Конспект урока музыки на тему «Музыкальный ритм болеро» (6 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный ритм болеро» (6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
искусство +1
6 кл
01.12.2020
Конспект урока музыки на тему «Музыкальный ритм болеро» (6 класс)
Аналитическое занятие по танцевальному жанру болеро. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 2 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — определение взаимосвязей между музыкой танца, движениями, картинами с изображением танца, стихотворением о танце. Личностные: — осознание танца как вида отдыха, общения, творчества и самовыражения людей. Предметные: — умение определять специфические черты болеро, назвать и охарактеризовать их.
6 кл_Урок 13_Ритм болеро.docx

Урок 13. Музыкальный ритм болеро

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— определение взаимосвязей между музыкой танца, движениями, картинами с изображением танца, стихотворением о танце.

Личностные:

— осознание танца как вида отдыха, общения, творчества и самовыражения людей.

Предметные:

— умение определять специфические черты болеро, назвать и охарактеризовать их.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по танцевальному жанру болеро.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: А. Асатрян. «Болеро».

Поэзия: Н. Заболоцкий. «Болеро».

Музыка: М. Равель. Болеро (№ 12 аудиоприложения). Песенный материал: Г. Струве, стихи А. Барто. «Бьют там-тамы».

Виды деятельности учащихся:  Сравнение и нахождение связей между стихотворением «Боле­ро», картиной А. Асатряна и музыкой М. Равеля.  Определение специфики танца болеро. Простукивание ритма танца.

Формы педагогического контроля: Контроль коммуникативных универсальных учебных действий учащихся при обсуждении объединяющей роли танца для процесса общения людей. Контроль познавательных универсальных учебных действий — осуществления сравнения, классификации, анализа, синтеза, обобщения, выделения существенных признаков. Контроль личностных универсальных учебных действий — развития чувства прекрасного, эстетических чувств на основе знакомства с танцевальным жанром болеро. Контроль качества пения. Контроль выполнения заданий в учебнике и «Дневнике музыкальных рассуждений».

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Мотивация

И снова музыка звучит:

Песню надо нам пропеть,

РИТМ мы точно простучим.

Главное - всегда успеть!

Исполнение песни Г. Струве «Бьют там-тамы» с простукиванием её ритма (прохлопывание в ладоши).

Вопрос: Что это за музыкальный инструмент такой - там-там?

2.      Актуализация опорных знаний. Сообщение темы. Целеполагание

Игра «Угадай мелодию»: Звучат фрагменты произведений: Штраус. Сказки Венского леса; Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор; Ф. Шопен. Полонез ля мажор.

? Вопросы и задания:

·         Назвать жанры этих произведений.

·         Назвать общие черты, объединяющие музыку этих пьес.

·         В чём их отличие?

Сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке, - «О чём рассказывает музыкальный ритм» и обратимся ещё к одному танцу – болеро: определим специфические черты этого танца и охарактеризуем их, поищем взаимосвязи между музыкой танца, движениями, картиной и стихотворением об этом танце.

Тема урока: О чём рассказывает музыкальный ритм болеро.

3.      Работа по теме

1)      Характерные особенности танца болеро

Болеро — испанский народный танец. Исполняется он как сольный либо как парный танец.

Болеро исполняют обычно в сопровождении гитары и барабана. Одновременно танцующие поют и отбивают ритм на кастаньетах. Кастаньеты – обязательный атрибут этого танца.

 Кастаньеты

Характерным стуком кастаньет отбивают ритм и трёхдольный размер музыки этого танца.

Музыкальный размер Болеро -  3/4. Болеро свойственен умеренный, сдержанный темп.

Ритм болеро сходен с ритмом полонеза: первая доля такта в нём обычно «разбита» на мелкие длительности. Вы сможете убедиться в этом, прохлопав в ладоши данный ритм:

В дни народных праздников болеро танцуют на улицах и площадях; также болеро исполняют на сцене.

2)      «Болеро» Мориса Равеля

Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своём «Болеро» для оркестра М. Равель.

М. Равель — французский композитор-импрессионист, с творчеством которого вы знакомились в прошлом году на примере пьесы «Игра воды».

Композитор интересовался культурой и искусством Испании. У него есть «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра, опера «Испанский час».

Первоначально Равель создавал Болеро для балетной постановки. В 1928 г. пьеса впервые прозвучала как сопровождение танца балерины Иды Рубинштейн. Балет был признан Международной ассоциацией развития танцев шедевром балетного искусства.

Впоследствии Болеро Равеля стало любимым концертным номером в исполнении разных оркестров.

Сам композитор писал о Болеро: «Это — танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причём ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо».

Чёткая ритмическая фигура, отбиваемая малым барабаном с сопровождением альтов и виолончелей пиццикато (не смычком, а щипком), открывает пьесу. Она будет звучать непрерывно на протяжении всего балета. Извилистая мелодия, переходя от инструмента к инструменту, приобретает всё большую мощь. Неуклонное оркестровое нарастание приводит к сияющей кульминации в конце, после которой всё резко обрывается.

Прослушайте «Болеро» М. Равеля. Во время прослушивания обратите внимание на звучание кастаньет. Также обратите внимание на повторяющуюся ритмическую фигуру в басу, на продолжительность неторопливо вьющейся мелодии, которая в начале пьесы звучит тихо (pp).

А) Слушание. Музыкальный анализ

·         Что привнесло в восприятие музыки звучание кастаньет?

·         Охарактеризуй музыкально-выразительные средства:

Мелодия - …

Ритм - …

Темп - …

Динамика - …

Настроение - …

Прослушайте вновь произведение Равеля и прохлопайте ритм болеро, чтобы ещё раз убедиться в сходности ритмов болеро и полонеза.

Б) Повторное прослушивание (с прохлопыванием ритма)

3)      Болеро в литературе

Постижение Равелем национального духа испанского танца было столь точным, что имя Равеля – французского композитора – до сих пор связывается с Испанией.

Так, русский советский поэт Николай Заболоцкий, посвятивший своё стихотворение «Болеро» замечательному творению французского мастера, намеренно называет Равеля «испанцем». И это звучит как высшая награда!

Итак, Равель, танцуем болеро!

Для тех, кто музыку не сменит на перо,

Есть в этом мире праздник изначальный -

Напев волынки скудный и печальный

И эта пляска медленных крестьян...

Испания! Я вновь тобою пьян!..

Но жив народ, и песнь его жива.

Танцуй, Равель, свой исполинский танец,

Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!

Вращай, История, литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О, болеро, священный танец боя!

Н. Заболоцкий. Болеро. 1957 г.

«Испанец» Равель в этом стихотворении Заболоцкого предстаёт как музыкант, сумевший, подобно истинному испанцу, войти в стихию испанских народных ритмов, плениться их завораживающей красотой и поднять скромный крестьянский танец на пьедестал общечеловеческого восхищения.

4)      Полёт в просторах подсознания (Болеро в живописи)

Ашот Асатрян. Болеро

 (640x423, 101Kb)

На первый взгляд художник в своих работах ведёт со зрителем некую игру, напоминающую головоломки, в которых по-разному фокусируя взгляд, можно рассмотреть несколько разных изображений. Сначала нам вроде бы предлагается насладиться абстрактными формами, отвлёченно-чувственными. Но стоит только заметить закамуфлированный под абстракцией реальный «прототип», как глянцевая красота рассеивается и объекты обретают совсем другой смысл.  

Конечно, адекватное восприятие картин требует внимательной настройки взгляда, позволяющей видеть оба образа – абстрактный и конкретный. Ашот Асатрян - художник, который, в каком-то смысле, прославляет сладкий, абстрактный сон о мире. 

«Моя живопись, - говорит Ашот Асатрян, - никогда не располагает к бурным овациям, потому что она, как правило, заканчивается, уходя, куда-то вверх, и как правило, после просмотра моих работ наступает тишина. Тишина для раздумий…»

Работы художника выразительны и многозначны. В его работах чувствуется энергия исполнения, привлекательность фактуры. Такая живопись вызывает гамму различных эмоциональных и интеллектуальных реакций. Образы словно растягиваются по поверхности холста. Он нашёл свою форму отображения современной жизни. стиль Ашота Асатряна - переплетение многозначности и завершённости, близости и бесконечности.

https://artnow.ru/img/986000/986560M.jpg  А. Асатрян. Испанский мотив

https://artnow.ru/img/986000/986563M.jpg  А. Асатрян. Фламенко

4. Углубление в тему. Морис Равель – французский композитор

https://avatars.yandex.net/get-music-content/33216/18eda673.p.7046/m1000x1000?webp=false  М. Равель

Из автобиографии Равеля, записанной с его слов другим французским музыковедом и композитором - Ролан-Манюэлем:

«Я родился 7 марта 1875 года в Сибуре. (…) Мои родители переселились в Париж, когда мне было три месяца. С тех пор я жил там постоянно.

Ещё маленьким ребёнком я был восприимчив к музыке – ко всякой музыке. Мой отец, более сведущий в этом искусстве, чем большинство любителей, стал с ранних лет развивать у меня эти наклонности и поощрять моё усердие.

В возрасте шести лет, минуя сольфеджио, которое я так никогда и не проходил, я начал обучаться игре на рояле. Моими учителями были Анри Гиз, затем М. Шарль-Рене, с которыми я впервые стал заниматься гармонией, контрапунктом и композицией.

В 1889 году я поступил в Парижскую консерваторию... в класс рояля. (…)

Мои первые сочинения, оставшиеся неизданными, относятся приблизительно к 1893 году… (Серенада для рояля «Гротеск»; Баллада о королеве, умершей от любви).

В 1895 году я написал мои первые опубликованные произведения: «Старинный менуэт» и «Хабанеру» для рояля. (…)

В 1897 году (…) я поступил в класс композиции Габриеля Форе. (…)

К этому времени относится моя неизданная и незаконченная опера «Шехеразада», в которой очень сильно сказалось влияние русской музыки. Я участвовал в конкурсах на Римскую Премию в 1901 году (когда мне присудили вторую большую премию), затем в 1902 и 1903 годах. В 1905 году я - по решению жюри - не был допущен к заключительному туру конкурса.

В «Игре воды», появившейся в 1901 году, впервые проявились те пианистические новшества, которые в дальнейшем были признаны характерными для моего стиля. Эта пьеса, навеянная шумом воды и другими музыкальными звуками, слышными в фонтанах, водопадах и ручьях, построена на двух темах, подобно сонатному аллегро, хотя и не следует классическому тональному плану.

В моем фа-мажорном квартете (1902 – 1903) определённая структура музыкального произведения была ещё, быть может, не полностью осуществлена, но замысел её выступает в нём гораздо более чётко, чем в предыдущих моих сочинениях. «Шехеразада», близкая по духу музыке Дебюсси, относится к 1903 году. В ней я подчинился обаянию Востока, которое ещё в детстве глубоко захватило меня.

«Отражения» (1905) представляют собой цикл фортепианных пьес; в них заметна настолько значительная эволюция моего гармонического языка, что она озадачила даже тех музыкантов, которые лучше других воспринимали мою музыку.

«Грустные птицы» – вторая  пьеса цикла – была  написана раньше других и является, на мой взгляд, наиболее для него типичной: в знойные часы летнего полудня птицы дремлют в оцепенении, укрывшись в тёмной чаще леса.

После цикла «Отражения» я сочинил Сонатину для рояля и «Естественные истории». Ясный и точный язык, глубокая затаённая поэтичность произведения Жюля Ренара давно привлекали меня. Его текст подсказал мне форму своеобразной музыкальной декламации, тесно связанной с интонациями французской речи. (…)

«Естественные истории» подготовили меня к сочинению «Испанского часа» -  музыкальной комедии на текст г-на Франк-Ноэна, которая является не чем иным, как своего рода музыкальным разговором. Основной замысел этого произведения – возрождение жанра оперы-буфф.

«Матушка-Гусыня» - цикл детских пьес для рояля в 4 руки - относится к 1908 году. Намерение воссоздать в этих пьесах поэзию детства заставило меня, естественно, обратиться к более упрощённой и облегчённой манере письма. Впоследствии я использовал эту музыку для балета (…). Цикл «Матушка-Гусыня» был написан (…) для моих юных друзей Мими и Жана Годебских.

«Ночной Гаспар» - пьесы для рояля по Алоизиусу Бертрану – три романтические музыкальные поэмы, требующие от исполнителя большой виртуозности.

Название «Благородные и сентиментальные вальсы» само говорит о моём намерении создать цикл вальсов вроде шубертовского. Виртуозность – основа «Ночного Гаспара» - сменяется здесь прозрачным письмом, подчёркивающим гармонию и выявляющим мелодический рисунок.  (…)

«Дафнис и Хлоя», хореографическая симфония в трёх частях, была заказана мне Сергеем Дягилевым, директором Русского балета. Сценарий её принадлежит Михаилу Фокину, балетмейстеру прославленной труппы. В этом сочинении я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века. Это произведение построено симфонически, по строгому тональному плану на нескольких темах, развитием которых достигается единство целого. Начатый в 1907 году, «Дафнис» несколько раз переделывался, особенно его финал. Первая его постановка была осуществлена Русским балетом. (…)

«Три вокальные поэмы на стихи Малларме»: я хотел передать в этой музыке особенности поэзии Малларме и прежде всего свойственную ему изысканность и глубину. «Изгибы крупа и прыжка» - самый странный, чтобы не сказать «непостижимый» из сонетов Малларме.  (…)

 В начале 1915 года я вступил в ряды армии, вследствие чего моя музыкальная деятельность была прервана до осени 1917 года, когда я был освобождён от военной службы. Тогда я закончил «Надгробие Куперену». Оно посвящено в действительности не столько самому Куперену, сколько французской музыке XVIII века.

После «Надгробия Куперену» состояние моего здоровья некоторое время не позволяло мне сочинять. Вновь вернувшись к занятиям композицией, я написал «Вальс», хореографическую поэму, идея которой зародилась у меня ещё до «Испанской рапсодии», Я задумал это произведение как своего рода апофеоз венского вальса, который поглощается всё нарастающим сокрушительным вихрем. Этот вальс рисуется мне в обстановке императорского дворца примерно в пятидесятых годах прошлого столетия. Произведение это, задуманное мной, прежде всего как хореографическое, было до сих пор поставлено только на сцене Антверпенского театра и в балете госпожи Рубинштейн.

Соната для скрипки и виолончели была написана в 1920 году, когда я поселился в Монфор-л'Амори. Я считаю, что эта соната знаменует поворот в моём творчестве. Лаконизм письма доведён в ней до предела. Полный отказ от обаяния гармонии ради преобладания мелодии.

Совсем иного плана «Дитя и волшебство», лирическая фантазия в двух действиях, в которой преследуются, однако, те же цели. «Цыганка» – виртуозная пьеса в духе венгерской рапсодии.

«Мадагаскарские песни» вносят, мне кажется, новый драматический элемент, подсказанный самим содержанием песен Парни. Это своего рода квартет, в котором голос играет роль главного инструмента.

В 1928 году по просьбе госпожи Рубинштейн я сочинил «Болеро» для оркестра. Это танцевальная музыка, которая должна исполняться в ровном, умеренном темпе; она построена на упорном повторении одной и той же мелодии и гармонии, однообразный ритм которых всё время отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия в нем – это все нарастающее оркестровое crescendo».

5. Рефлексия

https://pbs.twimg.com/media/D9aGYZuW4AEvaY2.jpgРасположи предложенные картины в порядке их звучаще нарастающей динамики:

 

 

 

 

Анри де Тулуз-Лотрек. Марсель Лендер, танцующая болеро в оперетте «Хильперик». 1895 г.

 

 

 

 

 

 

 

Эдгар Дега. Танцовщица на сцене. 1878 г.

 

https://i.pinimg.com/736x/17/41/e8/1741e8ce3e5d03ddc56beb1c1e2b5076--spanish-dancer-edouard-manet.jpg Эдуард Мане. Испанский танец

 Эдуард Мане. Испанский балет. 1862 г.

6. Итог урока

Каждое музыкальное произведение, каждая известная песня обязательно написана в каком-нибудь определённом размере. Однако заданный размер очень редко совпадает с ритмическим рисунком музыки, который намного богаче и разнообразнее простой метрической пульсации.

7. Вопросы и задания

1)      В чём причина столь сильного воздействия музыки «Болеро» М. Равеля? Только ли ритм участвует в создании музыкального образа этого произведения?

2)      В чём заключается специфика жанра «болеро»?

3)      Что привносит в восприятие музыки «болеро» звучание кастаньет?

4)      Как ты думаешь, почему из всех музыкальных жанров именно танцы отличаются наибольшей ритмической характерностью?

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Музыкальный метр. Музыкальный размер. Болеро. Импрессионизм.


 

Урок 13. Музыкальный ритм болеро

Урок 13. Музыкальный ритм болеро

Актуализация опорных знаний. Сообщение темы

Актуализация опорных знаний. Сообщение темы

Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своём «Болеро» для оркестра

Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своём «Болеро» для оркестра

Итак, Равель, танцуем болеро!

Итак, Равель, танцуем болеро!

На первый взгляд художник в своих работах ведёт со зрителем некую игру, напоминающую головоломки, в которых по-разному фокусируя взгляд, можно рассмотреть несколько разных изображений

На первый взгляд художник в своих работах ведёт со зрителем некую игру, напоминающую головоломки, в которых по-разному фокусируя взгляд, можно рассмотреть несколько разных изображений

Углубление в тему. Морис Равель – французский композитор

Углубление в тему. Морис Равель – французский композитор

Дебюсси, относится к 1903 году

Дебюсси, относится к 1903 году

Изгибы крупа и прыжка» - самый странный, чтобы не сказать «непостижимый» из сонетов

Изгибы крупа и прыжка» - самый странный, чтобы не сказать «непостижимый» из сонетов

Эдгар Дега. Танцовщица на сцене

Эдгар Дега. Танцовщица на сцене

Итог урока Каждое музыкальное произведение, каждая известная песня обязательно написана в каком-нибудь определённом размере

Итог урока Каждое музыкальное произведение, каждая известная песня обязательно написана в каком-нибудь определённом размере
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2020