Шанина Виктория Сергеевна
Педагог – психолог МАОУ «СОШ №28»
Научный руководитель:
Герасименко Ю. А., кандидат педагогических наук,
доцент кафедры психологии образования ФГАОУ ВО «УрГПУ»
Развитие учебной мотивации у младших школьников
Актуальность исследования проблемы развития учебной мотивации в начальной школе обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к личностным результатам учащихся. В данном возрасте учебная деятельность становится основной для ребенка, поэтому именно в этот период необходимо формировать и развивать его учебно-познавательную мотивацию, чтобы к окончанию начальной школы она стала устойчивой и прочной частью его личности.
Вопрос о недостаточной развитости мотивации к обучению у детей связан с тем, что при одинаковых умственных способностях ученики показывают разный уровень успеха в обучении. Из-за этого необходимо заниматься повышением качества усвоения знаний младшими школьниками, уделяя внимание проблеме развития и формирования мотивации к обучению у детей. Мотивация проявляется не только в активности приобретения знаний, но и в осознании их значимости для развития личности и общества.
Характеристика учебной мотивации младших школьников
А.Н. Леонтьев исследовал мотивы и считал их воспринимаемыми, представляемыми и мыслимыми объектами, в которых конкретизируются предметные потребности. Леонтьев выделил две функции мотивов: побуждение и смыслообразование. Побуждающие мотивы - побудительные факторы, которые могут быть положительными или отрицательными. Смыслообразующие мотивы наделяют деятельность личностным смыслом. Когда эти две функции сочетаются, деятельность становится сознательно регулируемой. Если смыслообразующая функция ослаблена, мотив становится только понимаемым.
Исследования В.Г. Асеева выявили тесную взаимосвязь между мотивацией и эмоциями. Согласно этим исследованиям, эмоции играют роль в ориентации человека, указывая ему на значимость и важность окружающих явлений. Кроме того, эмоции также имеют устойчивую во времени функцию, определяющую энергетический уровень жизнедеятельности. В исследованиях А.К. Марковой отражен подход к учебной деятельности как к полимотивированной. Она считает, что мотивация формируется как сложная структура побуждений с установлением новых, более зрелых и иногда противоречащих отношений между ними. Исходя из теории А.Н. Леонтьева о роли смысла в деятельности, А.К. Маркова выделяет потребности, мотивы и цели как основные факторы формирования мотивации учебной деятельности [6].
В младшем школьном возрасте в связи с изменением социальной ситуации развития детей появляются новые интересы и мотивы. Игра становится менее важной, хотя дети все еще проводят много времени, играя. В то же время, учебные мотивы приобретают большую ценность и значимость [1]. Примерно семилетнему ребенку приходит так называемая «внутренняя позиция школьника». Он хочет занять определенное место в мире взрослых, стать учеником и удовлетворить свою потребность в новых знаниях. Эти мотивы помогают ему освоить школьную жизнь и принять новые правила [5].
Рассмотрим классификацию мотивов обучения, предложенную И.В. Дубровиной:
I. Мотивы осознанные и действенные — понимают, что им нужно учиться, но это не всегда заставляет их активно включаться в учебный процесс.
II. Мотивы ведущие и второстепенные — некоторые мотивы оказывают более сильное воздействие на процесс обучения, чем другие.
III. Мотивы, формируемые обучением — эти мотивы прямо связаны с содержанием и процессом учебной деятельности. К ним относятся мотивы успеха, связанные с необходимостью получить хорошую оценку или удовлетворить родительское одобрение, а также престижные мотивы, связанные с желанием выделяться среди своих товарищей и занять привилегированное положение [2].
Существуют также отрицательные мотивы обучения такие как желание избежать наказания со стороны родителей или осуждения со стороны одноклассников, друзей и учителей. Для педагогов и психологов начальной школы важно учитывать основные мотивы, которые формируют учебную мотивацию у младших школьников. Познавательные мотивы направляют детей на самообразование и развитие способов получения новых знаний. Социальные мотивы включают взаимодействие со сверстниками и окружающей средой, а также стремление к получению отметок, ответственности и ценности знаний [7].
Мотивация учебной деятельности имеет глубокое влияние на продуктивность и успехи в учении. Если мотивация отсутствует, это может привести к снижению успеваемости. В младшем школьном возрасте центральную роль играет установка на «научиться учиться», которая формирует мотивацию обучения и влияет на последующую успешность школьного процесса.
Исследования, проведенные Ф. Савиной, В. Максимовой, И. Шапошниковым, С. Рубинштейном и Г. Щукиной, показывают, что отношение школьников к обучению зависит от стабильности их познавательных интересов. Исходя из этого, основной мотивацией в обучении становятся познавательные интересы младших школьников. В свете этого, педагогические методы и инструменты, предложенные исследователями, направлены на формирование устойчивых познавательных интересов в процессе образовательной деятельности [4].
Приведем ряд рекомендаций для увеличения мотивации учеников начальной школы (таблица 1) [8].
Мотивация представляет собой комплексное образование, включающее в себя различные мотивы, взаимосвязанные друг с другом. Для формирования положительной мотивации учебной деятельности необходимо использовать все элементы этого процесса, так как каждый из них важен и необходим для младшего школьника. Однако в реальности эти средства редко применяются в качестве целостной системы, как правило, используются отдельные компоненты или их комбинация [3].
Таблица 1
Рекомендации к повышению учебной мотивации
| 
 Рекомендация  | 
 Адресант  | 
| 
 Следует организовывать учебный процесс, учитывая интересы, стремления и возможности психофизического здоровья детей.  | 
 Педагог  | 
| 
 Сравнение результатов обучения следует производить только с достижениями самого ученика, а не с другими учащимися. Не рекомендуется использовать оценки в качестве инструментов дисциплинарного воздействия. Вместо этого, рациональнее применять разнообразные методы педагогической поддержки.  | 
 Все взрослые  | 
| 
 Активно сотрудничать с школьными психологами и социальными педагогами для комплексной диагностики мотивации учебного процесса и корректировки мотивационной сферы учеников.  | 
 Педагоги, родители (законные представители)  | 
| 
 Посещать уроки начальных классов и анализировать использование положительных мотивов обучения детей младшего школьного возраста для определения уровня развития учебной мотивации и выбора наиболее эффективных способов ее повышения.  | 
 Психологи  | 
| 
 Оценивать выполненную работу таким образом, чтобы оценка стимулировала ученика к повышению познавательной активности, даже если достижения незначительные.  | 
 Педагоги  | 
| 
 Включать в учебные задания элементы новизны, чтобы стимулировать внутренний интерес детей и следить за тем, чтобы задачи соответствовали возрастным ограничениям и были оптимальной сложности.  | 
 Педагоги, психологи  | 
| 
 Использовать активные и интерактивные методы обучения, отказываясь от представления учащегося как пассивного слушателя.  | 
 Педагоги  | 
| 
 Применять методы самооценки, взаимооценки и рецензирования.  | 
 Педагоги, психологи  | 
| 
 Создать атмосферу активного сотрудничества и заинтересованности всех учеников в учебной работе.  | 
 Педагоги  | 
| 
 Стимулировать учеников к использованию разных способов выполнения заданий, не бояться сделать ошибку или высказать неправильное мнение. Необходимо признавать право ученика на ошибку и учить относиться к ней как к возможности для саморазвития и самосовершенствования.  | 
 Все взрослые  | 
| 
 Использовать соревновательные элементы на занятиях, чтобы стимулировать учебную мотивацию.  | 
 Педагоги  | 
| 
 Применять различные методы и формы организации учебного процесса, учитывая субъективный опыт детей.  | 
 Педагоги  | 
| 
 Изучать, анализировать и внедрять в практику преподавания лучший педагогический опыт  | 
 Педагоги  | 
Приходя в первый класс, ребёнок замотивирован получать новые знания, поэтому важно способствовать поддержанию этого мотива к обучению. Ключевое влияние на уровень мотивации в младшем школьном возрасте оказывают взрослые, а именно родители и педагоги. Взрослым необходимо поддерживать младшего школьника, фокусируя его на позитивных моментах, касающихся школы, и ориентировать на успех. Педагогу же необходимо использовать различные интерактивные методы обучения, которые описаны выше, для более успешного поддержания мотивации младших школьников. В этом возрасте происходит переход с одного ведущего вида деятельности на другой, поэтому необходимо использовать игровые методы обучения, для поддержания интереса и удержания внимания обучающихся на уроке.
Экспериментальное исследование учебной мотивации младших школьников
В исследовании участвовал 1 класс в составе 25 человек на базе МАОУ «СОШ №28». В качестве диагностического инструментария использовалась методика определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой
Анкета Н.Г. Лускановой предназначена для определения школьной мотивации учащихся. и выявления группы риска (дезадаптивных детей).
Результаты диагностики учебной мотивации в 1 классе представлены на Рисунке 1.

Полученные результаты свидетельствовали о необходимости разработки программы психолого–педагогического развития учебной мотивации младших школьников.
Разработанная программа составлена на основе вышеизложенной информации и позволяет развить мотивацию школьников, посредством развития познавательных процессов, логического мышления, творческого потенциала и при условии использования игрового метода, метода поощрения и создания ситуации успеха. А это, в сою очередь, способствует тому, что младший школьник будет более успешно справляться с поставленными задачами в рамках школы, соответственно повысит мотивацию к обучению.
Программа является компилятивной, за её основу взяты:
1. Коррекционная программа «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников» (педагог – психолог МБОУ Школа №13 г. Самары, Е. В. Хрынова)
2. Программа формирования и повышения учебной мотивации младших школьников (педагог начальных классов МБОУ «СОШ № 32 г. Владивостока, Л. К. Агарагимова)
3. Программа внеурочной деятельности «Учусь учиться» (педагог – психолог Данильчук О. О., г. Асбест)
Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у младших школьников.
Задачи:
1) Формирование положительного отношения к школе, снижающее чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.
2) Способствовать развитию познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление).
3) Способствовать развитию самостоятельности.
4) Создание условия для развития способности к рефлексии.
5) Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со
Продолжительность занятий: 7 занятий – по 1 занятию в две неделе продолжительностью 40 минут.
Формы работы: групповые занятия, индивидуальная работа, упражнения/ задания в ходе группового занятия.
План занятий представлен в Таблице 2.
Ожидаемые результаты:
• Сформировано эмоционально - положительного отношения к школе.
• Развиты основные когнитивные процессы (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности) на доступном уровне.
• Сформирован навык сотрудничества в разных социальных ситуациях.
• Сформированы навык рефлексии и адекватное восприятие себя.
Таблица 2
План развития учебной мотивации у младших школьников.
| 
 №  | 
 Тема  | 
 Цель  | 
 Содержание  | 
| 
 Январь  | 
|||
| 
 1  | 
 «Я и мой внутренний мир»  | 
 Тренировка эмоционального состояния ребенка, переключения устойчивости этого состояния.  | 
 1.«Две бабочки». 2.«Угадай настроение». 3.«Добрый - злой, веселый - грустный». 4«Когда нам хорошо...».  | 
| 
 2  | 
 «Какой я сейчас?»  | 
 Тренировка смены эмоционального фона настроения. Повышение уверенности в себе  | 
 1.«Какой я внутри сейчас». 2. «Черепашка». 3. «Добрая фея - злая фея» (для девочек), «Веселый принц - грустный принц» (для мальчиков). 4.«Какой я внутри сейчас». 2. «Черепашка  | 
| 
 Февраль  | 
|||
| 
 3  | 
 «Что такое школа?»  | 
 Формирование положительного отношения к школе, снижающее чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения  | 
 1.«Моя эмоция» 2.«Что я знаю о школе?» 3. «Первоклассник» 4. «Моя эмоция»  | 
| 
 4  | 
 «Пол или потолок?»  | 
 Способствовать развитию самостоятельности  | 
 1.«Моя эмоция» 2. «Нос, пол, потолок» 3.«Не пропусти растение» 4. «Моя эмоция»  | 
| 
 Март  | 
|||
| 
 5  | 
 «Я художник, я так вижу»  | 
 Способствовать развитию творческого мышления  | 
 1.«Солнышко» 2. «Рисуй по памяти» 3. «Поиск предмета» 4. «Солнышко»  | 
| 
 6  | 
 «Напишем свою историю!»  | 
 Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками  | 
 1.«Солнышко» 2. «Ребус» 3. «Сочини рассказ» 4. «Тропинка, кочки, копна» 5. «Солнышко»  | 
| 
 Апрель  | 
|||
| 
 7  | 
 «Мир профессий»  | 
 Формирование положительного отношения к школе  | 
 1.«Есои бы я был…» 2. «Мне нравится» 3. «Мир профессий» 4.«Нарисуй настроение»  | 
Для проверки эффективности разработанной программы было проведено повторное диагностирование, используя те же методики, что и до этого.
Рассмотрим полученные результаты по методике определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
В исследовании участвовал тот же 1 класс в составе 25 человек на базе МБОУ «СОШ №28».
Рисунок 2
Результаты
повторной диагностики учебной мотивации в 1б классе. 
По результатам сравнительного анализа тестирований для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой (Таблица 3), которые проводились до реализации развивающей программы и после количество опрашиваемых с высоким уровнем школьной мотивации выросло на 10,75% и на 2,5% выросло количество - с положительным отношением к школе. Количество опрашиваемых (в процентном соотношении) с низким уровнем школьной мотивации выросло на 14,75%. При этом количество опрашиваемых с хорошей мотивацией сократилось на 11,5%. Комплексно рассматривая результаты по данной методики, мы делаем выводы, что мотивация к обучению возросла у большего числа опрашиваемых.
| 
 Результаты первой диагностики  | 
 Результаты второй диагностики  | 
 Разница показателей  | 
||
| 
 6,25%  | 
 Высокий  | 
 17%  | 
 Вырос на 10,75%  | 
|
| 
 24%  | 
 Хороший  | 
 12%  | 
 Снизился на 11%  | 
|
| 
 47,5%  | 
 Положительное отношение к школе  | 
 50%  | 
 Вырос на 2,5%  | 
|
| 
 6,25%  | 
 Низкий  | 
 21%  | 
 Вырос на 14,75%  | 
|
| 
 16%  | 
 Дезадаптация  | 
 0%  | 
 Снизился на 16%  | 
|
Таким образом, на основе результатов эксперимента можно утверждать, что развитие учебной мотивации младших школьников будет успешным при условии использования игрового метода, метода поощрения и создания ситуации успеха.
Выводы
Проблема учебной мотивации всегда была актуальна. Поэтому в психолога – педагогической литературе многие авторы подходили к изучению данного вопроса. При анализе учебной мотивации было выявлено, что она имеет свою структуру. И каждый автор подходил к данному вопросы по – своему. Но И.В. Дубровина более удачно выделила компоненты учебной мотивации. И особое место в её классификации играют мотивы, формирующие обучение.
Исследования, проведенные Ф. Савиной, В. Максимовой, И. Шапошниковым, С. Рубинштейном и Г. Щукиной, показывают, что основной мотивацией в обучении являются познавательные интересы младших школьников.
В процессе педагогической деятельности учитель выполняет свою социальную роль, управляя процессом обучения и воспитания. И для успешного протекания этого процесса выше даны рекомендации для педагогов и родителей в том числе.
В ходе экспериментального исследования, проведенного на базе первого класса, была проведена методика исследования школьной мотивации Н,Г.Лускановой Результаты показали наличие дезадаптации и низкого уровня учебной мотивации, что подтвердило необходимость разработки программы по развитию учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
Повторное диагностирование (после реализации программы) позволило нам сделать вывод, что разработанная программа развития мотивации младших школьников способствовала развитию учебной мотивации. Таким образом, можно утверждать, что учебную мотивацию младших школьников можно развивать посредством использования игрового метода, метода поощрения и создания ситуации успеха.
Список использованной литературы:
1. Гани С. В. Динамика учебной мотивации в процессе обучения в начальных классах // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2010. №5.
2. Дубровина, И.В. Практическая психология образования. / И.В. Дубровина. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
3. Есина, Е. В. Педагогическая психология Конспект лекций [Текст] / Е. В. Есина — М. — : Эксмо, 2008 – 160 c.
4. Иванова Т.Ф. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников [Текст]: автореф. канд. псих.наук: 19.00.07 / Т.Ф. Иванова; Волгоградский гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2005. – 185 с
5. Кислицкая Л. А. Личностное развитие первоклассников, психологически готовых и не готовых к школьному обучению: дис. … канд. психол. наук. М., 2007.
6. Чуканова Т.В., Черная Е.В. ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ В КОНЦЕ XX ВЕКА // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
7. Чуканова Т.В., Черная Е.В. ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙКОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫКАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;
8. Шарычева Мария Эдуардовна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.