Конспект урока музыки: «Можем ли мы услышать живопись». 5 класс.
Тема урока: «Можем ли мы услышать живопись»
Тип урока: интегрированный.
Цель урока: формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.
Образовательные задачи:
1) формирование умения устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности тем, идей, художественных образов;
2) формирование навыков музыкально ориентированной полихудожественной деятельности.
Воспитательная задача: способствовать становлению целостного мировосприятия, позитивного отношения к искусству, в том числе инновационному.
Развивающая задача: развивать воображение учащихся (т.е. способность создавать собственные художественные образы, мыслить ими).
Материальное обеспечение: фортепиано, ноутбук, проектор, экран (или телевизор с DVD-плеером), репродукции картин, аудиозаписи.
1 этап. Начало урока, настройка на урок (3 мин).
Вход в класс под музыку К. Дебюсси «Празднества» (ноктюрн).
2 этап. Разминка (7 мин).
Используется прием «Интеллектуальная разминка» (опрос по базовым вопросам):
1. В каких произведениях - музыкальных, поэтических, изобразительного искусства – отражена богатырская тема?
2. Произведения каких композиторов можно считать «музыкальными портретами»?
3. Какие произведения, рисующие музыкальными средствами картины природы, вы изучали на уроках искусства?
3 этап. Распевание (10 мин).
Работа с темой инструментального произведения – «Канцоны» Франческо да Милано. Данное произведение предлагается сопоставить с картиной М. Караваджо «Лютнист».
Учитель: «Посмотрите на картину Микеланджело Караваджо «Лютнист». Какое настроение музыканта передает художник? Есть ли в ней контрастные краски?»
Учащиеся: «Настроение лютниста - мечтательное, лирическое, вдохновенное. Общий темный фон картины контрастирует с теплыми, пастельными тонами одежды музыканта».
Выделяется главное: если внимательно всмотреться в произведение изобразительного искусства, можно внутренним слухом услышать ту или иную музыку (не обязательно конкретное музыкальное произведение, а музыкальное звучание вообще, с тем или иным звучанием).
Учитель: «На чем акцентирует внимание зрителей художник?»
Учащиеся: «Главный акцент художник делает на лице, выражении глаз, губ. Внимание останавливается и на руках музыканта, лютне, сборнике нот».
Учитель: «Послушайте «Канцону» Франческо да Милано. Соответствует ли музыка настроению, выраженному художником в картине?»
(Учащиеся слушают «Канцону» из сюиты для лютни Ф. да Милано)
Учащиеся: «Эта инструментальная пьеса звучит спокойно, напевно, проникновенно. Она созвучна общему настроению, выраженному художником Караваджо в картине «Лютнист».
Учитель: «Верно. Отмечу, что канцоной в эпоху Возрождения называли многоголосную вокальную пьесу, близкую по характеру народной песне. В XVI веке появились инструментальные канцоны. Так стали называть инструментальные пьесы с «песенной» мелодией».
(Мелодия «Канцоны» пропевается на слог «лю»).
4 этап. Хоровое пение (10 мин).
Разучивание песни А. Дольского «Велосипед» (если песня уже знакома учащимся – ее исполнение с несложной оркестровкой, например, с импровизацией проигрышей).
Непринужденно льющаяся, красивая мелодия песни нравится школьникам. Основная трудность заключается в необходимости сохранять напевность, стремясь, как это делает автор, петь стремительно, ярко, четко произнося слова.
Поэтому начинать разучивание следует с медленного пропевания мелодического рисунка.
Необходимо отдельно проработать паузы между фразами, которые позволяют взять дыхание. Ярких контрастов в мелодии, темпе, динамике нет. Тем не менее, исполнение мелодии затрудняет ее прихотливый рисунок, стиль – напоминающий зарисовку настроения (импрессионизм!) этюд, набросок.
Исполнение требует гибкости голоса, тонкой нюансировки при подвижном темпе. Разучивание должно быть подготовлено специальными упражнениями на основе мелодики песни.
В работе над песней важно заинтересовать ребят ее содержанием, помочь им почувствовать легкий юмор текста («раму мне одолжи, Сёра, остальное лежит в сарае…»).
Понимание содержания песни, которому способствует демонстрация репродукций картин названных в поэтическом тексте художников, поможет выразительному исполнению.
5 этап. Слушание музыки (10 мин).
Используется прием «Предлагаемые обстоятельства».
Настройка на восприятие картины «Соната моря. Финал»: «Давайте представим себя отважными мореплавателями. Путешествие на далекий остров нашей мечты полно опасностей. Представьте себе, что мы несемся на всех парусах по бурному морю. С каждой новой волной оно становится более зловещим. В лицо летят соленые брызги. Сердце сжимается в тревоге: что ждет нас за темнеющим горизонтом? Солнце ли просвечивает сквозь толщу воды или это янтарь – сокровища морского царя – влечет своим блеском?»
Происходит знакомство с новыми для детей явлениями – цветомузыкальным слухом (А. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, В. Кандинский) и композиционным видением музыки (М. Чюрлёнис).
При анализе картин из цикла «Соната весны» сопоставляются композиционное решение и цветовая гамма с формой, темповыми контрастами, звуковым колоритом классической сонаты (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен).
Кульминация урока: озвучивание рисунка (прием «Фантазии в материале»). Например, передать голосом, игрой на инструментах и звучащими жестами (хлопки, притопы, щелчки и др.) «партитуру» рисунка «Зимний лес» Александры Габайдуллиной, учащейся 1 класса.
6 этап. Контроль (3 мин).
Ответы на вопросы, представленные в мультимедийной презентации:
1. Какой части классической сонаты соответствует картина Микалоюса Константинаса Чюрлениса из цикла «Соната пирамид»? Аргументируйте свой ответ.
2. Как вы думаете, обладал ли композитор Александр Николаевич Скрябин, который стремился создать цветомузыкальную мистерию, особым чувством музыки?
3. Согласны ли вы с художником Василием Кандинским, что тембры музыкальных инструментов можно передать разными цветами, оттенками?
7 этап. Домашнее задание (1 мин): Выполнить и принести на следующий урок собственные рисунки для озвучивания.
8 этап. Конец урока (1 мин): Выход из класса под музыку М. Чюрлёниса - симфоническую поэму «Море».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.