муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Прилепская начальная школа»
Конспект урока
окружающий мир во 2 классе
по теме «Неживая и живая природа»
Подготовила учитель начальных классов
Шумская Ольга Николаевна
2020г.
Тема урока: «Неживая и живая природа»
Цель: формировать знания о живой и неживой природе; на конкретных примерах раскрыть связи между неживой и живой природой.
Задачи:
· Дать учащимся первоначальное представление о природе в целом, о живой и неживой природе; определить связи между живой и неживой природой.
· Развивать умение анализировать полученную информацию, умение различать объекты живой и неживой природы.
· Воспитывать чувство ответственности и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные
- формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- умение определять свое отношение к миру;
- формируем любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком, бережное отношение к живым организмам;
- проявление любознательности к изучаемому материалу.
Регулятивные УУД:
- формируем умение определять цель деятельности на уроке;
- формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение устанавливать аналогии;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Тип урока изучение нового материала
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая.
Оборудование: учебники, компьютер, презентация «Неживая и живая природа», тесты, пронумерованные конверты с картинками, сигнальные карточки.
Ход урока
1. Орг момент.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
– Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!
2. Актуализация знаний
Проверяем домашнее задание. Выполнение теста.
- Сейчас проверим как вы справились с заданием. -Я читаю задание и правильный ответ, а вы карандашом ставите крестик если ответ правильный, и зачеркиваете, если не правильный ответ. (Слайды 2, 3, 4)
-А теперь каждый пусть оценит свою работу. - Если все ответы правильные, вы поднимаете желтый смайлик- (Молодцы, вы справились на отлично)
- Если один ответ неправильный – вы поднимаете зеленый смайлик – (Молодец, но надо быть внимательней)
- Если два и больше ответа неправильны – вы поднимаете красный смайлик – (Будь внимательней, учи уроки)
3. Самоопределение к деятельности
-Отгадайте загадки и назовите первую букву в слове-отгадке (Слайд 5)
- Не по рыбам, а сети расставляет. (паук) -С какой буквы начинается это слово?
- У родителей и деток вся одежда из монеток (рыба) -С какой буквы начинается это слово?
- Ходит по двору надутый,
Видом злой и даже лютый.
Грозно крикнет: Клюк-клюк-клюк!
Называется (индюк) -С какой буквы начинается это слово?
- Без языка, а говорит, без ног, а бежит (ручей) -С какой буквы начинается это слово?
- По синему морю белые гуси плывут (облака) -С какой буквы начинается это слово?
- И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать (дождь) -С какой буквы начинается это слово?
- Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (арбуз) -С какой буквы начинается это слово?
- Прочитайте первые буквы отгадок. Какое слово у вас получилось? (природа) (Слайд 6) –Какие предметы лишние (Почему?)
- Какие картинки остались? –Что общего между ними (природа)
- На какие две группы можно разделить эти предметы (живые и неживые)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке. (о живой и неживой природе)
- Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте тему урока.
-Чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? (различать предметы живой и неживой природы, и как они между собой связаны)
-Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка.
4. Совместное открытие новых знаний
-Давайте рассмотрим признаки живой и неживой природы. –
Возьмите конверт с цифрой 1 – Какое действие изображено на картинках? (Все живое
может двигаться)
– Правильно, все живое двигается. Даже растения. Они способны поворачиваться по
направлению к свету, сворачивать и разворачивать свои листья или цветы.
На доске появляется первый признак жизни – движение.
– Что еще отличает живое от неживого? - Возьмите конверт
с цифрой 2 - Какое действие изображено на картинках (Живое растет)
– Я с вами согласна. Любой живой организм способен к росту и развитию. Из
отростка вырастает дерево, из семечка – растение, из ребенка – взрослый человек.
На доске появляется второй признак жизни – рост.
– А что нужно обязательно живому организму для
роста и развития?- Возьмите конверт с цифрой 3 - Какое действие изображено
на картинках (Питание)
– Питаются и растения, и животные, и человек. Третий признак жизни – питание.
– На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые
существа. Возьмите конверт с цифрой 4 - Какое действие изображено на
картинках? (размножение)
– Поэтому четвертый признак жизни – размножение.
– А что будет, если лишить все живое питания? (Оно погибнет)
– Некоторые однолетние растения погибают с
наступлением зимы. Со временем
умирают не только растения, но и животные, и люди растут, взрослеют, старятся и
умирают. Возьмите конверт с цифрой 5 - Какое действие изображено на картинках?
- Следующий признак жизни – смерть.
- Значит, кошка относится к живой природе потому, что она
движется, растет, питается, размножается, умирает. –А камень относится к
неживой природе потому, что он не движется, не растет, не питается, не
размножается, не умирает (разрушается)
– Ребята, посмотрите на доску и
сделайте вывод. Какие признаки, необходимые
для жизни, мы с вами выделили? (Движение, рост, питание, размножение,
смерть,).
– Природа имеет две формы: живую и неживую. -Давайте проверим, обладают ли всеми
этими признаками предметы нашей живой природы: например цыплёнок. (Слайд
7) (движется, растет, питается, размножается, умирает. Следовательно, он
относится к живой природе и т.д.) Горы –не движутся, не растут, не питаются, не
размножаются, не умирают.
-А частью какой природы является сам человек? -Давайте рассуждать –Какие признаки живой природы изображены на картинках? (Слайд 8) (Значит, человек является частью живой природы)
5. Физминутка
Чудеса у нас на свете -
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Помахали мы крылами,
Покружились над горами.
А теперь мы стали львами,
Покачали головами
Зарычали друг на друга,
Замолчали от испуга.
6. Продолжение работы по теме урока
Давайте порассуждаем (Слайд 9)
-Какие из этих объектов относятся к живой приоде, а какие к неживой? И почему? (Слайд 10)
-А теперь представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.
(Слайд 11)
– Что
мы видим на схеме слева? Какая это природа? (Неживая)
– А что видим справа? Какая это природа? (Живая)
– Как вы думаете, что обозначают стрелки на схеме? (Связь между живой и
неживой природой.)
– В чем состоит эта связь?
1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.
2. Без воды все живое погибает.
3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.
Делаем вывод: неживая природа необходима для жизни живых существ.
Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
Природа - наш дом. Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца». (Слайд 12)
Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.
В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину!
Творческое задание
-Работать будете в парах. На листе бумаги вам надо изобразить 2 предмета: живой природы и неживой, которые как-либо связаны.
После выполнения работы несколько пар представляют свои работы.
7. Рефлексия
– Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?
- Какими знаниями, полученными на уроке вы готовы поделиться дома?
- Какое
задание было самое интересное?
– Назовите, что относится к живой природе.
– Назовите, что относится к неживой природе.
-Какие учебные задачи поставили в начале урока? Все ли мы выполнили? Оцените свою работу на уроке. (Слайд 13)
9. Домашнее задание (Слайд 14)
Прочитайте ещё раз текст учебника на странице 24-27 и сделайте 2 рисунка «Живая природа» и «Неживая природа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.