Конспект урока окружающего мира
Тема урока: Как из зерна получилась булка
Класс:1.
Учебник: Окружающий мир (Н.Ф. Виноградова), часть 1, учебник стр.31-32, рабочая тетрадь стр.17.
Цель: формирование целостного представления о процессе появления хлеба.
Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи:
Образовательные:
-расширить представление о процессе выращивания и изготовления хлеба;
-уметь составлять предложения (устно) по иллюстрации и ключевым словам;
-уметь читать слова и предложения;
Развивающие:
-развивать речь: словарный запас (комбайн, мельница и др.); связность (составление предложений); аргументированность (при работе с пословицами);
-развивать мелкую моторику рук при работе с пластическим материалом;
-развивать мышление (анализ, синтез);
Воспитательные:
-воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий;
-воспитывать бережное отношение к хлебу;
-воспитывать культуру труда во взаимодействии с одноклассниками.
УУД:
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения поставленной задачи: формировать умение ставить вопросы, искать информацию; формировать умение слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, сотрудничать в парах, группах.
Познавательные: использовать общие приемы решения проблемных задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить логические речевые суждения.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей; взаимодействие – ориентироваться на позицию партнера в общении и совместной работе, оценивание своих действий и действий партнера.
Личностные: нравственно-эстетическая ориентация – уважать труд людей, связанных с производством хлеба, бережно относиться к хлебу; самоопределение - воспитывать культуру труда и поведения во взаимодействии с одноклассниками.
Методы:
· по источнику знаний: словесные, практические;
· по уровню познавательной активности: частично - поисковые;
· по принципу расчленения или соединения знаний: аналитические, сравнительные.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Планируемые результаты:
личностные:
- умение работать самостоятельно;
- проводить самоконтроль;
метапредметные:
-применение полученных знаний в жизни;
- определение и продолжение закономерности;
- умение ориентироваться в пространстве.
предметные:
-выстраивать логическую цепочку появления хлеба из зерна;
-учиться характеризовать деятельность людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, приводить примеры профессий людей по данной теме;
-перечислять хлебобулочные изделия.
Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, карточки для групповой работы.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Прозвенел звонок, начался урок На уроке будь старательным Будь активным и внимательным Говори ты четко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если друг стал отвечать Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними скорее руку. |
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
- Сегодня на урок я пришла не одна, а с героем русской народной сказки. Узнайте его.
Из муки он был печен, На сметане был мешён. На окошке он студился, По дорожке он катился. Был он весел, был он смел И в пути он песню пел. У него румяный бок Кто же это?
- Что хотели сделать с Колобком все герои русской народной сказки? - Почему они хотели съесть Колобка?
- Из чего был сделан Колобок? - Кто из вас с мамами или бабушками месил тесто, из чего оно состоит, как его получить? - Существует много различных рецептов, но как вы думаете, какой компонент должен обязательно входить в состав любого теста? - Ребята, могу ли я сказать другими словами, что Колобок - это хлеб?
-Предлагаю поиграть. Проведем речевую разминку. Кто больше назовет изделий из муки, или как правильно их называют хлебобулочных изделий. - Я купила в булочной каравай. А ты?
|
Колобок
Съесть
Он был румяный, ароматный, свежий, вкусный, аппетитный
Из теста Яйца, вода, соль, сахар, масло, сметана, дрожжи, мука.
Мука
Да.
Булочку, бублик, батон, пирожок….
|
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) |
На экране открывается дерево, на котором развешаны изображения хлебобулочных изделий. (С.31 учебника.) -Что вы видите на экране? - Булки, баранки, батоны растут на дереве, сказал Вова. -Оно так и называется: «хлебное дерево». -Почему дети засмеялись? Может ли такое быть? Почему?
Учитель: - Хлебное дерево-уроженец Индии, но его разводят в тропических странах повсюду. Хотя плоды дерева считаются безвкусными, индейцы их очень любят, а кроме того, они поджаривают и съедают многочисленные семена, которые скрыты в мякоти плода.
-Ребята, задумайтесь, о чём будет наш урок?
- Какова его тема?
-Сегодня мы постараемся найти ответ на вопрос: как из зерна получилась булка? Узнаем, как рождается хлеб. Желаю успехов в работе на уроке. Чтобы каждый в конце урока смог сказать: Я понял… Я умею… Я знаю… ФИЗМИНУТКА Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево) Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте) То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево) То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов) То с бельчонком подружился. (приседание) Покатился по дорожке, (бег на месте) И попал ко мне в ладошки. (дети показывают друг другу ладошки)
|
- О хлебе. - О булке. - О муке и т.д.
- Как родился хлеб, булка? - Как булка пришла к нам на стол?
|
4.Построение проекта выхода из затруднения. |
1) Практическая работа - Начнем с практической работы. -Назовите, что лежит у вас на столе.
Работа в парах. - Сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним правила работы в паре. § Говори спокойно § Не перебивай § Умей договориться - Составьте цепочку, как получился хлеб? одна пара у доски ПРОВЕРКА:
-Какую карточку вы положили первой? -Почему первое слово «зерно»? - Второй? Третьей? Четвертой? -Сколько слов в нашей цепочке? -Посмотрите, у нас с вами получился план нашей работы. Мы должны будем последовательно найти ответы на каждое звено цепочки. -Какие вопросы мы зададим себе? -Откуда берётся зерно? - Как и из чего получают муку? - Как делают тесто? - Где выпекают хлеб, булочки и т.д.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
2. Работа по учебнику. - Рассмотрите картинки в учебнике (стр.32). Попробуйте составить задание.
- Верно. И если мы правильно выполним это задание, то у нас выстроится алгоритм получения хлеба из зерна. - Какая картинка будет первой? - С наступлением весны начинается посевная: выезжает в поле трактор, пашет землю, затем её боронит, т. е. выравнивает землю, а затем сеют зерно. В старину Сеял
сеятель старинный, Нынче
сеялка – машина
-Как называется профессия человека, который работает на тракторе? -За лето, благодаря труду агронома, выросли колосья зерновых культур: пшеницы, ржи. - Какая картинка будет следующей? - Наступает время уборки урожая. Отгадайте загадку: . В желтом море Корабль плывет. Он идет, волну сечет. Из трубы зерно течет. - Как называется профессия человека, который работает на комбайне? - Чем занят комбайнер? Человек, какой профессии помогает комбайнеру? Расскажите по иллюстрации. -Что происходит дальше? -Зерно увозит с поля грузовик на элеватор, где его очищают, сушат и хранят. - Как вы думаете, что нужно сделать с зерном дальше? - Есть ли эта картинка? вывешивается картинка - Верно. В старину зерно везли на мельницу, а в настоящее время - на мукомольный комбинат. -Как называют человека, который превращает зерно в муку? -Раньше, людей, которые работали на мельнице, называли мельниками, потом мукомолами. Сейчас труд людей заменили машины. А люди только следят за их работой. И теперь эта профессия называется - оператор по управлению тем оборудованием, которое вы видели. - Что должно быть изображено на следующей картинке? - Часть муки поступает в продажу, а часть отправляют на хлебозавод или мини – пекарню. - В нашем городе есть хлебозавод и несколько мини – пекарен. - Человек, какой профессии выпекает хлеб? - Немало приходится потрудиться пекарю, чтобы на прилавках магазина появился свежий хлеб и хлебобулочные изделия. -Кто продает хлеб и хлебобулочные изделия? |
Карточки
зерно- мука- тесто-булка
Расположи картинки по порядку, подумай, какой не хватает.
Трактор вспахивает землю
Тракторист
Комбайн убирает хлеб.
Комбайн
Комбайнёр
рассказ детей Зерно везут на элеватор
Смолоть муку. Нет. Она пропущена
Завод, где из зерна делают муку.
Мукомол.
Место, где пекут хлеб.
Пекарь.
Продавец |
5.Первичное закрепление во внешней речи. |
1. Работа в группах. - Следующее задание вы попробуете выполнить группой. Группа большая – ряд. Какие правила работы в группе вы должны вспомнить? § Говори по очереди, спокойно § Не перебивай § Слушай говорящего § Обращайся по имени § Учитывай мнение своего одноклассника § Умей договориться (Дети садятся группами) -Как вы уже поняли, прежде чем хлеб придет к нам на стол, он совершит долгий путь, пройдет через добрые руки многих людей. Ведь не сразу стали зёрна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле! -Сейчас мы должны будем найти ответ на вопрос: «Людям каких профессий мы должны сказать спасибо за хлеб?» работа с карточками - Ребята, которые умеют читать, прочитайте для своих одноклассников слова на карточках, вместе обсудите, какие карточки нужно прикрепить на доску.
-Ребята, посмотрите, у нас получилась ещё одна цепочка: тракторист, комбайнёр, шофёр, мукомол, пекарь, продавец. - Сколько их? (6) А как вы думаете, это все профессии, связанные с производством хлеба? Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий
2. Работа с пословицей. - Как же мы должны относиться к хлебу?
- Прочитайте пословицу, объясните, как вы ее понимаете. «Хлеб – всему голова»
|
Ответы групп выставляются на доску. 1). Тракторист, шофёр, парикмахер, контролер. 2). Комбайнер,мукомол, полицейский, почтальон. 3). Пекарь, продавец, учитель, врач.
Конечно нет.
Беречь его.
рассуждения детей |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
-Ребята, давайте попробуем составить небольшую книжку – малышку. Только это не сказка, из которой пришел наш герой, а рассказ «Как из зерна получилась булка» -Работать будете по группам (рядам) 1 группа соединяет загадку о хлебобулочном изделии с картинкой Кольцо
непростое,
Что
на сковородку наливают
В
печь сперва его сажают,
Был
я сыпучим,
2 группа: соотнести картинку с профессией человека ( посевная – тракторист, уборка урожая – комбайнёр, элеватор – шофёр, мукомольный комбинат – мукомол, пекарня – пекарь, магазин – продавец). 3 группа: соединяет начало пословицы о хлебе с концом пословицы Худ обед, коли ……хлеба нет. Без соли, без хлеба -…. половина обеда. Работай до поту, поешь….. хлеба в охоту. Не трудиться - ….хлеба не добиться. Дети защищают свою работу.
|
|
6.Рефлексия деятельности (итог урока) |
-Какая была тема нашего урока? - Какие маленькие открытия вы сделали для себя?
Закончите предложение: Сегодня я узнал… Мне было интересно… Маме я расскажу… - Ребята, если понравился урок, то прикрепите на доску колобка улыбающегося, если нет - хмурого колобка. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.