Конспект урока обучения грамоте: "Звук и буква А, а, У, у"
Оценка 4.9

Конспект урока обучения грамоте: "Звук и буква А, а, У, у"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
14.06.2020
Конспект урока обучения грамоте: "Звук и буква А, а, У, у"
Конспект урока составлен по авторской программе: "Родной русский язык" Кулешовой С.П. Учебное пособие к данной программе опубликовано и апробировано в ОО Ростовской области. Может использоваться для дополнительного образования детей с билингвизмом.
конспект урока БУКВА и ЗВУК А,У.doc

Управление образования Администрации города Батайска

МОУ лицей № 10

 

 

Урок обучения грамоте

(интегрированный)

Чтение и письмо

Тема: «Буква А, а. Звук  [ а ].    Буква  У, у. Звук  [ у ]».

 

Автор:     учитель начальных классов высшей квалификационной категории

 

Кулешова Светлана Пантелеевна

2009 год


Тема: «Буква А, а. Звук  [ а ].    Буква  У, у. Звук  [ у ]».

Цели:

1.  Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками.

2.  Научить выделять их из устной и письменной речи.

3.  Продолжать обучение грамматически и интонационно правильно оформлять  свою речь.

4.  Научить изображать графически эти буквы.

5.  Развивать фонематический слух, память и речь учащихся.

6.  Продолжать развивать моторику мелкой мускулатуры ведущей руки.

7.  Способствовать расширению зрительно – пространственной ориентации и  актуального развития учащихся.

8.  Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость,  любознательность.


Методические рекомендации по ведению урока, используя наглядное пособие для учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данные уроки предусмотрены для учащихся 1 класса общеобразовательной школы в период обучения грамоте.

Система обучения: традиционная.

Программа обучения: индивидуальная.

Уроки чтения и письма проводятся интегрировано.

Пособие для учащихся содержит материал  для работы детей совместно с учителем или родителями.

Объясни пословицы и поговорки. Запомни: «Почему так говорят?!»

 

?

 
Условные обозначения:

Упражнения на развитие речи. Продолжи выражение. Повтори несколько раз и запомни рифму.

 
              

®

 
 

!

 

Скороговорки и чистоговорки. Научись говорить быстро и правильно.

 

Загадки. Задания для развития внимания и памяти.

 
 

 


                                       


Тема: «Буква А, а. Звук  [ а ]. Буква  У, у. Звук  [ у ]».    Урок  № 41 - 42



[ а ]

А а


 


У у      [ у ]

 


 

 


Что надо говорить, когда доктор осматривает тебе горло?

                              А - А - А ...

                                                         Как воет волк?

                                                          У - У - У ...    


Много слов на букву А:

Ананас, Арбуз, Автобус

 И простое слово - Ах,

Абажур и Аэробус.

Мы шагаем по Аллее,

Мы рисуем - Акварель.

Если ветки зеленеют,

Значит на дворе - Апрель.

 Если мучает Ангина,

Пьем таблетку Аспирина.

Алый бант вплетаем в косы,

Ароматны Абрикосы!


Утка, Ужин, Угощенье,

Украшенье, Уваженье,

Ураган, Утес, Угроза,

На стекле Узор морозный.

Что такое Укротитель?

В цирке у зверей - Учитель.

И Удав и Уж без лени

Выступают на арене.

Кот Усатый в Уголок

Мышку тихо Уволок.

Не водитесь, мыши, там,

Где Угодно жить котам.


?

 
Азбука -  наука,   а   ребятам   бука.                     

Умел    грешить,   умей   и   каяться.

®

 
Ра – Ра – Ра   -  начинается ...

Ру – Ру - Ру  -   продолжаем мы ...

!

 
Купила  бабуся  бусы  Марусе.

 


Раз, два, три, четыре, пять!

Будем мы, слова считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Трубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка, не ленись,

Да смотри, не ошибись!


 


 

2

 

 
            

 

 

 

                                               

 

 

 
 

 

 

 

 

 


                             

                                                 

 

 

 
 

 


Надпись:

 
 

 

 


                                      

 

 

 
 


       

 

 

5

 
 


             3

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 


Усы и уши.

 

Оказывается, слышать можно не только ушами, но и усами, как моль, животом, как саранча и даже телом, как рыбы и раки.

У всех животных прекрасный слух, но вот у морской медузы он особенный. За 15 часов она слышит приближение бури!

Летучая мышь «видит» ушами в полной темноте.

Что же касается усов, то только у дяденек они для красоты. Животные  же усами ощущают предметы. Чтобы поесть, процеживают между усов воду, как киты, у которых усы во рту.

 
И даже пугают своих врагов, грозно шевеля усами, как Таракан – Тараканище в сказке пугал зверей.

 

 
 

 

 

 


ие только ушами, но и усами, как моль, животом, как сарануя грамоте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбери слова к схемам и соедини линиями с картинками.

 

 


 

у

 

 

а

 

 

а

 

 

 

 

 
 

 

а

 

 

у

 

 

 

 

а


 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Примерный план проведения урока.

(образец печатного пособия для детей прилагается)

I.    Организационный  момент.

Учитель читает стихотворение:


Профессий на свете

Имеется много.

Кто хочет работать?

Открыта дорога.

 

Желает Алёша

Прославить страну,

Поможет сильнее

Стать тренер ему.

 

А  если в машине

Мотор барахлит –

Механик починит всё,

Как Айболит.

Четыре рубашки

Пошила швея,

У каждого в жизни

Работа своя.

 

Кто строит, кто учит,

Кто в небе летает,

А кто-то компьютеры

Изобретает.

 

Врач лечит больных,

Пахарь трудится в поле,

А дети старательно

Учатся в школе.


II.  Работа над новой темой урока.

ü Выделение звуков:

Что надо говорить, когда доктор осматривает тебе горло?

Как воет волк?

ü  Сравнение выделенных звуков:

Как меняется положение губ при произнесении звуков – а -  у - ?

Что общего при произнесении этих звуков?

ü  Вывод:

Звуки, при произнесении которых язык не имеет преград во рту, называют гласными. На схеме обозначают красным цветом.

ü Работа с учебным пособием:

Рассмотрите картинку слева. Кто нарисован? Произнесите слово – АИСТ. Какой звук вы слышите в начале слова? Дайте характеристику этому звуку. Обозначьте красным цветом на схеме этот гласный звук. Назовите слова, которые начинаются с это звука.

Аналогично проводится работа с картинкой справа.

Послушайте стихотворение и определите на слух слова, в которых есть знакомый звук. Какой звук вы узнали? Назовите слова, которые вы запомнили.

Аналогично проводится работа над вторым стихотворением.

·        Графическое изображение звуков буквами:

Показ печатных и письменных букв - А, а, У, у.

Сравнительный анализ графического изображения:

Что общего? Чем отличается? Из каких элементов состоят эти буквы?

III.Общая физминутка.

Руки подняли и показали: это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем: крылья сложим назад.

IV.  Работа в тетради для печатания по образцу:

ü  Графическое изображение буквы – А

ü  Графическое изображение буквы  - У

Как зовут, когда  заблудятся в лесу?

Как плачут малыши?

Складывая буквы вместе, мы произносим слова.

ü    Графическое изображение слов по  образцу – АУ, УА

V.   Пальчиковая гимнастика.

 


Потешка «Апельсин» (из плотно сжатого кулачка по очереди ребята разгибают пальчики ведущей руки)

 

 


Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!


VI.  Подбери слова к схемам и соедини линиями с картинками (пособие).

 


 

у

 

 

а

 (шубка)

 

а

 

(чай)

 

а

 

 

 

 (шарик)

у

 

 

 

 

а

(улитка)


           VII.    Работа в прописи построчно:

·        учитель самостоятельно выбирает задание для учащихся.

·        образец заранее прописывается учителем в прописи для детей.

·        работа начинается стоя, под руководством учителя «письмо в воздухе»: «от плеча, от локтя, кистью, пальчиками» с ручкой в руках.

·        самостоятельная работа по образцу в индивидуальной прописи.

           VIII.          Общая физминутка (по выбору).

 

            IX.             Работа над развитием речи, памяти, мышления.

?

 
Азбука  - наука,   а   ребятам   бука.                        

Умел    грешить,   умей   и   каяться.

 

®

 
Ра – Ра – Ра   -  начинается ...

Ру – Ру - Ру  -   продолжаем мы ...

 

!

 
Купила  бабуся  бусы  Марусе.

 

·        Работать над этими упражнениями можно хоровым методом, фронтально, в мини группах и индивидуально. Метод выбирает учитель самостоятельно, учитывая особенности класса.

·        Следующее упражнение учащиеся выполняют с помощью учителя на слух. Используя подсказку в виде картинок на странице пособия, перечислить по памяти названные в стихотворении предметы:

 


Раз, два, три, четыре, пять!

Будем мы, слова считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Трубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка, не ленись,

Да смотри не ошибись!


·     Отработать межпредметную связь с математикой. Повторить счёт в пределах «первого пятка», нумерацию чисел от 1 до 5.

             X.              Закрепление изученного материала.

·       Продолжая работать над предыдущим материалом, задать вопрос или задание учащимся: В каких словах встретился знакомый звук? Какой звук вы услышали? Какой это звук? Как он произносится? Какой буквой обозначается на письме? Каким цветом обозначается на схеме слов? (предполагается работа с ПК и интерактивной доской.)

·      Какие ещё звук и букву мы сегодня изучили?

Аналогичные вопросы и задания.

   XI.           Дополнительный энциклопедический материал для расширения общего кругозора детей, способствовать расширению зрительно – пространственной ориентации и  актуального развития учащихся.

Усы и уши.

Оказывается, слышать можно не только ушами, но и усами, как моль, животом, как саранча и даже телом, как рыбы и раки.

У всех животных прекрасный слух, но вот у морской медузы он особенный. За 15 часов она слышит приближение бури!

Летучая мышь «видит» ушами в полной темноте.

Что же касается усов, то только у дяденек они для красоты. Животные  же усами ощущают предметы. Чтобы поесть, процеживают между усов воду, как киты, у которых усы во рту.

И даже пугают своих врагов, грозно шевеля усами, как Таракан – Тараканище в сказке пугал зверей.

XII.           Подведение итога урока.

·        Домашнее задание учителем не задаётся, но детям предлагается на выбор индивидуальное творческое задание, аналогично заданиям печатного пособия. (Найди лишний предмет на стр. № _.  Найди и добавь картинки…)


·       

Управление образования Администрации города

Управление образования Администрации города

Тема: «Буква А, а . Звук [ а ]

Тема: «Буква А, а . Звук [ а ]

Методические рекомендации по ведению урока, используя наглядное пособие для учащихся

Методические рекомендации по ведению урока, используя наглядное пособие для учащихся

Тема: «Буква А, а . Звук [ а ]

Тема: «Буква А, а . Звук [ а ]

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз, два, три, четыре, пять!

Усы и уши. Оказывается, слышать можно не только ушами, но и усами, как моль, животом, как саранча и даже телом, как рыбы и раки

Усы и уши. Оказывается, слышать можно не только ушами, но и усами, как моль, животом, как саранча и даже телом, как рыбы и раки

Подбери слова к схемам и соедини линиями с картинками

Подбери слова к схемам и соедини линиями с картинками

Примерный план проведения урока

Примерный план проведения урока

Сравнительный анализ графического изображения:

Сравнительный анализ графического изображения:

VIII. Работа над развитием речи, памяти, мышления

VIII. Работа над развитием речи, памяти, мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2020