Мир природы и человека
Тема: Окружающая среда и здоровье человека
Цель: научить правильно, осознанно относиться к окружающей среде и здоровью человека.
Задачи:
1) образовательные: научить выполнять правила защиты окружающей среды как средства сохранения своего здоровья. Дать представление о науке- экология.
2) коррекционно-развивающие: коррекция и развитие мыслительной деятельности обучающихся, через выполнение заданий Коррекция и развитие связной устной речи обучающихся, через составление предложений, ответов нВ вопросы, обогащение словарного запаса. Коррекция и развитее личностных качеств учащихся, эмоционально волевой сферы.
3) воспитательные: воспитание чувства ответственности обучающихся к сохранению своего здоровья через охрану окружающей среды.
Средства обучения: учебник, памятки, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, презентация, иллюстрации.
Ход урока
Технология проведения урока (этапы) |
Деятельность учителя |
I. Орг.момент. психологический настрой |
Добрый день! Для
всех закон, а не желание – Сегодня необычный урок, мы совершим путешествие в сказочный, волшебный лес! Итак, наше путешествие начинается, на нашем пути тропинка, волшебная! Для нашего здоровья полезная! Аккуратно не торопясь идем по тропинке, проходим за свои рабочие места. - Обратите внимание на плакат с правилами посадки за партой, - Отлично! Покажите мне свои умные глазки, ровные спинки. Спина прямая, дыхание ровное. Закройте глаза… -Откройте глаза- наше путешествие начинается, мы в лесу. ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА ДОСКЕ - Какое настроение у Вас, когда вы видите этот красивый лес, посмотрите кажется подует ветерок, и листья вот вот зашелестят. Даже запах нам напоминает о свежести этого леса (аромолампа- можжевельник, хвоя). Надеюсь отличное, хорошее настроение. Давайте постараемся сохранить наше настроение на весь урок. Добрым товарищем в путешествие по лесу, будет Старичок Лесовичок, он тоже приготовил Вам вопросы и интересные задания. |
II. Проверка выполнения домашнего задания. |
1. Фронтальный опрос. Итак, прежде чем продолжить путешествие по лесу, давайте проверим домашнее задание - О чем мы говорили на прошлом уроке? |
III. Актуализация знаний |
Пальчиковая гимнастика Спина прямая, дыхание ровное. - Старичок Лесовичок принес Вам волшебные шарики- Помните , покатайте, загадку мою отгадайте! Мотивация учебной деятельности Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес?» - рассуждал художник. «Лес - это, прежде всего деревья». Художник взял кисточку, мольберт, краски, холст и начал рисовать деревья: березы и ели, дубы и сосны, осины и лиственницу. И деревья у него получились настолько красивые, что, казалось, вот-вот подует ветерок, и листья на деревьях зашевелятся. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка - Лесовичка. Повесил художник картину на стену, полюбовался на нее и уехал куда-то. А когда вернулся, не поверил своим глазам. Вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. - Что случилось? - удивился художник. - Почему мой лес засох? - Какой же это лес? - вдруг услышал художник. - Это не лес, а одни лишь деревья. Посмотрел он в угол картинки и понял, что это Старичок- Лесовичок разговаривает с ним. - Разве может быть лес без кустов, травы и цветов? - продолжал он. -Не может, - согласился художник и принялся за новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле - среди зеленой травы - множество ярких цветов. -Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник. - Вот теперь у меня получился настоящий лес. Но прошло немного времени, а деревья опять стали чахнуть. -Это потому, что в твоем лесу нет насекомых, - сказал Лесовичок. Художник взял кисти, и на цветных листьях появились яркие разноцветные бабочки и жучки. Нарисуй птиц- сказал Лесовичок, - потому, что настоящий лес не может быть без птиц. Художник не стал спорить. Он нарисовал новую картину, а на ветках деревьев появились веселые птицы. Когда он собирался положить кисти, Лесовичок сказал: - Мне нравится этот лес! И я не хочу, чтобы он погиб... Нарисуй зверей! Художник окончил работу, когда было темно. Вот теперь это настоящий лес, теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Но утром проснувшись, он ужаснулся! Опять были голые стволы деревьев, голая земля! Смотрел, художник, смотрел, ничего не увидел… И вдруг почувствовал запах… откуда он ?! ВЫКЛ ЭКРАН |
Аутомануальный комплекс, массаж - А вы чувствуете плохой запах? Давайте избавимся от неприятного ощущения. Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону. Точка на лбу между бровями. По краям крыльев носа. В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка. В височной ямке (парные). В области козелка (парные). Чуть выше роста волос под основанием черепа. аботоспособности на уроках.ах? й!учебник, значит пора поработать по учебнику. активности. |
|
Сообщение темы и цели урока. - Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? - Как же сохранить природу и своё здоровье? Сегодня, ребята, мы попробуем ответить на этот вопрос. Тема нашего урока -«Окружающая среда и здоровье человека». Спина прямая, дыхание ровное. |
|
III. Изучение нового материала. |
Первичное усвоение новых знаний Когда-то очень давно человек жил в природе, у него не было ничего, ни машин, ни фабрик, ни заводов, человек полностью зависел от природы, и было небо чистое, и вода синяя, и лес зеленым. - Как Вы думаете, чем питался в то время человек? - Что служило домом человеку? - Во что одевался? Правильно, нашел ягоды, грибы и пообедал, жилище- были пещеры, одежда- шкуры животных. Но постепенно многое изменилось, человек стал жить в каменных домах, еду покупать в супермаркетах, в красивых коробочках, баночках и обертках. Стал шить красивую одежду, а для этого построил фабрики. Людям стало казаться, что они уже не зависят от природы. Люди стали строить все больше заводов, городов, уничтожать леса, высушивать болота, и показалось человеку, что он всемогущ! - Как Вы думаете разве это так? Что происходит с окружающей средой в следствии деятельности человека? Прошло время и люди поняли, что же они натворили… Покорение природы привело к загрязнению воздуха, и воды, гибели лесов, исчезновению многих животных… Люди стали понимать, что они губят природу… Люди болеть стали чаще, болезни теперь труднее излечиваются, появляются новые, ранее неизвестные. Погубив природу- люди погибнуть сами… - Природа кричит нам: Помогите! Как Вы думаете, как мы можем помочь природе? чем мы можем помочь? Думали люди как же сохранить, как сберечь нашу природ, наше с вами здоровье появилась наука – но, прежде чем узнать, как она называется, давайте вспомним, что же такое ПРИРОДА? |
Физкультминутка. На поляне дуб зелёный, потянулся к небу кроной. Он на ветках среди леса щедро жёлуди развесил. А внизу грибы растут, их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся, за грибами наклоняйся! Вот лягушка поскакала, здесь воды ей, видно, мало. И квакушка бодро скачет прямо к пруду, не иначе. Ну, а мы пройдём немного. Поднимаем выше ногу! Походили, порезвились, и на травку опустились! |
|
|
- Старичок Лесовичок спрятал в нашем бассейне рисунки- карточки природы, найдите, посмотрите, скажите! Работать- нырять будете в парах. Найди свою пару, начинайте! |
|
-Так что же такое ПРИРОДА? - Природа - это солнце, звезды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки...И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. И человек - это тоже часть природы. Знакомство с новым словом - А вот новое слово, которое приготовил для нас Старичок Лесовичек- ЭКОЛОГИЯ - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары |
Гимнастика для глаз Пожалуйста встаньте. Зажмурьте глаза, откройте Найдите глазами в классе: - синий цветок (на правой стене под потолком) - красный гриб мухомор (на левой стене под потолком) - желтое солнышко (на правой стене под потолком) - зеленый листик (на левой стене под потолком) - посмотрите на наш тренажер, проследите за движущейся точкой. Поморгали глазами, зажмурили, открыли, сели за парты. |
|
IV. Обобщение полученных знаний. |
Первичная проверка понимания новых знаний Старичок Лесовичок держит в руках учебник, значит пора поработать по учебнику. Откройте учебник на странице - Рассмотри рисунок. - Нравиться Вам такая природа? Посмотрите, Старичок Лесовичок очень сердитый! - Давайте найдем на рисунке примеры загрязнения окружающей среды? - Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, выбрасывают в реки вредные отходы. Люди. Которые бросают мусор куда попало. - Человек может своими поступками, как сберечь природу нашей земли, так и погубить ее. - Как происходит загрязнение окружающей среды? - Как все эти факторы загрязненной окружающей среды влияют на наше здоровье? Первичное закрепление новых знаний На нашей карусели- карточки с заданием. Снимаем, рассматриваем, и объясняем что изображено. Работать вы будете в парах- одна карточка на двоих. Цепь загрязнения. - Загрязнение атмосферы
(Ядовитый дым загрязняет воздух, выпадают кислотные дожди, почва впитывает влагу, растения и животные питаются загрязненной травой, кормами. И в результате вредные вещества попадают в продукты питания). - И не трудно догадаться, кто же пострадает? (Человек) Можно ли при этом оставаться здоровым? - Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье? -Гулять где больше зелени -Не играть там, где много машин -Не стоять рядом с курящими людьми -Разводить цветы и сажать деревья -Правильно питаться -Заниматься спортом |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Подведение итога урока. - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Что нового узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться со своими друзьями? Посмотрите на наш лес, на нашу природу! Старичок Лесовичок очень доволен- если все люди будут относится хорошо к окружающему их миру природы, к окружающей среде, то Земля будет кормить человека еще много-много веков, и здоровье человека будет крепким! Оценивание работы учащихся на уроке. - Оцените свои достижения на уроке. Если все было понятно, поднимите зеленую сигнальную карточку. Молодцы, я с Вами согласна, прослушайте оценки за урок. Задавание на дом. Наш урок путешествие закончилось, можно покинуть, так же по тропинке наш лес. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.