Урок литературы 6а______6б_______ Шедогубова Е.А.
Тема: А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Смысл названия рассказа
Цель урока: создать условия для ознакомления с личностью ученого Н.И.Пирогова, отслеживать судьбы героев, определения проблемы гуманного отношения к личности, закрепления знаний о рождественском рассказе как жанре и его особенностях; способствовать формированию представления о Куприне как талантливом русском писателе.
Задачи:
· образовательная – продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения
· развивающая - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности.
· Воспитательная – воспитывать настойчивость в достижении цели и умение отстаивать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя произведение, учащиеся проникаются пониманием того, что нам хотел сказать автор.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Ход урока
Оргмомент. |
Учитель проверяет подготовку класса к уроку, проверяет отсутствующих. |
Постановка цели и задач урока |
- На прошлом уроке мы говорили о том, какая мысль дорога автору в рассказе «Чудесный доктор», какие реальные события, жизненные проблемы легли в основу рассказа. Мы пришли к выводу о том, что такие понятия, как Милосердие, Сострадание, Сочувствие не имеют фамилии. Готовность прийти на помощь вырабатывается всей жизнью человека. Как вовремя понять, увидеть того, кому нужна помощь? - Итак, проанализировав вышесказанное, давайте определим цели урока. |
Работа над темой урока |
-Кто они, герои рассказа «Чудесный доктор»? - В какой ситуации мы впервые встречаемся с братьями Гришей и Володей? - Почему мальчуганам трудно было оторваться от «этого очаровательного зрелища?» -В каком ином мире живут мальчуганы? -Какие слова в описании жилища помогают понять тяжелое положение семьи? - Известен ли кому-нибудь из вас запах нищеты? В каком произведении такая же проблема? - Кто из героев вызывает больше сочувствия? Почему? - Как семья оказалась в бедственной ситуации? - Как члены семьи выходят из положения?
2.Чтение по ролям фрагмента «Разговор с матерью» - Итак, мы знаем, что мать просила сыновей передать письмо бывшему хозяину мужа. Мальчуганы возвратились домой - Какие события произошли? - Опишите портрет отца - Что предпринял Мерцалов, чтобы изменить ситуацию? - Какой выход из ситуации вы могли бы предложить Мерцалову как отцу трех детей?
3.Чтение по ролям фрагмента «Встреча с незнакомцем» - Какие перемены к лучшему стали происходить с Мерцаловыми после слов: «Может быть вместе придумаем что-нибудь для вас?»? - Каким человеком оказался незнакомец?
-Что значит быть бескорыстным?
4.Словарная работа Бескорыстие – нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает более о других, чем о себе. - Как автор ненавязчиво передает свое отношение к незнакомцу, какими словами называет его? Благодетель-лицо, оказывающее кому-либо покровительство, помощь, услугу. - Как Мерцалов все же узнал имя «Чудесного доктора»?
|
Физминутка. |
|
Рефлексия. Оценки за урок.
|
Прием «Микрофон» Продолжите фразу: - Быть «чудесным доктором» – это значит..? - Чудо – это… - А главное- … - Милосердие я понимаю так…. - Рассказ заставил меня задуматься…. -С чем познакомились?
Выставление и комментирование оценок. |
Домашнее задание.
|
стр. 16 «Совершенствуем свою речь» устно |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.