Тема: «Обобщение знаний о падежах имён существительных»
Цели:
1. Закрепление знаний о падежах имен существительных;
формирование навыков определения падежа имен существительных по вопросу, предлогу, роли в предложении;
2.Развитие речи учащихся, умение сравнивать и делать выводы;
3.Воспитание аккуратности, взаимовыручки, поддержки, коллективизма.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация, гербы к различным частям речи, “перчатки” с индивидуальным зданием.
Ход урока
I. Организация внимания.
- Я хочу обратить внимание каждого из вас на стихотворение.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Желаю вам удачи на уроке.
2. Словарная работа
Урок русского языка
Тема: «Обобщение знаний о падежах имен существительных»
Цель:
- Запишите в тетради число, классная работа.
- На экране показаны слова: с.рень, те..итория, по..ем, чу . ство, окрес.ность, хру.кий.
- Запишите слова в тетрадь, вставьте орфограмму, выделяя её.
- Проверяем. Оцените себя на полях.(1ош –«4», 2 ош – «3», 3ош- «2»)
- Объясняем написание орфограмм? (один у доски)
-Что вам напоминают, пропущенные согласные буквы и гласная, находящиеся в такой последовательности? (первые буквы в названиях падежей).
- Над чем мы с вами работали прошлые уроки? (падежи имен существительных)
- Сегодня мы будем совершенствовать умения определять падеж имён существительных, а также вспомним все, что знаем о падежах .
- И значит тема нашего урока «Обобщение знаний о падежах имен существительных».
- Если тема урока «Обобщение……»,то какую цель на уроке мы поставим? (обобщить и закрепить знания о падежах существительных)
II. Актуализация ранее изученного.
1.Работа в группах
-Работаем в группах. Составим таблицу падежей с вопросами и дополнительными словами. На парте незаполненная таблица. Её нужно дополнить предлогами, вопросами и словами - помощниками. Берем клей и приклеиваем, все что связано с падежами. Двое работают с интерактивной доской. (Ученики клеят)
-Как не ошибиться в определении В.п. или Р.п. у одушевленных существительных м.р. (подставляем одушевленные существительные ж.р, например лиса, В.п.-у, Р.п.-ы).
- Какой падеж без предлогов не употребляется? (П.п)
- Существительное какого падежа является подлежащим? (И.п.)
-Что значит просклонять существительное? (изменить существительное по падежам).
- Как в предложении определить падеж существительного?
2.Закрепление пройденного материала
1.Устная разминка.
- От теории переходим к практике. (три ученика по карточкам).
-Предлагаю устную разминку . Работая, будьте внимательны. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали…
Как-то
раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному листу!
Лапой – хвать зелёный лист…
Дескать, поиграем.
Закружилась
голова у зелёного листа.
Ветер
вновь с листом зелёным…
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
О других листах зеленых.
- Молодцы!
2. Работа над деформированным предложением.
-Посмотрите на картинку зимнего леса. Чем-то напоминает сказку. И мысленно мы можем попасть туда. И много предложений можно составить по данной иллюстрации. А мы будем работать над деформированным предложением (лес, в, превратился, п.тляет, за.ц, между, ска.ку д.рев.ями, трусливый, а)
- Какое оно простое или сложное?
- Записываем в тетрадь.( Ученик у доски, комментирует, выделяет орфограмму, разбирает синтаксически,)
- Определите падеж существительных.
III Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустите,
Садитесь.
IVРабота с учебником
стр.136упр2
- Читаем задание, выполняем, записываем 7 словосочетаний. Постараемся уложиться за 3 минуты.
V Дифференцированная работа .
- Предлагаю вам выполнить дифференцированную работу с заданиями на карточках.
- Выберите и выполните то задание, с которым, по – вашему мнению, вы сможете справиться.
1.Запиши существительные дом, волк во всех падежных формах с вопросами.
И. п. (________) ____________, ______________
Р. п. (________) ____________, ______________
Д. п. (________) ____________, ______________
В. п. (________) ____________, ______________
Т. п. (________) ____________, ______________
П. п. (________) ____________, ______________
1. Определи падеж имен существительных:
Иду по дороге (_____), говорили о поездке (______), гулял с другом (_____), далеко от города (_____), пришла весна (______), встретил бабушку (______), поймал карася (_______)
2. Найди в тексте имена существительные, укажи падеж.
Земля укрыта огромным белоснежным покрывалом . На белом снегу видны следы рыси. От ёлки к ёлке прыгает шустрая белка.
- Проверьте свои работы. Оцените себя. 1,2ош-«4», 3ош -«3»
Итог урока.
- Подведем итог урока. Итак, какими знаниями нужно владеть, чтобы определить падеж существительного?
( Чтобы узнать падеж имени существительного, нужно хорошо знать падежные вопросы, предлоги, уметь находить слово в предложении, от которого зависит имя существительное.)
VI Рефлексия.
- Вы себя оценивали на трех этапах. Выставляем одну оценку за урок в тетради.
554=5
544=4
443=4
433=3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.