Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе на тему "Звуки [х], [х']. Заглавная буква Х"
Оценка 4.7

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе на тему "Звуки [х], [х']. Заглавная буква Х"

Оценка 4.7
docx
17.01.2021
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе на тему "Звуки [х], [х']. Заглавная буква Х"
Заглавная Х, чтение.docx

министерство образования, науки и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Технологическая карта

урока обучения грамоте (чтение)

Тема. Звуки [х], [х']. Заглавная буква Х.

 

 

Студентки 341 группы

Социально – педагогического отделения

Пантюховой Марии

Место проведения урока:

Школа №  , класс 1 «» (каб.№ )

Дата проведения урока:

15 января 2021 г.

 

ФИО учителя школы:

 

Допуск к проведению занятия:

___________________________

 

 

 

ФИО преподавателя-консультанта:

Баклагина Лариса Владимировна

Допуск к проведению урока:

_______________________

 

 

Сыктывкар, 2021 год.

 

УМК «Школа России»

Учебный предмет:

Класс:

Чтение

1

Цель урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Формировать умение читать плавно по слогам слова с новой буквой и с ранее изученными буквами.

Технологии, методы:

ПДО

Основные понятия, термины:

 

Тип урока:

повторение

Планируемый результаты:

Предметный:

  • Знают и называют новую букву Х, знают ее звучание и графический образ.
  • Знают какой буквой обозначаются звуки [х], [х'], умеют распознавать их в словах.
  • Различают понятия «звук», «буква»
  • Различают согласные и гласные звуки.
  • Умеют различать согласные звуки по твердости – мягкости.
  • Умеют читать с новой буквой слоги, слова, предложения.
  • Умеют определять ударные слоги в словах.
  • Умеют составлять связный текст по картине.
  • Начинают видеть, понимать и сохранять задачи автора.

 

 

Личностный:

  • Выполняют самооценку собственной деятельности.
  • Умеют высказывать свое мнение.
  • Уважительно относятся к высказываниям одноклассников.

Метапредметный:

  • Умеют отвечать на вопросы учителя. (П)
  • Извлекают информацию из иллюстраций. (П)
  • Проводят анализ и синтез языкового материала. (П)
  • Делают выводы в результате совместной работы с учителем. (Р)
  • Участвуют в формулировке темы и задач урока. (Р)
  • Отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного. (К)
  • Понимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя. (Р)
  • Строят простейшие рассуждения. (П)
  • Ориентируются в азбуке и находят нужную информацию. (П)
  • Строят связное речевое высказывание в устной форме. (К)

·         Слушают и слышат собеседника, понимают его речь. (К)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности обучающихся:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная

 

Ресурсы:

  • Мультимедийная презентация
  • Конспект
  • Раздаточный материал
  • Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, 1класс «Просвещение», 2015 г.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Этапы урока

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент. Мотивация на деятельность.

 

 

 

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Мария Андреевна, и сегодня у вас я проведу урок чтения. Ребята, сейчас я буду читать вам стихотворение и делать паузы, а вы должны будете хором его дополнить.

 

 

 

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным,

Говори все четко, внятно.

Чтобы всем было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

 

-внимательным

 

-понятно

 

-поднимать

 

-Ребята, какие правила поведения вы услышали в этом

стихотворении?

-не перебивать, говорить четко и внятно, если хочешь отвечать, надо поднять руку.

-Верно, а зачем нужно соблюдать правила?

-правила нужно соблюдать для того, чтобы все понимать на уроке и т.д

-Кто будет соблюдать сегодня правила на уроке поднимите

руку. Опустите

 

-Молодцы, ребята! Я надеюсь, что вы все будете соблюдать

сегодня правила хорошего ученика на уроке  и это вам поможет подняться  на  ступеньку знаний выше.

 

 

2.Актуализация знаний.

1) Актуализировать знаний детей об изученных согласных и гласных буквах и звуках. (Пр)

 

Д З А М В Б ОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В

Упражнение «Полубуковка»

-Ребята, посмотрите на слайд, перед вами буквы

 

-Кто догадался, что за буквы там спрятались? Назовите их.

- Д, З, А, М,  В,Б О, У,

-Ребята, а почему у нас несколько букв стали красного цвета, а остальные остались черные?

-Потому что одни гласные, а другие согласные.

-В чём различие гласных и согласных звуков?

 

 

 

 

-Когда мы произносим гласные звуки струя воздуха не встречает препятствий, а когда произносим согласные звуки, струя воздуха встречает препятствия.

-Верно.  

 

-А кто знает, на какие группы делятся согласные звуки?

-На глухие и звонкие.

-Чем отличаются такие звуки?

 

 

 

 

 

 

-Когда мы закрываем уши и произносим звонкий звук, то слышим свой голос, а когда произносим глухой звук с закрытыми ушами, то не слышим своего голоса, слышим шум

-Молодцы, ребята!

 

-Какие  2 звука может обозначать одна согласная буква ?

-Твердый и мягкий.

-Кто сможет назвать звуки данной буквы?

-[в] и [в]

-Итак, что же мы сейчас повторили?

- повторили, чем различаются гласные и согласные звуки, мягкие и твердые, звонкие и глухие.

 

 

-Молодцы, ребята, ежик вас благодарит за помощь!

 

3.Постановка темы урока. Определение учебных задач.

1)Учить определять тему задачи урока (П)

Х

-Ребята, сегодня к нам на урок пришёл гость. Как вы думаете кто это?

Предположения детей.

-Посмотрите на доску. Что это за гость?

-Буква Х.

-Вы уже знакомы с нашим гостем. Чтобы проверить насколько хорошо вы ее знаете, наш гость хочет задать вам следующие вопросы.

-

-Ребята, знаете ли вы какие звуки я обозначаю?

- Я обозначаю звуки [х] и [х’].

-Мои звуки гласные?

-нет

-А какие?

-согласные

-А они звонкие или глухие?

-глухие

-Ребята. Вы правильно ответили на все вопросы нашего гостя, поэтому он приготовил вам очень интересные задания

 

-Ребята, какая будет тема сегодняшнего урока? Повторение буквы Х или изучение новой буквы Х?

-Повторение буквы Х

4.Задания с буквой Х

1)Продолжить работу по развитию фонематического слуха. (Пр)

2) Совершенствоовать умение слого-звукового анализа. (Пр)

3)Учить анализу и синтезу.  (П)

 

 

https://trikky.ru/wp-content/blogs.dir/1/files/2020/02/19/rodstvennik-s-hlebom.xxl_.jpghttp://vashnarkolog.com/wp-content/uploads/2/0/a/20aa951be83810b829b5007ded26f4ce.jpeg

 

Слого-звуковой анализ слов с целью выделения звуков буквы.

-Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

-Хлеб и орехи

-Верно. Давайте посмотрим на схему этих слов. Что вы интересного заметили?

-В схеме не указаны первый и во втором слове предпоследний звуки.

-Ребята, нам необходимо дополнить схему.

-Дополнить схему.

-Сколько слогов в слове «хлеб»?

-1.

-Он ударный?

-Да.

-А в слове «Орехи»?

-3.

-Назовите ударный слог слова «орехи».

-хи.

-Это какой звук?

-мягкий

-Верно. Прочтите слово «хлеб». Какой здесь звук буквы х?

 

-Какой звук вы услышали?

-твердый

-Как тогда обозначим в схеме первый звук в слове «хлеб»?

-Синим цветом.

-Как обозначим первый звук в слове «орехи» на второй схеме?

-Зеленым цветом.

-Давайте проверим, справились ли вы с заданием от нашего гостя. (на слайде схемы)

 

-Молодцы! Вы справились с заданием.

 

1) Упражнение на развитие фонематического слуха.

-А теперь я предлагаю сыграть в игру «Мягко, твёрдо». Найдите у себя на партах карточки зелёного и синего цвета.

 

-Я вам буду называть слова, если вы услышали, что слово начинается со звука [х] - твердого, то поднимаете синюю карточку вверх, а если слово начнется со звука [х’]-мягкого, то поднимаете зелёную карточку

 

-Все приготовились.

 

-Начинаем, слушайте очень внимательно. Я буду читать слова только один раз.

Слова: Хобот, ухо, хижина, хорошо, шорохи, горох, хор, страхи, запахи.

-синяя, синяя, зеленая, синяя, зеленая, синяя, синяя, зеленая, зеленая

-Молодцы, вы отлично \ хорошо справились с заданием!

 

Халат, холод, хор, ход, хвалить, худеть, хлеб

2) Упражнение «Замени первую букву на букву Х

-Ребята, Сейчас я буду говорить слова, а вы должны будете первый звук в слове заменить на звук [х]

 

-Салат, голод, сор, год, свалить, гудеть, Глеб

-Халат, холод, хор, ход, хвалить, худеть, хлеб

-Молодцы. Посмотрите сколько новых слов мы образовали. Ребята, найдите слова, в которых 2 слога. Прочтите их

-Халат, холод, хвалить, худеть.

-Молодцы. Выберите 1 слово и составьте с ним предложение.

-

-А… какое предложение у тебя получилось?

-У меня дома висит халат, на улице холод…

-Молодцы, ребята! Вы справились с заданием от нашего гостя.

 

https://pixnio.com/free-images/2017/12/04/2017-12-04-07-23-59-1200x800.jpg https://arsenal007.ru/upload/iblock/613/kist-shchetina-artspace-ploskaya-20-paket-evropodves-art-249584.jpg https://static.dochkisinochki.ru/upload/img_loader/a8/45/5c/GL000596483_001.JPG https://cdn.pixabay.com/photo/2017/06/24/19/16/amanita-2438547_1280.jpg

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5a0a861b5e7ed15527b479a306816d2d&n=13 https://w7.pngwing.com/pngs/173/453/png-transparent-biscotti-zwieback-rusk-biscuit-rusk-baked-goods-food-baking.png https://dacha-sad.ru/upload/iblock/34c/1690018_001.jpg

https://static.onlinetrade.ru/img/items/b/holodilnik_pozis_rk_102_a_cherniy_391082_2.jpg

 

3) Упражнение «Где лишняя картинка»

-Ребята, посмотрите на слайд. Здесь представлено следующее задание от нашего гостя. Что вы видите?

-картинки

- Посмотрите внимательно на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему?

-Кисточка, потому что в ней нет буквы Х

-Верно, молодцы! Теперь посмотрите на следующие картинки. Какая здесь лишняя и почему?

-тарелка, потому что в остальных словах есть буква х

-Верно. Молодцы. Вы справились с заданием.

 

6.Чтение по азбуке

1) Познакомить учащихся со способом чтения новой буквы в слогослиянии (Пр)

2) Совершенствовать умения чтения слов и предложений (ПР)

3) Формировать умение отвечать на вопросы учителя(К)

4) Совершенствовать умение слого-звукового анализа (Пр)

5) продолжить работу по орфографической пропедефтике.(ПР)

6) Расширять кругозор детей.(ПР)

7) Развивать речь и мышление (П)

8) Продолжить работу по развитию фонематического слуха (ПР)

9) Учить самостоятельно находить информацию по учебнику.(П)

 

ха, хо, ху, хи, хе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://s4.fotokto.ru/photo/full/565/5659836.jpg

https://do-slez.com/uploads/posts/2018-08/1534345262_lptlp.jpg

 

 

1)      Чтение слогов.

·         Слоговая таблица

-Ребята, у нашей буквы есть много друзей. Посмотрите на доску. Что это за друзья?

-это слоги

- Ребята, ваша задача – показать нашему гостю, как дружно вы уже умеете читать слоги. Для этого на слайде вы видите слоговую таблицу. Я буду указывать вам на слоги, а вы читаете их хором.

 

-

 

А

О

У

И

Е

Н

НА

НО

НУ

НИ

НЕ

К

КА

КО

КУ

КИ

КЕ

С

СА

СО

СУ

СИ

СЕ

Т

ТА

ТО

ТУ

ТИ

ТЕ

Л

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛИ

ЛЕ

Р

РА

РО

РУ

РИ

РЕ

В

ВА

ВО

ВУ

ВИ

ВЕ

П

ПА

ПО

ПУ

ПИ

ПЕ

Д

ДА

ДО

ДУ

ДИ

ДЕ

З

ЗА

ЗО

ЗУ

ЗИ

ЗЕ

Б

БА

БО

БУ

БИ

БЕ

Х

ХА

ХО

ХУ

ХИ

ХЕ

Ж

ЖА

ЖО

ЖУ

ЖИ

ЖЕ

 

-Сначала мы почитаем слоги с новым звуком, о котором мы сегодня узнали ха, хо, ху, хи, хе.

-

-Будем читать слоги, которые я покажу. Хором будем читать. ЗА, бе, лу, сы, ри, ла.

-

-А теперь будет задание посложнее. Я буду показывать на слоги и отдельные буквы, а вам необходимо прочитать слово, которое должно получиться. И поднимете руку, кто прочитал. Какое слово у тебя получилось? А у тебя? Еще раз хором читаем.

-

-Х-ле-б, ха-та, хи-жи-на

 

-Ребята, кто-нибудь знает значение слова «хата»?

-

-По другому хатой обычно называют дом. Посмотрите на фото. А что такое хижина?

-

-Это так же дом человека, только меньше размером. Посмотрите на фото

 

-Какой работой мы сейчас с вами занимались?

Читали слоги и слова

2)      Чтение текста.

-Вася, катя, Миша и Оля. Я сейчас вам раздам небольшие тексты, вы их должны прочитать про себя, шепотком. А затем вы будете читать их нам, так что готовьтесь, читайте много раз, чтобы потом не запинаться.

 

-Ребята, посмотрите, какая картинка изображена в азбуке?

-машина в поле

-Рассмотрите, какая картинка красочная и яркая.

 

-На странице есть текст про эту картинку. Поставьте пальчик, прочитайте текст шепотком.

 

 
-О чем этот текст?

-о машинах, которые убирают хлеб

-Что скоро приближается? Скажите полным предложением

-Скоро осень

-Дрожат осины от чего? Скажите полным предложением

-Дрожат осины от холода

-Короче что? Скажите полным предложением

 -Короче дни

-В мелких озерах появился что? Скажите полным предложением

-В мелких озерах появился ледок

-Что надо сделать до холодов? Скажите полным предложением

-До холодов надо убрать хлеб

-Какие машины выходят на поля? Скажите полным предложением

-Много машин выходят на поля: тракторы, косилки, комбайны

-Как назовем текст?

-Уборка хлеба

-Давайте еще раз прочитаем этот текст в учебнике на странице 3 и 9.

 

-Найдите в тексте слова, которые пишутся (печатаются) с новой буквы. Прочтите.

-Холода, холодов, хлеб

-Найдите в тексте слова с 2 слогами. Назовите их.

-Скоро, осень, дрожат, мелких, ледок, надо, убрать, много, машин, поля

-Молодцы. Ребята. Найдите в тексте слово «хлеб». Давайте попробуем составить предложение с эти словом.

-

-Молодцы!

 

7.Развитие речи.

1) Продолжить работу над развитием речи.(Пр)

2) Учить составлять связный текст по картине. (Пр.)

3) Учить извлекать информацию из иллюстраций. (П.)

4) Учить видеть, понимать и сохранять задачи автора.

5) Строят простейшие рассуждения. (П.)

6) Понимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя. (Р.)

 

 

 

 

-Ребята, посмотрите на картину на странице 4 и 1.

 

-Что на ней изображено?

- 2 человека на санях зимой

-Ребята, как можно это назвать? Может быть назовем встречей или ссорой?

 

-Посмотрите внимательно на картинку. Человек, который повернут к нам лицом веселый или злой?

-злой

- Значит как назовем?

-ссора

-Давайте внимательно рассмотрим картинку. Как вы думаете откуда ехали эти люди?

Из города, из деревни, из дома

-Давайте сейчас с вами попробуем придумать рассказ.

 

-Кто составит предложение – начало нашего рассказа?

 

-Как вы думаете, откуда ехали эти люди?

-Из города

-Что с ними случилось? Почему они поссорились?

- они столкнулись друг с другом санями

-Как думаете они хотят уступать друг другу дорогу? Скажите полным предложением.

-Они не хотят уступать друг другу дорогу

-Давайте подумает как разрешить их ссору?

-уступить дорогу

-Верно. Составьте предложение

Один из ссорившихся уступил дорогу

-Смогли они проехать?

-да

-Кто попробует рассказать этот рассказ полностью?

2 человека на санях возвращались из города домой, но столкнулись с друг другом санями. Никто не хотел уступать дорогу. Но в конце концов один человек уступил и они смогли проехать.

-Вот такая история у нас получилась. Кому мы можем её рассказать?

-Маме, бабушке, папе, брату, сестре и т.п

-Молодцы. Вы справились со всеми заданиями нашего гостя.

 

8. Итог урока.  Рефлексия.

1. Провести рефлексию собственной деятельности. (Р)

2. Провести самооценку деятельности. (Р.)

 

-Кто был гостем нашего урока?

-Буква Х.

-Что мы повторили?

-Что она служит для обозначения согласных глухих звуков [х] – твердого, а [х’] – мягкого.

-В чем упражнялись?

 

-Что повторили?

 

-Что показалось сложным?

 

-Какая работа показалась увлекательней всего?

 

-Урок окончен.

 

 


 

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

УМК «Школа России» Учебный предмет:

УМК «Школа России» Учебный предмет:

Этапы урока Наглядность, оформление доски

Этапы урока Наглядность, оформление доски

В Упражнение «Полубуковка» -Ребята, посмотрите на слайд, перед вами буквы -Кто догадался, что за буквы там спрятались?

В Упражнение «Полубуковка» -Ребята, посмотрите на слайд, перед вами буквы -Кто догадался, что за буквы там спрятались?

П) Слого-звуковой анализ слов с целью выделения звуков буквы

П) Слого-звуковой анализ слов с целью выделения звуков буквы

Упражнение «Где лишняя картинка» -Ребята, посмотрите на слайд

Упражнение «Где лишняя картинка» -Ребята, посмотрите на слайд

Чтение слогов. ·

Чтение слогов. ·

Упражнение «Где лишняя картинка» -Ребята, посмотрите на слайд

Упражнение «Где лишняя картинка» -Ребята, посмотрите на слайд

Провести самооценку деятельности

Провести самооценку деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021