Конспект урока в 4 классе
Тема: Что за прелесть эти сказки!
Цели:
ü обобщить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина,
ü закрепить навыки анализа музыкальных произведений (обращая особое внимание на динамику внутреннего развития музыки);
ü способствовать формированию познавательной активности и интереса в процессе изучения учебного материала;
ü формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.
Музыкальный материал:
ü Симфоническая картина « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова»;
ü Ю.Ким, В.Дашкевич «Приходите в гости к нам» плюс и минус;
Ход урока:
1. Орг. момент.
Тихо,
тихо рядом сядем.
Входит музыка в наш класс!
Ну-ка тише! Что мы слышим?
Учитель: (Слайд 1) Посмотрите видеофрагмент и скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Просмотр видеофрагмента «Сказки»
Учитель: А что же за тема у нас будет сегодня на уроке, мы узнаем, если разгадаем кроссворд: читать нужно по кругу: по ходу часовой стрелки, пропуская всё время 2 буквы. (Слайд 2).
Учитель: (Слайд 3) Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!»
2. Постановка цели урока.
Учитель: (Слайд 4) И сегодня мы откроем страничку, посвященную сказкам Пушкина, которые вдохновили композиторов на создание своих прекрасных музыкальных сочинений.
Учитель: (Слайд 5) Отгадайте, о какой сказке пойдет сегодня речь.
Просмотр видеофрагмента «Три девицы»
Учитель: (Слайд 6) «Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Учитель: (Слайд 7) В 1899 г. Н.А. Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта, перед гением которого Римский-Корсаков преклонялся.
Учитель: (Слайд 8) Напомните мне, что такое опера? (Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют)
Учитель: (Слайд 9) В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор создал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что происходит. Римский – Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете сегодня в этом убедиться.
(Слайд 10) Физминутка
Учитель: (Слайд 11) Композитор Н.А. Римский – Корсаков назвал произведение к сказке Пушкина "Три чуда".
О каких чудесах идет речь?
Учитель: (Слайд 12) Сейчас мы попробуем узнать, какое чудо рисует в музыке композитор.
Чудо первое. (Слушание, отгадывание)
Белочка (Слайд 13)
Учитель: Какую русскую народную песню использовал Н.А. Римский-Корсаков в этом фрагменте? («Во саду ли, в огороде»).
Учитель: Изменяется ли сама мелодия песни? Как? (Постепенно, все ярче, все затейливее звучит песенка. Она звучит в сопровождении музыкальных инструментов оркестра. Каждый раз по-новому, с украшениями. Такой прием называется – вариация).
Учитель: (Слайд 14) Сейчас мы попробуем узнать, какое чудо рисует в музыке композитор дальше.
Чудо второе. (Слушание, отгадывание)
Учитель: (Слайд 15) Тридцать три богатыря.
- Что вы услышали в этой музыке?
- В оркестровом сопровождении слышится грозный шум, кипенье морского прибоя, и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.
Занесите в таблицу свои рассуждения.
- «Богатыри» - маршевый характер, литавры, духовые инструменты передали богатырскую поступь.
В третий раз зовет трубный клич.
Учитель: (Слайд 16) Сейчас мы попробуем узнать, какое чудо рисует в музыке композитор дальше.
Чудо третье. (Слушание, отгадывание)
Учитель: (Слайд 17) Третье чудо – Прекрасная Царевна-Лебедь.
Учитель: « Царевна – Лебедь» - песенный характер, скрипка, арфа, гобой.
Лебедь – существо, наделенное знанием совершения всех явлений мира. Оттого она и птица вещая и девица красная
Итог урока мы подведем необычным способом разгадаем кроссворд:
Слайд 10. (Молодцы!)
Вот и всё. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится.
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотим мы
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
Исполнение песни «Приходите в гости к нам!»
Учитель: Итак, знания, полученные на уроке, помогут нам в дальнейшем осознанно и умело анализировать музыкальные произведения, а следовательно, помогут стать музыкально образованными людьми.
- Спасибо, молодцы, вы были внимательными слушателями.
- Дома вы попробуете изобразить красками то, что изобразил Н.Римский- Корсаков музыкой. Нарисуйте рисунок к наиболее вам понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда». И в презентации вместо иллюстраций знаменитых художников могут оказаться ваши работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.