г) Произведение чисто мнимого числа на действительное равно чисто мнимому числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=7i,   Z2=3

Решение примера № 2:

а) Сумма и разность чисто мнимых чисел есть чисто мнимое число.

Z1=2i,   Z2=-3i ,   Z1+Z2=-i,    Z1-Z2=5i   

 

б) Произведение двух чисто мнимых чисел равно действительному числу.

Z1=-5i,   Z2=3i ,    Z1 Z2=15

 

в) Квадрат чисто мнимого числа равен действительному отрицательному числу.

Z=10i ,    Z2=-100

 

г) Произведение чисто мнимого числа на действительное равно чисто мнимому числу.

Z1=7i,   Z2=3,    Z1 ∙Z2=21i 

 

Презентация

 

 

Конец урока

Рефлексия

Слайд

 

Домашнее задание:

1.      Написать конспект.

2.      Решить примеры.

Решить примеры:

1.      Даны два комплексных числа z1= (12 + 2i )   и  z2=(3 – 4i ). Найдите  их сумму, разность, произведение и частное.

2.      Проверьте правильность следующих утверждений:

а) Сумма и разность чисто мнимых чисел есть чисто мнимое число.

Для проверки возьмите числа: Z1=2i,   Z2=-3i

б) Произведение двух чисто мнимых чисел равно действительному числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=-5i,   Z2=3i

в) Квадрат чисто мнимого числа равен действительному отрицательному числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=10i

г) Произведение чисто мнимого числа на действительное равно чисто мнимому числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=7i,   Z2=3

 

Карточка-задание

    

     5.Рефлексия по занятию

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

      6. Домашнее задание

Оценочный лист:

Выполненное задание:

Баллы

1.       

Составить конспект.

20

2.       

Решить примеры.

80

 

Решить примеры:

3.      Даны два комплексных числа z1= (12 + 2i )   и  z2=(3 – 4i ). Найдите  их сумму, разность, произведение и частное.

4.      Проверьте правильность следующих утверждений:

а) Сумма и разность чисто мнимых чисел есть чисто мнимое число.

Для проверки возьмите числа: Z1=2i,   Z2=-3i

б) Произведение двух чисто мнимых чисел равно действительному числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=-5i,   Z2=3i

в) Квадрат чисто мнимого числа равен действительному отрицательному числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=10i

г) Произведение чисто мнимого числа на действительное равно чисто мнимому числу.

Для проверки возьмите числа: Z1=7i,   Z2=3

 

Подпись преподавателя________________________


 

Скачано с www.znanio.ru