Конспект урока «Написание контрольного изложения с творческим заданием»

  • doc
  • 18.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 58-59.doc

Урок № 58-59

10А от  04.02.

            04.02.

10Б от 04.02.

            04.02.

10В от 04.02.

            04.02.

2020

 

Тема

Р.р. №9-10 Написание контрольного изложения с творческим заданием

 

Цель урока:

познакомить учащихся с различными видами творческих заданий в изложении текстов; развивать навык написания изложения с творческим заданием.

 

Задачи:                                                                                                                      

 

предметные:

написать изложение с творческим заданием.

 

метапредметные:

развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность и самостоятельную деятельность; формировать потребности выражать собственное мнение;

 

личностные:

воспитывать любовь к родному языку; гордость за творческое наследие А.С.Пушкина, чувство сопереживания за коллектив и личной ответственности за общее дело.

 

Тип урока: открытие нового знания.

 

Методы урока: самостоятельная работа.

 

Технология: встречных усилий.

 

Оборудование: текст изложения

 

ХОД УРОКА

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

  1. Организационный этап

 

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют.  Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

1.     Упражнение 119.

2.     Прочитать слова.

3.     Проверить наличие рабочих папок для подготовки к ЕГЭ.

4.     Написать проверочную работу по заданию 9 ЕГЭ.

Показывают тетради, зачитывают слова.

Пишут проверочную работу.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

 

- Что такое изложение?

- Какие виды изложений вы знаете?

- В чем их отличие? (Сжатое, подробное, выборочное, с творческим задание).

- Что такое творческое задание?

Анализируют, делают выводы.

 

  1. Объявление темы. Постановка  цели, задач. Объяснение плана урока

 

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

 

  1. Актуализация опорных знаний

 

Виды изложений и их классификация.

Изложение общее название работ, связанных с произведением готового, «чужого» текста. Очевидно, что возможности изложения в формировании коммуникативных умений будут успешно реализованы только при условии использования на уроках русского языка разных видов обучающих изложений.

Классификация изложений по трем основаниям:

 

- По цели проведения (обучающие и контрольные);

- По характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);

- По способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения).

Указывается, что изложение, близкое к тексту отличается от подробного тем, что на уроке на ряду с содержанием глубоко анализируется и языковые средства. При этом наиболее образные выражения подчеркиваются, записываются, а затем включаются в изложение.

Изложения «подробные» и «близкие к тексту» решают одну дидактическую
задачу: воспроизвести содержание полно, со всеми подробностями, сохраняя
композицию и используя языковые средства автора текста. Выделение в особую группу изложения с элементами сочинения или изложения с творческими заданиями методически целесообразно, так как эти изложения решают свои, особые задачи и являются переходной ступенькой, «мостиком» между изложением и сочинением.

В методических пособиях и практике работы выделяются и другие основания классификации изложения, например:

- по форме воспроизведения исходного текста (письменные и устные);

- по характеру содержания текста (о школе, о природе, о спорте...);

- по объему текста (рассчитанные на целый урок, изложения - миниатюра);

- изложения с использованием наглядных пособий.

Для практики обучения речи важно выделить наиболее значимые основания классификации, позволяющие выделить специфику, потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию связной речи. Таких оснований два:

1. Способ восприятия текста;

2. Характер его воспроизведения.

По способу восприятия изложения делятся на

- изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (читает учитель или магнитофонная запись);

- изложения, в которых текст воспринимается зрительно,

- изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.

Разные способы восприятия исходного текста (слушания, чтение) обеспечивает формирование «своих» речевых умений. Следует учитывать и специфику каждого способа восприятия. Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего.

По характеру воспроизведения тексты различаются:

1. Изложения подробные (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста).

2. Изложения выборочные (воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определенной темой).

3. Изложения сжатые (передается главное, основное содержание текста, детали, подробности опускаются).

4. Изложения с творческим заданием (изложение предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца - замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей).

Краткий конспект.

 

  1. Работа над темой урока

 

Чтение текста учителем

НАШ ПУШКИН — НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИФ

Сейчас Пушкина читают мало — и это, конечно, плохо. Но неужели в XIX веке его читали больше? Пушкина читали немногие по причине неграмотности большинства жителей России. Но все же именно образованная часть населения всегда определяла вектор культурного развития всего народа. И потом, имя Пушкина было тогда популярным даже в среде людей малограмотных и вовсе не знакомых с его творчеством.

Популярность эта возникла сказочным образом, появился ряд «мифов о Пушкине». Среди неграмотных людей в России бытовали слухи о Пушкине как о народном герое. Говорили, что именно он посоветовал царю освободить крестьян, поскольку царь прислушивался к его мнению. По второй версии, Пушкин умер не на дуэли, а... в темнице, закованный в цепи за стремление освободить крепостных крестьян. Были и совершенно сказочные истории о том, что Пушкин живет в глухом лесу и иногда выходит на опушку, где поет свои то ли стихи, то ли песни. Такой вот образ поющего лешего. Но другие слухи гласили, что Пушкин не леший, а наоборот — Божий угодник.

В советское время, в эпоху всеобщей грамотности, ситуация, разумеется, изменилась. Французским крестьянам и советским колхозникам был задан вопрос: кто самый главный поэт их народа. Ответы русских были просты и очевидны: главный поэт — Пушкин. А у французов главного поэта нации определить не получилось. Поэтому я всегда говорю, что Пушкин — это наш национальный миф. Миф не как сказка, а как сосредоточение важнейших национальных ценностей и смыслов.

Сейчас бытует мнение, что Пушкин устарел и не отвечает чаяниям современного читателя. Причем так думают люди, плохо знающие творчество Александра Сергеевича.

Очень жаль, что современные мальчики и девочки, такие умные, талантливые, могут лишить себя этого бесценного дара — классической русской литературы, которую наше поколение сумело сохранить и пронести сквозь все ужасы истории XX века.

Мне не Пушкина сейчас жалко. Безумно жалко людей, которые растут и живут без него. Потому что они теряют такие ценности, без которых человеку очень трудно оставаться человеком.

298 слов (По В. Непомнящему)

Творческое задание

Дополните текст рассуждением о том, чем для вас является А. С. Пушкин.

Работа с текстом

- Определите тему текста.

- Какую цель ставил автор, создавая текст?

- Каким стилем написан данный текст? (Публицистическим) Докажите это.

- Каков тип текста?

- Назовите микротемы материала.

- Назовите опорные слова предложенного текста.

- Лексика какого типа присуща тексту? (Высокого)

- Почему?

- Выпишите опорные слова и словосочетания

Национальный миф; культурное развитие; популярность; грамотность, сказочные истории, устареть, творчество Александра Сергеевича, классическая литература, бесценный дар, остаться человеком.

- Составьте план к тексту.

Повторное чтение текста учителем.

 

  1. Физминутка

 

Разминка для спины и рук.

Разминка.

 

8.     Рефлексия

 

О чем заставил задуматься урок?

Анализируют, делают выводы.

 

  1. Д/з., оценивание

 

Написать черновик изложения.

Повторить систему частей речи.

Запись в дневник.