Управление образования Администрации города Батайска
МОУ лицей № 10
Урок обучения грамоте
(интегрированный)
Чтение и письмо
Тема: «Буква А, а. Звук [ а ]. Буква У, у. Звук [ у ]».
Автор: учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Кулешова Светлана Пантелеевна
2009 год
Тема: «Буква А, а. Звук [ а ]. Буква У, у. Звук [ у ]».
Цели:
1. Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками.
2. Научить выделять их из устной и письменной речи.
3. Продолжать обучение грамматически и интонационно правильно оформлять свою речь.
4. Научить изображать графически эти буквы.
5. Развивать фонематический слух, память и речь учащихся.
6. Продолжать развивать моторику мелкой мускулатуры ведущей руки.
7. Способствовать расширению зрительно – пространственной ориентации и актуального развития учащихся.
8. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, любознательность.
Методические рекомендации по ведению урока, используя наглядное пособие для учащихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данные уроки предусмотрены для учащихся 1 класса общеобразовательной школы в период обучения грамоте.
Система обучения: традиционная.
Программа обучения: индивидуальная.
Уроки чтения и письма проводятся интегрировано.
Пособие для учащихся содержит материал для работы детей совместно с учителем или родителями.
|
|
|
|
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
Тема: «Буква А, а. Звук [ а ]. Буква У, у. Звук [ у ]». Урок № 41 - 42
|
|
[ а ] |
А а
У у [ у ]
Что надо говорить, когда доктор осматривает тебе горло?
А - А - А ...
Как воет волк?
У - У - У ...
Много слов на букву А:
Ананас, Арбуз, Автобус
И простое слово - Ах,
Абажур и Аэробус.
Мы шагаем по Аллее,
Мы рисуем - Акварель.
Если ветки зеленеют,
Значит на дворе - Апрель.
Если мучает Ангина,
Пьем таблетку Аспирина.
Алый бант вплетаем в косы,
Ароматны Абрикосы!
Утка, Ужин, Угощенье,
Украшенье, Уваженье,
Ураган, Утес, Угроза,
На стекле Узор морозный.
Что такое Укротитель?
В цирке у зверей - Учитель.
И Удав и Уж без лени
Выступают на арене.
Кот Усатый в Уголок
Мышку тихо Уволок.
Не водитесь, мыши, там,
Где Угодно жить котам.
|
Умел грешить, умей и каяться.
|
Ру – Ру - Ру - продолжаем мы ...
|
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мы, слова считать.
Зайка, зонтик, змей, корзина,
Ваза, воздух и резина,
Трубы, козлик и тазы,
Зоопарк, завод, возы.
Посчитай-ка, не ленись,
Да смотри, не ошибись!
|
|
|
|
|||||
|
|||||
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|||||
Усы и уши.
Оказывается, слышать можно не только ушами, но и усами, как моль, животом, как саранча и даже телом, как рыбы и раки.
У всех животных прекрасный слух, но вот у морской медузы он особенный. За 15 часов она слышит приближение бури!
Летучая мышь «видит» ушами в полной темноте.
Что же касается усов, то только у дяденек они для красоты. Животные же усами ощущают предметы. Чтобы поесть, процеживают между усов воду, как киты, у которых усы во рту.
|
|
|
||||
ие только ушами, но и усами, как
моль, животом, как сарануя грамоте
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подбери слова к схемам и соедини линиями с картинками.
|
у |
|
|
а |
|
а |
|
|
|
|
|
|
а |
|
у |
|
|
|
|
а |
|
|||
Примерный план проведения урока.
(образец печатного пособия для детей прилагается)
I. Организационный момент.
Учитель читает стихотворение:
Профессий на свете
Имеется много.
Кто хочет работать?
Открыта дорога.
Желает Алёша
Прославить страну,
Поможет сильнее
Стать тренер ему.
А если в машине
Мотор барахлит –
Механик починит всё,
Как Айболит.
Четыре рубашки
Пошила швея,
У каждого в жизни
Работа своя.
Кто строит, кто учит,
Кто в небе летает,
А кто-то компьютеры
Изобретает.
Врач лечит больных,
Пахарь трудится в поле,
А дети старательно
Учатся в школе.
II. Работа над новой темой урока.
ü Выделение звуков:
Что надо говорить, когда доктор осматривает тебе горло?
Как воет волк?
ü Сравнение выделенных звуков:
Как меняется положение губ при произнесении звуков – а - у - ?
Что общего при произнесении этих звуков?
ü Вывод:
Звуки, при произнесении которых язык не имеет преград во рту, называют гласными. На схеме обозначают красным цветом.
ü Работа с учебным пособием:
Рассмотрите картинку слева. Кто нарисован? Произнесите слово – АИСТ. Какой звук вы слышите в начале слова? Дайте характеристику этому звуку. Обозначьте красным цветом на схеме этот гласный звук. Назовите слова, которые начинаются с это звука.
Аналогично проводится работа с картинкой справа.
Послушайте стихотворение и определите на слух слова, в которых есть знакомый звук. Какой звук вы узнали? Назовите слова, которые вы запомнили.
Аналогично проводится работа над вторым стихотворением.
· Графическое изображение звуков буквами:
Показ печатных и письменных букв - А, а, У, у.
Сравнительный анализ графического изображения:
Что общего? Чем отличается? Из каких элементов состоят эти буквы?
III.Общая физминутка.
Руки подняли и показали: это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем: крылья сложим назад.
IV. Работа в тетради для печатания по образцу:
ü Графическое изображение буквы – А –
ü Графическое изображение буквы - У –
Как зовут, когда заблудятся в лесу?
Как плачут малыши?
Складывая буквы вместе, мы произносим слова.
ü Графическое изображение слов по образцу – АУ, УА –
V. Пальчиковая гимнастика.
Потешка «Апельсин» (из плотно сжатого кулачка по очереди ребята разгибают пальчики ведущей руки)
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!
VI. Подбери слова к схемам и соедини линиями с картинками (пособие).
|
у |
|
|
а |
(шубка)
|
а |
|
(чай)
|
а |
|
|
|
(шарик)
у |
|
|
|
|
а |
(улитка)
VII. Работа в прописи построчно:
· учитель самостоятельно выбирает задание для учащихся.
· образец заранее прописывается учителем в прописи для детей.
· работа начинается стоя, под руководством учителя «письмо в воздухе»: «от плеча, от локтя, кистью, пальчиками» с ручкой в руках.
· самостоятельная работа по образцу в индивидуальной прописи.
VIII. Общая физминутка (по выбору).
IX. Работа над развитием речи, памяти, мышления.
|
Умел грешить, умей и каяться.
|
Ру – Ру - Ру - продолжаем мы ...
|
· Работать над этими упражнениями можно хоровым методом, фронтально, в мини группах и индивидуально. Метод выбирает учитель самостоятельно, учитывая особенности класса.
· Следующее упражнение учащиеся выполняют с помощью учителя на слух. Используя подсказку в виде картинок на странице пособия, перечислить по памяти названные в стихотворении предметы:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мы, слова считать.
Зайка, зонтик, змей, корзина,
Ваза, воздух и резина,
Трубы, козлик и тазы,
Зоопарк, завод, возы.
Посчитай-ка, не ленись,
Да смотри не ошибись!
· Отработать межпредметную связь с математикой. Повторить счёт в пределах «первого пятка», нумерацию чисел от 1 до 5.
X. Закрепление изученного материала.
· Продолжая работать над предыдущим материалом, задать вопрос или задание учащимся: В каких словах встретился знакомый звук? Какой звук вы услышали? Какой это звук? Как он произносится? Какой буквой обозначается на письме? Каким цветом обозначается на схеме слов? (предполагается работа с ПК и интерактивной доской.)
· Какие ещё звук и букву мы сегодня изучили?
Аналогичные вопросы и задания.
XI. Дополнительный энциклопедический материал для расширения общего кругозора детей, способствовать расширению зрительно – пространственной ориентации и актуального развития учащихся.
Усы и уши.
Оказывается, слышать можно не только ушами, но и усами, как моль, животом, как саранча и даже телом, как рыбы и раки.
У всех животных прекрасный слух, но вот у морской медузы он особенный. За 15 часов она слышит приближение бури!
Летучая мышь «видит» ушами в полной темноте.
Что же касается усов, то только у дяденек они для красоты. Животные же усами ощущают предметы. Чтобы поесть, процеживают между усов воду, как киты, у которых усы во рту.
И даже пугают своих врагов, грозно шевеля усами, как Таракан – Тараканище в сказке пугал зверей.
XII. Подведение итога урока.
· Домашнее задание учителем не задаётся, но детям предлагается на выбор индивидуальное творческое задание, аналогично заданиям печатного пособия. (Найди лишний предмет на стр. № _. Найди и добавь картинки…)
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.