Когда появилась одежда?
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды;
различать типы одежды в зависимости от ее назначения.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
анализировать иллюстрации учебника;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные результаты:
подбирать одежду для разных случаев;
внимательно относиться к своей одежде.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок. Дети стоят. Учитель обращает внимание детей на гостей.
- Дети, сейчас могут занять свои места те, кто сегодня на уроке будет работать спустя рукава.
- А теперь те, кто будет работать засучив рукава. (дети занимают свои места)
- Ребята, а что означает выражение «засучив рукава»? (работать, взяться [за дело] энергично, со всем усердием и старанием)
- Почему мы не будем работать «спустя рукава»? (делать что-либо лениво, небрежно, кое как)
-Ещё есть близкие по смыслу выражения «штаны протирать», «руки в брюки»: не работать, заниматься бесполезным делом, бездельничать, выполнять работу, не требующую физических или умственных усилий, / вести себя развязно, непочтительно.
II. Определение темы урока. Актуализация знаний. Постановка проблемных вопросов учебной темы
- ***Как называются выражения, о которых мы говорили и в которых есть «скрытый» смысл/значение? (фразеологизмы)
-Названия каких предметов используются во всех выражениях (фразеологизмах)? (одежда, детали одежды)
- Догадались о чём пойдёт речь на уроке?
На доске:
- Ребята, а что такое одежда?
Карточка на доске:
– Где мы можем посмотреть точное значение слова? (В словаре.)
– Правильно. Можно узнать значение слов в толковом словаре. Вот как объясняется это слово в толковом словаре
1. С. Ожегов: «Одежда – совокупность (т.е. группа) предметов, которые покрывают тело»/ «Одежда – совокупность (т.е. группа) предметов, которые покрывают тело».
2. Одежда — изделие или совокупность изделий, надеваемых человеком и несущих утилитарные и эстетические функции.
УЧЕБНИК стр.20
Проблемный вопрос (Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием между житейским представлением учащихся и научным фактом; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос):
- Подумайте, а может ли одежда «говорить»? О чём нам может она рассказать? (умение задавать вопросы)
Учитель выставляет карточки на доске:
Дети задают вопросы. Например:
-Когда появилась одежда?
-Как делали/ют (из чего) одежду?
-Как надевались люди раньше?
-Какая бывает одежда? (и отчего зависит выбор)
- Зачем человеку одежда?
- Вы задали вопросы, а хотите найти на них ответы? (уч.задача: ответить на эти вопросы)
III. Формирование новых знаний
Работа по иллюстрации ↑ (есть в учебнике). Предлагаю поработать с лентой времени и отправиться в прошлое, чтобы найти ответы на наши вопросы.
Работа в группах (четвёрках).
Каждая группа получает конверт с текстом и картинкой. Текст содержит информацию об одежде того или иного времени (эпохи). Картинка не соответствует описанному периоду. Команде необходимо прочитать текст (3-4 предложения). Рассмотреть картинку. Выступить (одному человеку) по порядковому номеру, указанному в тексте. Во время выступления другая команда показывает картинку, соответствующую тексту выступающих, и прикрепляет её на доске к ленте времени.
1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа:
5 группа
6 группа:
Итог групповой работы (выступают представители групп 1-6).
- По ленте времени видно, как менялась одежда. Как вы думаете, почему это происходило? (люди научились изготавливать ткани и научились шить одежду из них)
- Подумайте, а менялся ли материал для изготовления одежды?
Давайте составим схему, как менялся материал для изготовления одежды?
- Из чего делали одежду сначала? (шкура животных, выделанная кожа).
- Первым волокном, которое освоили древние люди считается лён.
- Вторым важнейшим волокном, которое освоил человек была шерсть.
Люди разводили овец, пряли шерсть и ткали примитивные ткани.
- Третье важнейшее волокно, освоенное человеком - хлопок.
- Четвертое важнейшее природное волокно - шелк. Вероятно,
Родиной его производства был Китай.
- Более ста лет продолжается производство синтетических волокон,
из которых делают различные ткани.
-Как выдумаете, почему материал для одежды меняется и в настоящее время? (меняется жизнь…)
Физминутка.
Игра «Одежда или нет» (снятие усталости, нервного напряжения.)
- Я буду называть предметы. Если назову предмет, который относится к одежде – хлопайте в ладоши. Если нет- приседайте. (слайды или картинки)
Шуба пальто кепка брюки платье шляпа тапки сапоги пиджак шорты юбка
Переход:
- Как менялась ткань (материал) для изготовления одежды, мы теперь знаем.
- Скажите, пожалуйста, какую ткань вы бы носили летом? (льняную, хлопковую). А зимой? (меховую, шерстяную).
-Подумайте, всегда ли мы одеваемся одинаково?
-Отчего зависит выбор одежды? (Расскажите, в какой одежде мы ходим?)
Работа по учебнику стр.20-21
Давайте посмотрим в учебник ст.21, на какие группы разделена одежда? Назовите предметы одежды каждой группы.
Чем занимаются люди? Как они одеты? Почему? (с.21)
А от профессии будет зависит одежда? (полицейский, пожарный, врач)
К деловой одежде относится школьная форма, юбка, брюки, жилет, пиджак, галстук, рубашка.
К «спортивной одежде» относится спортивный костюм, футболка, шорты, майка, спортивные брюки.
К «рабочей одежде» специальный халат, фартук, нарукавники, комбинезон, косынка.
К «домашней одежда» халат, платье, брюки и кофта.
Специальную одежду надевают на работе. Профессию некоторых людей можно определить по их одежде.
Вывод: Выбор одежды зависит от вида деятельности и от погодных условий.
Физминутка.
Первичное осмысление и закрепление
- Посмотри скорей вокруг,
Сколько разных в мире брюк,
Юбок, платьев, шуб, пальто,
Шляпок, кофточек, манто.
Кто же это всё придумал,
Что за умный человек?
- Кто придумывает модели одежды? (модельер)
- Гардероб современного человека разнообразен.
Сейчас мы станем модельерами и придумаем костюм
для нашей модели в зависимости от её назначения. →
(На парте у каждого рисунок человека (у девочек – девочка, у мальчиков – мальчик).
С обратной стороны есть значок (символ). Необходимо нарисовать одежду указанного стиля: домик – домашняя, портфель – школьная (деловая), мяч – спортивная, солнышко – одежда для прогулки, лопата - одежда для работы)
*** Можно усложнить задание: нарисовать домашнюю летнюю, домашнюю зимнюю, спортивную летнюю и зимнюю, деловую летнюю и зимнюю, одежду для прогулки летнюю и зимнюю. Можно предложить школьникам договориться.
****Что сделать с готовыми рисунками? Как их проверить? Оценить?????
- Кем вы работали сегодня (модельером)?
- А кто ещё будет работать над изготовлением одежды? (портной, швея, закройщик)
- Люди многих профессий заняты в изготовлении одежды. - Подумайте, а стоит ли одежду беречь?
- Как нужно ухаживать за своей одеждой?
Физминутка
Коля, Коля, Николай, за собою убирай! (идут по кругу друг за другом)
У тебя ленивы руки (хлопают в ладоши)
Под столом ремень и брюки, (приседают)
Не в шкафу рубаха, («рисуют» четырехугольник)
Николай – неряха. (грозят пальчиком и качают головой)
V. Итог. Рефлексия
- Мы начинали свой урок с вопроса «может ли одежда «говорить»»?
- Как вы думаете, что одежда может рассказать о человеке? Одежда создает первое впечатление о человеке, может рассказать из какой он страны, чем занимается…
Продолжите пословицу: встречают по одежке………………, а провожают по уму.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Одежда создает первое впечатление о человеке, но о том какой человек на самом деле говорят его поступки. Поэтому нужно следить не только за своим внешним видом, но и за тем, что ты делаешь.
Оценка своей работы на уроке, используя фразеологизмы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.