Почтовые открытки в рамках современных практик психологических интервенций у различных категорий // Современная реальность в социально-психологическом контексте – 2024

  • Исследовательские работы
  • pdf
  • 04.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе рассматриваются различные способы использования почтовых открыток в практике психологических интервенций (как способа коммуникации между специалистом и пациентом). В ходе анализа данных зарубежных исследований рассматривается эффективность для различных групп (люди, совершающие самоповреждение и с суицидальным поведением, одиноко проживающие пожилые и т. д.). В результате проведенного анализа было выявлено, что большое значение имеет как группа, так и культурный контекст, т. к. в различных социокультурных средах психологическая интервенция имела разную эффективность. Хусяинов Т.М. Почтовые открытки в рамках современных практик психологических интервенций у различных категорий // Современная реальность в социально-психологическом контексте – 2024: сборник научных трудов / под науч. ред. А. Л. Журавлева, О. А. Белобрыкиной, М. И. Кошеновой; Министерство просвещения Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2024. С. 188-191.
Иконка файла материала Сборник Современная реальность - финал (1) (1).pdf

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

СОВРЕМЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 

В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ 

КОНТЕКСТЕ – 2024  

 

 

Сборник научных трудов

 

 

 

Под научной редакцией

доктора психологических наук, профессора, академика РАН,  научного руководителя Института психологии РАН

А. Л. Журавлева,

кандидата психологических наук, доцента НГПУ

О. А. Белобрыкиной,

кандидата психологических наук, доцента НГПУ

М. И. Кошеновой

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2024

1

УДК 316.6(082)+316.7(082)+159.97(082)        Печатается по решению 

ББК 88.5я43+74.66я43+88.7я43                       Редакционно-издательского совета 

            С568                                                         ФГБОУ ВО «НГПУ»

 

 

 

 

 

 

С568  Современная реальность в социально-психологическом контексте – 2024 : сборник научных трудов / под науч. ред. А. Л. Журавлева,  О. А. Белобрыкиной, М. И. Кошеновой ; Министерство просвещения Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2024. – 237 с. – Текст :

непосредственный.

 

ISBN 978-5-00226-134-5

 

В сборнике представлены материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 19–20 марта 2024 г.), посвященной осмыслению социально-психологических проблем современной реальности. Анализируются актуальные социально-психологические проблемы в различных сферах современной общественной жизни, обсуждаются вопросы взаимодействия социальной науки и практики. Приведены результаты исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных отдельным аспектам детерминации социального поведения человека, проблемам личностного выбора, рассмотрению различных форм девиаций, а также возможностей практического применения социально-психологических технологий превенции и коррекции отклоняющегося поведения. 

Адресован научным сотрудникам, преподавателям вузов, студентам, магистрантам, аспирантам, соискателям социально-гуманитарных и психологических факультетов вузов, специалистам социально-психологического, психолого-педагогического  и социально-педагогического профиля профессиональной деятельности. 

 

 

УДК 316.6(082)+316.7(082)+159.97(082) 

ББК 88.5я43+74.66я43+88.7я43

 

 

 

ISBN 978-5-00226-134-5                                              © Оформление. ФГБОУ ВО «НГПУ», 2024

2

5.                  Гулиева Х. Б., Чичкова А. О., Белобрыкина О. А. Зачем читать детям сказки?: Не риторический вопрос без ответа (на материале экспертной оценки пособия Т. М. Грабенко) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2017. № 2. С. 82–110.

6.                  Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд /перевод. А. Н. Ильинский; под ред. В. А. Базарова. М.: Юрайт, 2023. 316 с.

7.                  Литинская Д. Г. Типы современного эскапизма и феномен экзистенциального эскапизма // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. С. 308–311.

8.                  Руденский Е. В., Руденская Ю. Е. Дефект социализации личности как базовая категория педагогики критического конструктивизма. Введение в социально-генетическую виктимологию. Новосибирск: НГПУ, 2012. 252 с.

9.                  Babelio. Decouvrez des livres, critiques, extraits, resume [Электронный ресурс]. – URL: https://www.babelio.com/livres/Brun-Arnaud-Memoires-de-la-foret-tome-1--Les-souvenirsde-Fer/1480473 (дата обращения: 13.03.2024).

 

 

УДК 159.99

Т. М. Хусяинов

Национальный исследовательский университет 

«Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Россия

 

ПОЧТОВЫЕ ОТКРЫТКИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРВЕНЦИЙ  У РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ[1]

 

В работе рассматриваются различные способы использования почтовых открыток в практике психологических интервенций (как способа коммуникации между специалистом и пациентом). В ходе анализа данных зарубежных исследований рассматривается эффективность для различных групп (люди, совершающие самоповреждение и с суицидальным поведением, одиноко проживающие пожилые и т. д.). В результате проведенного анализа было выявлено, что большое значение имеет как группа, так и культурный контекст, т. к. в различных социокультурных средах психологическая интервенция имела разную эффективность.

Ключевые слова: психологические интервенции, почтовые открытки, психологические практики, практическая психология, самоповреждения, психическое здоровье.

 


T. M. Khusyainov

National Research University “Higher School of Economics”, 

Nizhny Novgorod, Russia

 

POSTCARDS WITHIN THE FRAMEWORK OF MODERN  PSYCHOLOGICAL INTERVENTION PRACTICES  FOR VARIOUS CATEGORIES

 

This paper examines various ways of using postcards in the practice of psychological interventions (as a method of communication between a specialist and a patient). The analysis of data from foreign studies examines the effectiveness for various groups (people who commit self-harm and suicidal behavior, elderly people living alone, etc.). As a result of the analysis, it was revealed that both the group and the cultural context are of great importance, because in different sociocultural environments, psychological interventions had different effectiveness.

Keywords: psychological interventions, postcards, psychological practices, practical psychology, self-harm, mental health.

 

Первоначально почтовые открытки выполняли коммуникативную функцию, как один из наиболее быстрых и дешевых способов передачи информации. В настоящих условиях, где для удаленной коммуникации активно используются мессенджеры и социальные сети, телефонные и видеозвонки, почтовые открытки получают совершенно новые функции. Они становятся предметом ностальгии, предметом для просветительской деятельности и т.д. 

В специализированной литературе можно встретить различные способы использования почтовых открыток в психологической практике.

Как отметила группа японских ученых, существующие исследования по профилактике часто основаны на длительных психотерапевтических процедурах, широкое применение которых на уровне сообщества достаточно затруднительно [2]. Поэтому стали разрабатываться различные практики взаимодействия и интервенции, для этого были использованы письма, телефонные звонки и электронные письма [6]. 

Один из способов решения этой проблемы – интервенция при помощи почтовых открыток (Postcard intervention). В ходе ряда проведенных исследований было выявлено, что данный способ эффективен для пациентов после госпитализации в связи глубокой депрессией, передозировкой наркотиков или членовредительства. Однако, как отметили исследователи из Японии [4] и Новой Зеландии [1], существуют серьезные различия эффективности этого способа, что зависит от характеристик референтной группы. Например, при работе с пожилыми людьми из сельской местности Японии с депрессией использование почтовых открыток показало свою неэффективность [4]. Однако, как отмечают авторы, вмешательство может быть эффективным при различных дополнительных параметрах. 

При попытке снижения суицидального поведения у молодых людей в США не было обнаружено существенного влияния почтовой открытки на риск самоубийства, хотя участники продемонстрировали улучшение показателей психического здоровья [7]. При этом на выборке в 700 взрослых человек в Австралии, которые совершали самоотравление, использование интервенции через почтовые открытки (с ободряющими посланиями и словами поддержки) показало снижение числа рецидивов, а также позволило значительно уменьшить число госпитализаций и дней, проведенных в больнице [2].

При этом большое значение имели культурные особенности, так, в Японии менее половины тех, кому было предложено принять участие в исследовании, согласились. Исследователи связывают это с более закрытым обществом в целом, а также с тем, что участились случаи мошенничества, поэтому пожилые люди менее склонны доверять незнакомцам [4]. В то же время среди жителей Европы, Австралии и США процент тех, кто готов был принять участие, существенно выше.

Исследование об интервенции через почтовые открытки в Иране было проведено с людьми, находившимися на стационарном лечении (2300 участников из первоначальной группы из 2416), поэтому авторы отмечают, что невозможно определить, как это работало бы с другими категориями [3].

Таким образом, мы можем сделать вывод о возможности использования почтовой открытки как инструмента для проведения психологических интервенций. Однако небольшое число исследований, серьезная разница в методологиях, культурном контексте и самих категориях пока не дают возможности для полноценного вывода об эффективности использования их в конкретных ситуациях. Исследователи отмечают как успешность использования, так и отсутствие какого-то прямого влияния, однако отмечают улучшение общего психологического состояния, что также имеет большое значение и может быть существенной причиной для применения данной практики в широком социальнопсихологическом контексте.

 

Список литературы

1.                  Beautrais A. L. Gibb S. J., Faulkner A., Fergusson D. M., Mulder R. T. Postcard intervention for repeat self-harm: randomised controlled trial // British Journal of Psychiatry. 2010.

Vol. 197, Is. 1. P. 55–60. DOI: 10.1192/bjp.bp.109.075754

2.                  Brauser D. Postcard Intervention Brings Patients Back From the Edge // Medscape. URL: https://www.medscape.com/viewarticle/781357?form=fpf (дата обращения: 10.04.2024).

3.                  Hassanian-Moghaddam H., Sarjami S., Ali-Asghar Kolahi A.-A., Carter G. L. Postcards in Persia: randomised controlled trial to reduce suicidal behaviours 12 months after hospital-treated self-poisoning // The British Journal of Psychiatry. Vol. 198, Is. 4. P. 309–316. DOI:

10.1192/bjp.bp.109.067199

4.                  Imai H., Furukawa T. A., Okumiya K., Wada T., Fukutomi E., Sakamoto R., Fujisawa M., Ishimoto Y., Kimura Y., Chen W., Tanaka M., Matsubayashi K. Postcard intervention for depression in community-dwelling older adults: A randomised controlled trial // Psychiatry Research. 2015.

Vol. 229, Is. 1-2. P. 545–550. DOI: 10.1016/j.psychres.2015.05.054

5.                  Matsubara T., Kawano M., Tsuruta R., Watanabe Y., Nakagawa S. Combining phone and postcard brief contact interventions for preventing suicide reattempts: A quasi-randomized controlled trial // Psychiatry Research. 2019. Vol. 279. P. 395–396. DOI: 10.1016/j.psychres.

2019.05.033

6.                  Milner A. J., Carter G., Pirkis J., Robinson J., Spittal M. J. Letters, green cards, telephone calls and postcards: Systematic and meta-analytic review of brief contact interventions for reducing self-harm, suicide attempts and suicide // The British Journal of Psychiatry. 2015.

Vol. 206, Is. 3. P. 184–190. DOI: 10.1192/bjp.bp.114.147819

7.                  Robinson J., Yuen H. P., Gook S., Hughes A., Cosgrave E., Killackey E., Baker K., Jorm A., McGorry P., Yung A. Can receipt of a regular postcard reduce suicide-related behaviour in young help seekers? A randomized controlled trial // Early Intervention in Psychiatry. 2012. Is. 6. P. 145–152. DOI: 10.1111/j.1751-7893.2011.00334.x

 

 

УДК 159.923+ 316.6

М. Г. Чухрова, А. А. Андреева

Новосибирский государственный педагогический университет, 

Новосибирск, Россия

 

АУТОАГРЕССИВНОСТЬ И ДЕВИАНТНОЕ МАТЕРИНСТВО  У ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН

 

Девиантное материнство, проявляющееся в недостаточном внимании и нежелании женщин ухаживать должным образом за своими детьми, является одной из актуальных проблем в пенитенциарных учреждениях. Целью исследования было определение индивидуально-психологических особенностей и эмоциональной сферы осужденных женщин, беременных или имеющих детей, рожденных в исправительном учреждении, в зависимости от проявления ими аутоагрессивного поведения. В исследовании приняли участие 30 осужденных женщин, из них 15 женщин проявили аутоагрессивное поведение (попытка суицида) и 15 женщин не были замечены в проявлениях аутоагрессии. Показано, что у женщин с попытками


СОДЕРЖАНИЕ 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНЫХ РЕДАКТОРОВ .................................................... 3

 

ДЕТЕРМИНАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА  И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОГО ВЫБОРА

 

Андронникова О. О. В поисках счастья: всеобщая удовлетворенность

жизнью как феномен современной реальности ....................................................... 6

Ганиева А. М., Баянова Л. Ф. Особенности проявления культурной

конгруэнтности и дивергентного мышления в подростничестве ........................ 17 Защиринская О. В. Межпоколенческие экспектации в понимании пси-

хологического портрета современной молодежи .................................................. 21

Иванова О. В., Маленова А. Ю. Уровень и структура профессионального благополучия руководителей среднего звена с разными социально-

демографическими характеристиками .................................................................... 26

Киричик Е. С., Ярмольчик Е. В. Установка на деторождение у молодых женщин и возможности ее формирования в образовательном про-

странстве университета ............................................................................................ 32

Ковалева Ю. В. Научный семинар как событие и новый объект истори-

ко-психологического исследования: социальный аспект ..................................... 38 Левшунова Е. Н. Эмоциональный интеллект как развивающаяся компе-

тентность .................................................................................................................... 45

Перевозкина Ю. М., Федоришин М. И. Постановка проблемы исследования коллективных ментальных моделей в военно-профессиональной

деятельности .............................................................................................................. 49

Шнейдер Л. Б. Самоорганизация времени жизни: истоки, содержание 

и современные тренды .............................................................................................. 54

 

РИСКИ И РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Андреева И. А. Современная семья: актуальные ответы на существую-

щие вызовы ................................................................................................................ 63

Бессчетный А. М. Особенности восприятия времени родителями детей

с расстройством аутистического спектра ............................................................... 66 Валитова И. Е. Оценка себя как матери в структуре самосознания женщины, имеющей ребенка раннего возраста с нарушениями развития ................ 73 Ветерок Е. В. Теоретический анализ зарубежных исследований, посвященных проблеме переживания стыда у подростков с ограниченными

возможностями здоровья .......................................................................................... 81

Григорьева М. В., Кириченко Н. В., Киселева А. М., Кузьмина Ю. М. О развитии служб медиации (примирения) в муниципальной системе

образования г. Новосибирска ................................................................................... 86

Гурина Е. С., Волохова В. И., Серко П. М. Дефицит символической

отцовской функции как фактор социальных рисков ............................................. 90 Жданова А. Д. Социальная стигматизация семьи в современном образо-

вательном пространстве ............................................................................................ 96

Солтан М. М. Виртуальная среда как источник социально-психоло-

гических, педагогических и медицинских проблем у школьников ................... 102 Тимонов М. А. Гражданственность и патриотизм в сознании россий-

ской молодежи: опыт анализа данных социальных медиа ................................. 108 Томилова Е. А. Специфика психических травм у студентов ............................ 115 Штайц Т. К., Белобрыкина О. А. Содержание понятий «одарённость»

и «одарённый ребёнок» в представлениях педагогов ......................................... 120 Шухова Н. А. К вопросу об угрозах безопасности в отношениях .................... 132

 

АДДИКТИВНЫЕ, ДЕВИАНТНЫЕ И ВИКТИМНЫЕ РЕАЛИЗАЦИИ 

ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЧИНЫ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕВЕНЦИИ И КОРРЕКЦИИ

 

Желанковская Н. А. Диагностика представлений подростков об агрес-

сии при помощи мультипликации ......................................................................... 139

Зуев К. М. Личность участника террористической деятельности: осно-

вания методологического анализа ......................................................................... 144

Клепикова Н. М. Активность нейропсихологических систем как предиктор склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте ........ 149 Костригин А. А., Потапова В. А. Советская педология об организации

работы в детских домах .......................................................................................... 154

Кошенова М. И. К вопросу об эффективности сложившейся практики превенции и коррекции суицидального поведения несовершеннолетних........ 159 Красникова В. И., Коротеева Е. М. Взаимосвязь жизнестойкости, субъективного благополучия и склонности студентов к разным видам

зависимостей ............................................................................................................ 168

Няголова М. Д. История и современность девиантологии в Болгарии:

научный вклад И. Д. Карагьозова .......................................................................... 175

Руденская Ю. Е. Эскапизм в детской литературе как латентный способ

виктимизации развивающейся личности .............................................................. 181

Хусяинов Т. М. Почтовые открытки в рамках современных практик

психологических интервенции у различных категорий ...................................... 188 Чухрова М. Г., Андреева А. А. Аутоагрессивность и девиантное мате-

ринство у осужденных женщин ............................................................................. 191

 

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

 

Баринова И. И., Тарасевич П. А., Хорунжина Д. В., Бурдасов Н. Э., Придворова Н. А. Метакогнитивные и ценностные особенности первокурсников в контексте их адаптации к учебно-профессиональной дея-

тельности .................................................................................................................. 197

Лобко Д. А. Взаимосвязь привязанности и локуса контроля ............................ 202

Миронов Д. В. Интернет-зависимость и ее особенности у студентов ............. 208 Присяжный М. А. Родительское отношение к игровым предпочтениям

дошкольника ............................................................................................................ 213

Радионова Д. О. К вопросу о проблеме психодиагностического измере-

ния жизнестойкости личности ............................................................................... 219

Сорокова Н. А. Влияние отношения подростка к матери на его самоот-

ношение .................................................................................................................... 224



[1] Публикация подготовлена в ходе проведения исследования (проект № 24-00-004 «Динамика коммуникативных практик в почтовой переписке (на материале корпуса «Пишу тебе»)») в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)».