Урок литературы 6а______6б_______ Шедогубова Е.А.
Тема: Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Проблематика повести
Цели: учить анализировать прочитанные главы повести с целью выявления мотивов и причин поступков героев; развивать речь через ответы на вопросы, память, внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам.
– Коротко передать содержание главы.
– Почему Карл Иванович был не в духе? («…теперь дети большие стали, им надо серьезно учиться… Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность?».)
– Каковы отношения у Карла Ивановича
с отцом главного героя?
(«Я знаю, чьи это шутки… говорить правду…».)
– Как воспринимает услышанное Николенька? («…Я был расстроен, что решительно ничего не мог делать». От слез и рыданий не смог произнести диалог и был наказан, хотя Карл Иванович понимал несправедливость наказания.)
– Как характеризуют героя его раздумья о Карле Ивановиче и отце? ( «Я сочувствовал… между ними согласие».)
III. Работа по теме урока
Слово учителя
Трилогия была создана с целью рассказать обо всех этапах становления личности простого русского человека.
Многие проблемы, поднятые в повести, не теряют свою актуальность до сегодняшнего дня.
1. Проблема потери близкого человека. Утрата одного из родителей всегда особенно остро переживается детьми. Ярко показана тоска сына по матери и ощущение им своего сиротства. Звучит мысль о необходимости поддержки в семье в такие моменты.
2.Проблема подверженности ребенка дурному влиянию. Хорошие дети могут совершать дурные поступки, подражая сверстникам. Здесь важно внимательное отношение родителей к ребенку, чтобы избежать негативного вмешательства в правильное воспитание.
3.Проблема выбора своего пути в жизни. Ребенок может часто сомневаться в своем выборе, не понимать что есть добро и зло, с кем он хочет дружить. Пока формируется его личность, он будет сомневаться при каждой необходимости совершать выбор.
Главная
тема произведения — внутренний мир ребенка.
Первое произведение будущего великого писателя
поразило читателей глубоким анализом детской психологии. Толстой очень искренно
и правдиво описывал свои наивные чувства и переживания.
Чтение глав 26-27 (комментирование первой проблемы, поставленной в повести)
IV. Подведение итогов
Слово урока
Центральная проблема повести — постепенное вхождение ребенка во взрослый мир. Толстой выделяет наиболее знаковые этапы этого процесса: детское восприятие и постижение отношений между взрослыми людьми, первая дружба и первая любовь, столкновение со смертью близкого человека. (ЗАПИСАТЬ)
Домашнее задание: прочитать главу 19 повести «Детство» Л.Н. Толстого (интернет)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.