Конспект урока музыки 1 класс "Музыкальные инструменты флейта, арфа"
Оценка 4.9

Конспект урока музыки 1 класс "Музыкальные инструменты флейта, арфа"

Оценка 4.9
docx
15.01.2024
Конспект урока музыки 1 класс "Музыкальные инструменты флейта, арфа"
конспект.docx

Урок №11 «Музыкальные инструменты: флейта, арфа».  В 1 классе.

Цель: формирование музыкальной культуры школьников, как части их общей духовной культуры;

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся со звучанием классических инструментов: флейтой, арфой и фортепиано, расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов

Воспитательная: воспитывать в детях любовь и интерес к музыке, воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке.

Развивающая: развивать творческое воображение и музыкальный вкус на примерах классической музыки русских и зарубежных композиторов, развивать вокально-хоровые навыки.

Оборудование: Е.Д.Критская - учебник «Музыка», 1 класс. мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, музыкальный CD- диск, карточки со словами, наглядные иллюстрации с изображением музыкальных инструментов: свирель, рожок, гусли, флейта, арфа; портреты композиторов; И.С.Баха, К.В.Глюка;

УУД:

Регулятивные: умение организовать свое рабочее место под руководством учителя.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить; навыки сотрудничества учителя с учениками, умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение строить речевое высказывание; выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания; воспринимать на слух музыкальное произведение; высказываться о музыке; умения эмоционально исполнять музыкальные произведения, давать образную характеристику произведения.

Личностные: проявлять интерес к музыке и музыкальной деятельности;

Новые понятия и термины: флейта, арфа;

Музыкальный материал: «Шутка» И.С.Баха, «Мелодия» К.В.Глюка, 1 часть концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В.Кикты, эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1) Приветствие

Динь, динь, дон – звенит звонок,

Начинается урок.

-Здравствуйте дети!

-Здравствуйте, учитель!

- Садитесь.

Учитель: Я очень рада вас приветствовать! Готовы ли вы к уроку? Сядьте прямо, продемонстрируйте какие вы прилежные ученики. К (четвертому) уроку вы явно подустали, так вот чтобы взбодриться потрите свои глазки, чтобы лучше видеть, потрите свои ушки, чтобы лучше слышать, потрите свои ручки, чтобы они были готовы к вашим активным ответам.

2.                   Актуализация знаний. (Слайд 2-4) 

Учитель: Для начала вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

·                   С каким былинным героем мы познакомились? (Садко)

·                   Кем он был? (гусляр, мореплаватель)

·                   На чём играл? (на гуслях)

Звучание гуслей.

·                   Назовите, какую песню пела царевна Волхова  Садко?

Звучание «Колыбельная Волховы». (Слайд 5) 

3.                 Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.

Учитель: Сегодня мы продолжаем удивительное путешествие в мир музыки, где нас ждет еще много неизведанного.

 Учитель: Посмотрите на экран, кого вы видите? (ответы – Музу). (Слайд 6) 

Учитель: Правильно! Муза присутствует на каждом нашем уроке.

А что она делает сегодня? (ответы – играет на инструменте).

·                   Как вы думаете, какую  музыку она исполняет: мажорную или минорную? (ответы разные дают ребята).

Учитель:  Ответить на этот вопрос вы сможете, услышав музыку, которая будет звучать сегодня на уроке.

·                   Какие народные инструменты вы знаете? (Слайд 7) 

(Дудочка, Свирель, Рожок, Гусли). (Слайд 8) 

Учитель: Если бы инструменты смогли заговорить, и каждый стал бы рассказывать о себе, мы бы услышали много увлекательных историй с удивительными превращениями и приключениями.

Вы уже слушали сказку  о появлении  первого музыкального инструмента?  Звучит дудочка. (Слайд 9) 

Учитель: А сейчас  послушайте ещё одну историю:

Сидел рыбак веселый на берегу реки,

И перед ним по ветру качались тростники.

Сухой тростник он срезал и скважины проткнул,

Один конец зажал он, в другой конец подул.

И будто оживленный, тростник заговорил –

То голос человека и голос ветра был. (М.Ю.Лермонтов)

 

Учитель:  Ребята, как вы думаете о каком инструменте эта история? (о дудочке, свирели).

Учитель: Наша Муза приготовила для вас загадку: «Слышим звонкую мы трель, пастушок наш взял …» (свирель)

Звучит свирель.

Учитель:

·                   Кто изобрёл народные инструменты? (народ) (Слайд 10) 

Учитель: Есть ещё  профессиональные   музыкальные инструменты.

·                   Значит, кто их изобрёл? (ответы: профессионалы, мастера, специалисты) (Слайд 11) 

Учитель: Вы, наверное, догадались, о чём будет разговор сегодня на уроке?  ( о профессиональных муз. инструментах).

Учитель: (Слайд 12) 

Тема урока: «Музыкальные инструменты: флейта, арфа»

4.       Физминутка«Весёлая клавиатура»

(дети повторяют за учителем слова и движения) (Слайд 13-22) 

Учитель: 

Надо пальчики размять (сжимают и разжимают пальцы)
     Надо пальцам погулять (шагают пальцами по парте)
     А пойти на физкультуру

Можно на клавиатуру.
     Побежали вправо руки
(пробежка пальцами по воображаемой клавиатуре)          Зазвучали выше звуки.

Если влево побежали (пробежка пальцами влево)
Звуки ниже зазвучали.

Вдруг пошли они вразброд, (пальцы правой руки вправо, левой – влево)
А потом наоборот. (левой – вправо, правой – влево; перекрест рук)
А потом все пальцы вместе

Начали прыжки на месте. (пальцы обеих рук бьют по «клавиатуре»)
Били по прыжкам рекорды,

И играли все аккорды.

5.                 Работа над темой.  Актуализация знаний.

·        А как мы получаем звучание музыкального инструмента - свирели? (с помощью дыхания) (Слайд 23) 

Учитель:  Дыхание… . А ведь именно так в переводе с немецкого языка называется один музыкальный инструмент.

Познакомьтесь флейта! (Слайд 24) 

Действительно, чтобы запел этот инструмент, надо в него подуть. Флейту можно назвать внучкой свирели.

Учитель: На протяжении всей своей жизни флейта постоянно менялась, у нее появилось красивое, сверкающее, металлическое одеяние, множество клапанов и рычажков. (Слайд 25) 

Учитель: Послушайте, как звучит этот инструмент.

Звучит «Шутка» И.С. Баха     (Слайд 26) 

Учитель: 

Композитор передал нам что-то серьезное, тяжелое или беззаботное, шутливое? (шутливое)

(Слайд 27) 

Учитель: Это произведение называется «Шутка». Его написал немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Он родился и жил, более трехсот лет назад,  в семье музыкантов. Обладая хорошим голосом и музыкальным талантом, Бах сочинял замечательные музыкальные произведения, которые любят и ценят люди, по сей день. Одно их них мы только что прослушали.

·                   Как звучала мелодия на этом инструменте? Подберите слова, которые соответствуют характеру этого произведения. (Игриво, легко, задорно, отрывисто, весело).  (Слайд 28) 

(Слайд 29) 

Учитель:  А сейчас я хочу вас познакомить с еще одним талантливым композитором, которого зовут Кристоф Виллибальд Глюк.

Он родился в семье лесничего. Так же как Бах,  Глюк обладал чудесным голосом и музыкальным слухом. Играл на многих музыкальных инструментах, но больше композитору полюбилась флейта!

Учитель: Послушайте произведение К. Глюка, которое называется «Мелодия».

·        Отличается ли характером «Мелодия»  от «Шутки» Баха?

Звучит «Мелодия» К. Глюка. (Слайд 30) 

·        Отличается  ли характером «Мелодия»  от «Шутки» Баха? (Да).

(Слайд 31) 

Учитель: Подберите слова, которые соответствуют характеру этого произведения. (Ласково, задумчиво, нежно, плавно, грустно, печально).

(Слайд 32) 

Учитель: Оказывается, флейта может передать и минорное, и мажорное настроение. (Слайд 33) 

·        На звучание, какого народного инструмента похожа флейта?  (Свирель)

Звучит свирель.

Учитель: Давайте познакомимся ещё с одним инструментом. Он называется арфа. (Слайд 34) 

Учитель: Посмотрит, как изящно выглядит арфа, как крыло большой бабочки, на котором натянуто множество струн.

·        А значит, это какой инструмент? (струнный)

Учитель: Этот инструмент появился в Древнем Египте и на протяжении своей жизни все время менялся. (Слайд 35-36) 

 

Учитель: Играли на арфе и кончиками пальцев, как сегодня, и длинными ногтями, и специальными пластиночками.

Учитель: В Древнем Египте на арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах. Однако арфа простого человека не могла быть больше арфы богатого. В храмах же арфы были такие большие, что исполнители могли играть на них только стоя.

Учитель: Сейчас вы услышите произведение симфония для арфы Валерия Григорьевича Кикты, и ответьте на вопросы. (Слайд 37-39) 

·                   Как звучит мелодия в исполнении этого инструмента?

·                   На какой инструмент по звучанию похожа арфа?

Звучит 1 часть «Симфония для арфы с оркестром» В. Кикта.

·                   Как же звучала мелодия в исполнении этого огромного инструмента? (Необычно, волшебно, торжественно).

·                   На какой инструмент по звучанию похожа арфа? (звук похож на народный струнный инструмент – гусли).

 Учитель: А сейчас наша волшебница Музы  просит разгадать загадку.

·                   Какой из знакомых вам музыкальных инструментов может изобразить щебетание птички? (Флейта) (Слайд 40) 

Звучит тема Птички из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»

·                   Учитель: Посмотрите на экран. (Слайд 41-43) 

·                   Что показывает вам Муза?

·                   На каких инструментах играют люди на этих картинах?

·                   На каких картинах звучат народные инструменты и народная музыка? 

·                   На каких картинах звучит композиторская музыка?

6.     Физминутка «Дирижёр-Физрук». (Слайд 44-58) 

Учитель:

Физкультурник дядя Жора подружился с дирижером.

(дети пожимают друг другу руки)
Музыканта стал просить его в школе подменить.
Дирижер чуть рассердился 
(изображают рассерженное лицо)
Но, подумав, согласился.  (кивают головой)
В школьный он пришел спортзал 
(маршируют)
 И ребятам так сказал:

«По октавам, разберись! И понотно становись! (становятся по стойке прямо)
 Трубы! Глубоко вдохнули!
(глубокий вдох и выдох)
Скрипки! Струны подтянули!
(поднять руки, потянуться)
А теперь по кругу бегло от анданте до аллегро!
(бег на месте с постепенным ускорением темпа)
 Пауза
(остановиться)
Делаем,  ребята, подскок-стаккато
( прыжки на месте)
А теперь такой рефрен –

Восемь раз коснись колен (наклон вперед, достать руками пол) 

Дружно двигаем смычками (движения руками)
Отбиваем ритм ногами
(шаги на месте)
Замедляемся совсем  (замедляя шаг)
Всё! Финал! Спасибо всем!
(все останавливаются, аплодируют)

 

7.     Вокально-хоровая  работа: (Слайд 59-62) 

Упражнения  по восстановлению  дыхания.

Дыхательная  гимнастика  по  Стрельниковой.

Распевание.

Песня: «Дудочка»

8.                 Рефлексия (подведение итогов)

Учитель: (Слайд 63-67) 

·        С какими инструментами мы познакомились?

·        Какой из них струнный, какой духовой?

·        Кто их создал? (Мастера)

·        Назовите произведения, которые вы слушали?(Шутка, Мелодия, симфония)

·        Назовите авторов этих произведений? (Бах, Глюк, Кикта)

Учитель: Ребята, скажите, что больше всего вам сегодня понравилось и запомнилось? Чем мы сегодня занимались? Что у нас получалось хорошо, а что не очень? Довольны ли вы сегодняшней работой на уроке?
(ответы детей)

(Слайд 68) 


 

Урок №11 «Музыкальные инструменты: флейта, арфа»

Урок №11 «Музыкальные инструменты: флейта, арфа»

Ход урока 1. Организационный момент

Ход урока 1. Организационный момент

Один конец зажал он, в другой конец подул

Один конец зажал он, в другой конец подул

Учитель: Послушайте, как звучит этот инструмент

Учитель: Послушайте, как звучит этот инструмент

Учитель: Играли на арфе и кончиками пальцев, как сегодня, и длинными ногтями, и специальными пластиночками

Учитель: Играли на арфе и кончиками пальцев, как сегодня, и длинными ногтями, и специальными пластиночками

Замедляемся совсем (замедляя шаг)

Замедляемся совсем (замедляя шаг)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024