|
|
|
|
Тема |
Образцы скорби и печали в религиозной музыке |
Цель урока: |
Развитие музыкальной культуры учащихся. |
Задачи урока: |
|
Образовательные |
Углубить понимание особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров ; Углубить знания о понятиях - кантата, реквием; Формировать навыки самостоятельности и целеполагания: Познакомить с новым музыкальным произведение Джованни Перголези «Стояла мать скорбящая»; Показать взаимосвязь музыки с литературой, изобразительным искусством, историей; |
Развивающие |
Развитие творческого потенциала: вокальных данных, творческого воображения; Обогатить эмоциональный опыт учащихся восприятием музыкальных образов скорби и печали в религиозной музыке. |
Воспитательные |
Воспитывать эстетический вкус учащихся; Воспитывать чувства сопереживания коллективному успеху; |
Тип урока |
урок изучения нового материала |
Форма урока |
урок - практическая работа |
Методы |
Беседа, обсуждение |
Оборудование |
Компьютер, экран, презентация. |
Учебно-дидактическое обеспечение |
И.С. Бах «Токката и фуга ре минор», Джованни Перголези «STABAT MATER» 1ч., Непоседы «Быть человеком»
|
Ход урока |
|
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности |
|
Вход в класс. Приветствие. Распевка. |
|
2. Актуализация ранее усвоенный знаний и умений |
|
И так внимание. Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент. Постарайтесь ответить на вопросы. Звучит «Токката и фуга ре минор Баха» Знакомое ли произведение? Кто автор? Как называется? Какой музыкальный инструмент? Какой склад музыки? Что такое полифония? Какой характер музыки?
Дети пишут в тетрадях ответы. Проверить выборочно, написали. 3. Формирование новый знаний и умений (постановка учебной задачи) А эпиграфом нашего урока я взяла строки поэта Красова: Я плачу: слезы эти святы, То дань Творцу от сердца моего За радости мои, за горе и утраты, По гласу вечному закона Твоего. Как вы думаете какой будет тема сегодняшнего урока? Сегодня тема нашего урока: «Образы скорби и печали» А чего бы вы хотели от сегодняшнего урока, какие задачи вы хотели бы решить на нашем уроке? |
|
Дети называют: - узнать новое - разучить песню - послушать музыку - получить хорошую оценку Я поняла ваши пожелания, спасибо. Я запишу ваши пожелания, и мы отправимся в путь в Западную Европу. 4. Открытие нового знания Сегодня мы познакомимся с новым композитором, чьё имя никогда не звучало у нас в классе. Это итальянский композитор Джованни Батиста Перголези. 1710-1736 гг. Родился 4 января в городе Йези, в Италии. О его родителях, о его детстве, вообще о его личной жизни почти ничего не известно. В 13 лет Перголези поступил в неаполитанскую консерваторию — приют для детей бедняков, в котором основное внимание при обучении уделялось музыке, так как город нуждался в церковных певчих. Тогда же он начинает сочинять музыку. В конце жизни Перголези пишет в основном духовную музыку. Самое известное произведение композитора - кантата Stabat Mater, которую он написал незадолго до смерти. Есть легенда, что композитор написал этот гимн, потому что любимая им девушка умерла в монастыре – её родители не дали согласия на её брак с Перголези. Создавая эту музыку, композитор смотрел на изображение Мадонны, которое было очень похоже на его умершую возлюбленную. За сочинением этой музыки он умер сам. Перголези скончался в 1736 году в возрасте 26 лет. Произведение становится заупокойной мессой по самому композитору.
А произведение называется «STABAT MATER», ЧТО ОЗНАЧАЕТ «Стояла мать скорбящая» Жанр этого произведения – КАНТАТА Давайте вспомним, что такое кантата.
Слово итальянское , переводиться сапtаrе – петь.
Кантата - это многочастное произведение для хора, оркестра и солистов.
У Перголези это камерное произведение, так как кантата написана для женского (детского) хора, струнного квартета, контрабаса и органа. В ней 13 частей.
1 часть кантаты связана со скорбным, трагическим образом матери Иисуса Христа – Девы Марии, стоящей перед телом распятого на кресте сына.
Сейчас мы будем слушаем 1 часть. Определите характер музыки, и средства выразительности
Слушаем «STABAT MATER» 1 часть
Анализ прослушанной 1 части: Ощущение неторопливого шага передается мерной поступью басов. В звучании струнных слышны вздохи. Минорный лад придает краски трагичности. В вокальной партии – напевная мелодия со скорбными интонациями.
А сейчас взгляните на репродукции картин итальянских художников - Микеланжело - Пьета и Майоль - Скорбь. Что общего в музыке и живописи?
Тема трагизма, скорби.
Вывод: композитор и художник - воплощают мир человеческих переживаний – душевное смятение, умиротворенный покой, глубину горя и страданий человека.
5. Вокально-хоровая работа -Ребята, предлагаю вам приступить к разучиванию песни из репертуара гр. «Непоседы» «Быть человеком» Показ песни. Анализ мелодии и текста. Разучивание песни методом «эхо» Исполнение 1 куплета с аккомпанементом.
6. Подведение итогов урока Молодцы! И так давайте подведем итог урока. Учитель обращает внимание на задачи, урока. Все ли мы задачи урока выполнили?
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.