Конспект урока окружающего мира (истории)
Студент: Кожевникова Полина Андреевна
Методист: Лукьяненко Таисия Ивановна
Учитель: Халимова Лилия Муратовна
Класс: 4 «Г»
Тема: «Начало Российской империи»
Цель: Формирование у обучающихся представлений о становлении государства Российского как империи, о правителях тех лет.
Задачи:
1. Познакомить с историей становления Российской империи;
2. Познакомить с преобразованиями в жизни страны в эпоху Петра I и созданием отечественной армии и флота, с историей возникновения города Санкт-Петербурга;
4. Развивать у учащихся патриотизм и интерес к отечественной истории, гордость за свой народ и свою Родину.
Планируемые результаты:
Личностные: Проявляет интерес к изучению истории свое страны, выказывает чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Метапредметные:
Регулятивные: Начинает и заканчивает учебные действия в требуемый временной момент под руководством учителя.
Познавательные: Находит информацию для ответа на вопросы учителя и выполнение заданий.
Коммуникативные: Владеет диалогической формой речи; контролирует, корректирует и оценивает действия партнера
Предметные: Знает о становлении Российской империи и людях, которые играли важную роль в жизни страны в то время.
Оборудование: презентация
Используемая литература: учебник Окружающий мир, 4 класс, 2 часть, УМК «Перспектива», А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, наглядный материал.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Формируемые результаты |
||||||||||||
Организация и мотивация к деятельности Слайд 1 |
Здравствуйте, меня зовут Полина Андреевна, сегодня урок истории у вас проведу я. -Присаживайтесь и проверьте готовность к уроку, на парте должен быть: учебник, РТ, тетрадь. -Не забываем правила поседения на уроке: на вопросы отвечаем по поднятой руке и полным ответом. -Спинки выпрямили, сели красиво, глазки подняли. -Сегодня на уроке за правильные, полные и четкие ответы будут даваться жетоны. Кто в конце урока набирает 3 жетонов, за урок получает 5. |
Здороваются Садятся, проверяют готовность к уроку Слушают |
|
||||||||||||
Актуализация знаний Слайд 2
Тест |
-Сегодня мы познакомимся с новой темой, а для начала давайте с вами проверим, что вы знаете по прошлой теме урока. -Кто мне напомнит тему прошлого урока? -Верно, тема прошлого урока «На пути к единству». -На ваших партах лежат тесты. Внимательно читаем вопрос и варианты ответа, выбираем нужный. Обводим в кружок На работу у вас 5 минут. Приложение 1. Молодцы. Выполнив тест, мы вспомнили материал прошлого урока. Сдайте с последних парт работы, я перепроверю и выставлю отметки. -Назовите причины Смутного времени?
-Чем закончилось смутное время? Верно, Смутное время закончилось победой 2-го народного ополчения, освобождением Москвы и страны от польских захватчиков и избранием нового царя Михаила Романова.
В каком году народное ополчение двинулось в Москву?
-Как народное ополчение и Смутное время связано с праздником – День народного единства?
Какого число празднуется день народного единства?
-Правильно, ребята. |
На пути к единству
Голод, междоусобные войны, умер последний царь.
Смутное время закончилось победой 2-го народного ополчения, освобождением Москвы и страны от польских захватчиков и избранием нового царя Михаила Романова.
1612
Если бы люди не сплотились и не стали едиными, они бы не смогли победить иноземцев и выгнать их из Москвы
4 ноября |
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
||||||||||||
Определение темы
Слайд 3 |
-Послушайте внимательно отрывок из стихотворения А.С. Пушкина, после которого вам нужно будет сформулировать тему урока: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. -Как вы думаете, о ком так писал Пушкин? -Верно, сегодня мы поговорим о Петре I. -Как вы думаете, какая тема у нас сегодня на уроке? Тема нашего урока связана с Петром I, но конкретнее она звучит так: «Начало Российской империи» -Потому что именно при Петре I страна изменилась и стала империей. |
Слушают
Она будет связана с Петром I
|
Личностные Познавательные Коммуникативные |
||||||||||||
Постановка цели и задач. Планирование.
Слайд 4 |
-Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цель. - Что нам нужно узнать? С чем познакомиться? Цель будет начинаться со слов «Познакомиться» Цель нашего урока: «Познакомиться с историей становления Российской Империи» -Сегодня мы с вами узнаем, как Русь стала Российской империей. Для достижения цели нам поможет план, обратите внимание на доску. (Имя), прочитай план. 1. Познакомиться с личностью Петр I 2. Познакомиться с преобразованиями в стране в эпоху Петра I. 3. Узнать о истории возникновения города Санкт-Петербурга и создании Российской империи. |
Отвечают
|
|
||||||||||||
Практическая деятельность
Слайд 5
Доклады учеников
Рассказ учителя
Видеофрагмент «Наше все. Царь плотник»
Слайд 6
|
Начнем выполнять наш план. Познакомимся с личностью Петр I После Михаила Федоровича (слайд) престол занял его сын Алексей Романов (слайд). Во время правления Алексея Михайловича, Россия испытывала трудности, отставала в развитии от европейских стран, так как не могла торговать из-за отсутствия выхода в Балтийское и Черное море. Та часть территории, которая обозначена желтым, до 1721 года, принадлежала Шведам, т.е. у России отсутствовал выход к Балтийскому и Черному морю. Следующим на трон пришел уже внук Михаила Федоровича, сын Алексея Михайловича, Петр. - Обратите внимание на портрет. Что можете сказать о человеке, который изображен на нем?
Правильно, мы видим волевого человека, который способен добиться поставленной цели, понимаем, что человек этот привык повелевать, привык, чтобы ему беспрекословно подчинялись и выполняли все его приказы. Современники так описывают Петра: «Не любил сидеть на месте, чаще всего был в движении. Ходил быстро, стремительно, шаги делал большие соответственно своему огромному росту (более 2 метров). При ходьбе широко размахивал руками. Его спутники едва поспевали за ним и вынуждены были бежать вприпрыжку».
Узнать о том, каким был Петр I в детстве нам помогут сообщения, которые подготовили ваши одноклассники.
Давайте послушаем. Приложение 2. Петр был провозглашён царём в 10-летнем возрасте. С матерью они вынуждены были переселиться в село Преображенское. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъёмным мостом. Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы 2 потешных полка – Семёновский и Преображенский. Потешные солдатики Петра с точностью настоящих солдат выполняли все команды своего маленького командира. Впоследствии составили два полка и стали настоящей опорой царю. Кто мне скажет, что это такое Потешные полки? (на доску) «Потешные полки» - это отряды, созданные для маленького царя Петра для игры в войну. -Чтобы лучше усвоить материал, нам поможет схема, которую в ходе урока я буду дополнять. Обратите внимание.
Детство «Потешные полки»
Приложение 3
Откройте учебники на странице 45 обратите внимание иллюстрация БОТИК Петра I. Посмотрите, как он выглядел.
Теперь проверим, как внимательно вы слушали меня и своих одноклассников. -Скажите, какое образование получил Петр I? Кто был его первым учителем? Кем был Никита Зотов?
Верно, Петр получил скудное образование, только в 15 лет узнал о четырех действиях в арифметике. Первым учителем был Никита Зотов.
-А во сколько Петр был провозглашён царем? -Верно, в возрасте 10 лет. -Что увлекало Петра в детстве? Чем он занимался? Да, с детства его забавляли игрушки, которые имели военный характер.
-После чего Петр начал заниматься судовождением? -Верно, после того как обнаружил небольшой ботик. Ботик принято считать родоначальником русского военного флота, в 1688 году, отремонтировав ботик, Петр начал плавать по озерам и прудам.
Вот мы с вами выполнили первый пункт плана, переходим ко второму пункту плана Познакомиться с преобразованиями в стране в эпоху Петра I.
Сейчас мы узнаем, какие были преобразования в эпоху Петра I, узнаем, что нового принес в жизнь своей страны. Великое посольство В 1697 году их России в Голландию отправилось Великое посольство отправилось нанимать для России разных мастеров, заказывать приборы. Посольство насчитывало 250 человек. В его составе были священники, повара, солдаты -охранники.
-Давайте посмотрим видеофильм, о путешествии Петра за границу. Великое посольство Что делал Петр I за границей? Верно, Петр отправился работать плотником в Голландию на местную корабельную верфь. Кто знает, что такое «верфь»? (на доску) Верфь- место постройки и ремонта судов и кораблей. А с кем он туда отправился? В Голландию Петр отправился с большой дипломатической миссией (Великое посольство), но путешествовал под видом простого солдата. Мы продолжаем знакомиться с Петром I. Давайте добавим в схему путешествие за границ
Обратите внимание на схему. Петр I
Великое посольство Верфь - Продолжаем знакомиться. Смотрим мультфильм дальше. Флот и армия При Петре I Россия превратилась в морскую державу. Была создана новая, регулярная армия. Каждый год из деревень в армию забирали определенное количество крестьян - рекруты, а воинская повинность - рекрутская. Рекруты служили всю жизнь. Как мы уже говорили, родоначальником флота был ботик. Общее число построенных за время царствования Петра кораблей составило около 900. Обратите внимание на схему. Добавим армию и флот Петр I
Армия и флот Рекруты Что сделал Петр для того чтобы торговать с европейскими странами напрямую? Верно, затеял войну со Швецией. Северная война России со Швецией длилась долгие 21 года с 1700 года по 1721 год. Во время войны произошло сражение под Полтавой. «Полтавская битва» Крупнейшее генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра 1 и шведской армией Карла 12 (слайд) Карл 12 был готов на все, лишь бы поскорее сразиться с русским войском. Это была кровавая битва, в которой русские и шведы стояли насмерть. Обратите внимание на иллюстрацию. Посмотрите, в один из решающих боёв, когда шведы прорвали русские ряды, Петр выехал и несмотря на прицельную стрельбу, скакал вдоль линии пехоты, вдохновляя бойцов личным примером.
Судьба Полтавской битвы решалась два с половиной часа, пока русские не обратили шведов в бегство.
В итоге Закончилась она поражением шведов и получением выхода к Балтийскому морю для России. Также, взгляните на карту, России отошли такие города как: Выборг, Ревель, Рига. А также Петр 1 перенес столицу Санкт – Петербург, чуть ближе к морю Как думаете, для чего он это сделал? Верно
Также с данным событием связана, крылатая фраза «Петр 1 прорубил окно в Европу» Как вы её понимаете? Верно
-Как называлось главное сражение в Северную войну? Верно, Полтавская битва. -С кем воевали русские? Да, русские воевали со Швецией. Королем Швеции был Карл 12. Чем закончилась битва? Правильно, поражением шведов и получением выхода к Балтийскому морю для России. Откроем учебники на странице 45, прочитаем, что же еще было основано при Петре 1 в России. Найдите абзац «При Петре 1 в России...» (имя), прочитай. Остальные внимательно следят, я могу в любой момент остановить. -Что было основано при Петре 1? Верно, заводы. А какие? Полотняные, парусинные, суконные. Верно.
Для чего Петр 1, старался, воздвигнуть большое количество заводов, фабрик в России?
А какие города возводились?
А что Петр 1 сделал для науки? Составил проект и планировал ее развивать. Молодцы. Давайте добавим науку и заводы. Петр I
Наука Производство А сейчас мы досмотрим видеофильм и узнаем, какой еще вклад Петр I внес в нашу страну, и выполним 3 пункт плана Узнать о истории возникновения города Санкт-Петербурга и создании Российской империи. Видеофрагмент строительство Санкт-Петербурга Какой же еще вклад внес Петр 1 в нашу страну? Так как город начинал строиться во время Северной войны, то главной постройкой стала крепость. Ее заложили на Заячьем острове в дельте реки Нева. Что такое дельта? (Дельта - низменность в низовьях крупных рек). Строительство города шло за пределами крепости по берегам реки, для этого осушали болота.
-Кто заметил, в каком году появилась новая столица? Давайте откроем учебники на странице 46 и прочитаем о строительстве города Санкт-Петербурга. Для строительства Санкт-Петербурга были приглашены лучшие русские и зарубежные специалисты. Обратите внимание, на иллюстрацию в учебнике. Петропавловская крепость положила начало городу Санкт-Петербург.
Давайте добавим строительство Санкт-Петербурга на схему. Петр I
Строительство В учебнике сказано, что царь хотел видеть свою державу империей. Как вы думаете, что такое империя? Империя – это государство с обширными территориями, во главе которого стоит император.
(Слайд)В 1721 году Московская Русь стала Российской империей.
А кто такой император? В честь чего Петр 1 принял титул «император»? Император – в переводе с латинского «повелитель». Давайте внесем эту информацию в схему.
Российская Империя
Давайте откроем рабочие тетради на странице 40-41 и на «Реке времени» отметим эпоху правления Петра I? (Сделать вывод по схеме) |
Слушают, выполняют задание
Что это мужественный, волевой человек. Взгляд его глаз как бы пронизывает нас, можно сказать, глаза проницательного, умного человека. Волевой подбородок.
Выходят рассказывают
Рассуждают
Петр получил скудное образование, только в 15 лет узнал о четырех действиях в арифметике. Первым учителем был Никита Зотов был простой дьяк (священнослужитель самого низшего ранга).
в возрасте 10 лет.
с детства его забавляли игрушки, которые имели военный характер
Предполагают
Предполагают
чтобы быть ближе к Европейским странам, для развития торговли
открыл путь в Европу, чтобы с ней торговать, учиться тому, что уже умели люди развитых стран Европы
Полтавская битва.
Королем Швеции был Карл 12.
полотняные, суконные, чугунно-литейные, железоделательные
Чтобы обеспечить армию оружием (пушки, винтовки) и строить флот.
Петрозаводск, Екатеринбург планировал развивать науку, построить хорошие сухопутные дороги |
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Предметные |
||||||||||||
Осуществление контроля Работа в парах |
Чтобы закрепить наши знания. -Для того чтобы проверить, как вы усвоили тему урока вам нужно будет ответить на несколько ответов. Приложение 4 (если не остается времени, сдают, проверяю) Проверим, как вы ответили на вопросы вместе. Читаем вопрос, отвечаем -Молодцы, ребята, вы отлично усвоили тему урока. |
Выполняют
Проверяют |
Личностные Регулятивные Познавательные Предметные |
||||||||||||
Оценивание учащихся |
-Сегодня, вы все хорошо поработали на уроке. Отметку «5» я поставлю тем ребятам, кто на уроке активно работал, отвечал полным и верным ответом, не шумел -Отметку «4» я ставлю тем, которые допускали незначительные ошибки при ответах. - В конце урока подойдете ко мне со своими дневниками, я выставлю отметки. |
|
|
||||||||||||
Домашнее задание |
Открываем дневники, записываем домашнее задание. №1 и 2 в рабочей тетради на странице 24-25. |
Записывают |
|
||||||||||||
Подведение итогов |
-Какая была тема урока? -В какое время правил Петр I? Как называлось наше государство во время его правления? -Какой вывод можем сделать по теме урока?
-Спасибо за работу. Урок окончен. -До свидания.
|
Петр I – великий русский царь и император. Он постоянно учился, узнавал что-то новое и изменял государство в лучшую сторону. Благодаря своим знаниям и умениям сформировал флот и разгромил шведскую арию, получив выход к Балтийскому морю. За свои заслуги перед Отечеством был провозглашен императором, а страна стала империей. Прощаются |
Коммуникативные Познавательные |
Учитель:_________
Методист:________
Приложение 1
(Актуализация знаний)
Когда польские захватчики выступили против России?
1) В 11в. 2) В 14в. 3) В 16в. 4) В 17в.
Где укрылись польские захватчики?
1) В Новгороде 2) В Киеве 3) В Москве 4) В Рязани
Кто из русских людей призвал народ к сопротивлению врагам?
1) Иван Фёдоров 2) Дмитрий Донской 3) Иван Грозный
4) Козьма Минин
Когда в нашей стране празднуется день освобождения от польских захватчиков?
1) 4 ноября 2) 23 февраля 3) 12 июня 4) 21 сентября
Какой памятник воздвигнут на Красной площади в Москве?
1) Ивану Сусанину 2) Дмитрию Донскому
3) Минину и Пожарскому 4) Народному ополчению
Приложение 2
Сообщение о детстве Петра.
Петр родился 30 мая 1672 года. В 4 года он остался без отца. Петр с детства был очень крепок физически. Одевался он просто, играл с сельскими ребятишками, бегал по селу с утра до вечера. Очень рано его стали забавлять игрушки, и эти игрушки почти исключительно имели военный характер. Образование Петр получил скудное. Петр впервые сел за азбуку под руководством Никиты Зотова пяти лет от роду. Никита Зотов был простой дьяк
(священнослужитель самого низшего ранга), сам он был не очень грамотен. Но Пётр всегда говорил, что я ученик и сам нуждаюсь в учителях. О чём это говорит - он всю жизнь учился. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, затруднялся излагать свои мысли на бумаге. Но это был необычный царь: любознательный, энергичный, трудолюбивый. Петр строил корабли, плотничал, был кузнецом, рисовал, печатал гравюры, учился ткачеству. Это шокировало придворных, привыкших к тому, чтобы царь появлялся на людях, обязательно поддерживаемый под руки ближними боярами.
Однако именно эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.
Приложение 3
Потешные полки.
С малых лет Петр интересовался военным искусством. Для его игр были сформированы «потешные полки». Со своими потешными войсками, собранными из боярских детей, царевич учился военному делу. Когда Петр вырос его потешные роты стали настоящими гвардейскими полками - Преображенским и Семеновским.
Особенно царь любил морское дело. Однажды юный Петр обнаружил в амбаре своего деда небольшой ботик - двухвёсельную шлюпку с парусом и рулем на корме. Петр стал учиться судовождению
Приложение 4
Подчёркиваем правильный ответ
1. Важнейшим делом Петра стало строительство по всей России заводов и фабрик. (верно)
Верно неверно
2. Титул император принял Петр I? (верно)
Верно неверно
3. Сухопутные войска Алексей Михайлович сформировал для забав царевича Петра? (неверно)
Верно неверно
4. При Петре I столицей России в 1712году стала Москва( неверно - Санк-Петербург)
Верно неверно
Записываем ответ словами
1. С какой страной воевала Россия, чтобы получить выход к Балтийскому морю? (Швеция)
2. Как стала называться наша страна? (империя)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.