Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Сявская коррекционная школа – интернат»
Конспект урока математики
3 класс
Тема: «Окружность, круг»
Подготовила:
учитель начальных классов
Елсукова Ю. В
Конспекта урока по математике по теме:
«Окружность, круг»
Цель: познакомить обучающихся с новыми понятиями - окружность, круг, радиус.
Задачи:
1. Познакомить с инструментом для черчения – циркуль.
1. Научить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности.
3. Закрепить умения выделять из фигуры составные её части геометрические фигуры.
4. Повышать интерес к учебной деятельности на уроках математике.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютер, циркули, презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент (слайд № 2)
- Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
- Я предлагаю создать друг другу хорошее настроение. Как это сделать? Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. А я желаю ребята, вам хорошо поработать, творите красиво и аккуратно.
2. Актуализация знаний
- Чем мы занимаемся на уроках математики? (ответы детей).
Проведём небольшую разминку (Слайд № 4 – 5).
- Расположите предложенные числа в порядке возрастания, и получится слово.
100 20 80 60 40 90 50 10 30 70
Ь К С Н У Т Ж О Р О
- Молодцы. Вы хорошо справились с этим заданием.
Расположите предложенные числа в порядке убывания, и получится слово.
Ответ: 15 13 12 0
К Р У Г
Постановка темы и целей урока (Слайд №5).
- Молодцы, ребята. А к нам в гости пришел наш верный друг – снеговик. Посмотрите, из каких фигур он состоит?
Сегодня Снеговик – наш верный друг,
Расскажет про окружность нам и круг.
А ещё мы познакомимся с понятием радиус и научимся работать новым чертёжным инструментом. А что это за инструмент, вы назовёте, отгадав загадку.
Загадка Снеговика (Слайд №6)
-Длинноногий и худой.
Чертит след одной ногой,
На другой ноге игла.
Непоседлив, как юла.
Шаг – дуга, два шага – круг.
Угадай, что это, друг?
- А сегодня у нас не совсем обычный урок, поэтому слушайте внимательно, если будут трудности, я рада буду вам помочь. А ещё мы будем сегодня много чертить циркулем.
- Для этого давайте подготовим наши пальчики к работе. (Слайд №7)
3.Работа над новым материалом
- Ребята, из каких фигур состоит Снеговик?(ответы детей).
- Ребята с кругом вы все очень хорошо знакомы ещё с детства. Давайте вспомним, какие окружающие предметы имеют форму круга? (Представлены на слайде №8).
- Правильно ребята, вы, верно, перечислили предметы, которые имеют форму круга.
- Как можно изобразить круг на листе бумаги? (ответы детей: по шаблону)
- Но это не совсем удобно и круг получается некрасивым.
- Удобнее всего воспользоваться циркулем. Вот наш помощник.
Беседа о циркуле. (Слайд №9)
1. Циркуль – это чертёжный инструмент. С ним нужно работать осторожно. А почему? (обобщение ответов детей)
2. Виды циркуля: для работы на доске, ученический, чертёжный - слайд №2
3. У циркуля есть две ножки. Они двигаются. Одна ножка «игла», а другая «грифель».
Ножка «игла» нужна для устойчивости, он зацепляется ею за бумагу, а вторая «грифель» работает – чертит.
Давайте попробуем начертить окружность при помощи циркуля. ( Слайд № 10).
- Возьмём циркуль, поставим ножку с иголкой на доску, а ножкой с грифелем проведите линию, медленно поворачивая циркуль вокруг иглы.
- Линия, которую мы нарисовали называется окружность? (окружность)
- Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголки. Это центр окружности.
4. Возьмите линейку и соедините центр окружности с любой точкой на окружности. У нас получился отрезок, который в математике имеет своё название - это радиус окружности.
5. А теперь попробуйте вы начертить окружность на листе картона.
- Что получилось?
- Закрасьте окружность. Получился круг. Покажите центр круга.
- Молодцы!
- Как вы поняли, что такое круг? (окружность с внутренней частью плоскости, закрашенная окружность)
- Ребята, давайте подумаем, что такое окружность? (очертание, линия, которую оставил грифель - граница круга)
-Как отличить круг от окружности?
- Что же такое радиус?
- Измерьте радиусы окружности?
- Что можно сказать про них? (одинаковые)
3. Физминутка ( Слайд № 11)
4. Закрепление изученного материала.
- А сейчас возьмите в руки циркуль, расположите его на тетрадном листе и начертите 1 вариант – круг, 2 вариант – окружность.
Самопроверка
- Ребята, а что за предмет я держу в руках? (крышка для консервирования)
- Правильно, это крышка для консервирования. Она тоже имеет форму круга. Она цветная. Посмотрите на круг , который вы нарисовали. Закрашен ли он у вас? Внутри каждой такой крышки есть резинка (показываю детям)- это окружность, граница любого круга.
- Проверьте свою работу.
5) Итог урока
- Скоро прозвенит звонок, пора нам подвести итог.
- На протяжении урока вы были активны и внимательны. Мы справились с поставленными задачами.
-Давайте вспомним, о чем вы узнали на уроке, отгадаем загадки:
А) нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку, на кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья (круг)
Б) у круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Она идёт по краю круга
И называется …(окружность)
-Что вы запомнили о радиусе?
- Молодцы!
Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.